Комментарий
2186 9 сентября 2014 13:53

Перспективы Новороссии

Вопрос о статусе двух самопровозглашенных республик на юго-востоке Украины по-прежнему остается темой для бурных дискуссий. Ополченцы допускают возможность переговоров с Киевом по социальным и экономическим вопросам, но не готовы отказаться от идеи независимости.

Киев подчеркивает, что Минский протокол означает, что Украина является целостной и пока не может определиться с предложением по особому статусу восставших регионов.

Подробности в материале: Автономия или государство.

Свою позицию относительно перемирия, уже четвертые сутки действующего на Украине, и перспективах двух самопровозглашенных республик, их статусе «Актуальным комментариям» высказал президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский:

«Ключевым фактором на сегодня надо считать не политические декларации (сколько угодно искренние или не искренние со стороны жителей или политических групп Луганска и Донецка), а сами договоренности, и в ещё большей степени - заявления двух человек об этих договоренностях, а именно - Путина и Порошенко. Эти договоренности действуют, пока в регулярных телефонных разговорах об этом говорят оба этих лидера. Они, напомню, выражают частичное или полное (это не важно) удовлетворение ходом перемирия.

На сегодня это - единственный правовой пункт, который постепенно становится центром медленной, противоречивой, обрывочной, фрагментарной стабилизации. Но только в случае, если перемирие продлится.

И это - признанный факт. Даже Евросоюз, хоть и принял решение по санкциям, пока не торопится их вводить. На этих «пока», на этих отсрочках держится сегодня не просто очень относительное перемирие (потому что и с той и с другой стороны продолжают стрелять), а будущий возможный статус этих территорий.

Сегодня никто ничего не может сказать об этом статусе. Можно делать заявления, можно провозглашать, можно мечтать, но понятно, что спор будет по всем без исключения пунктам, начиная с главного - о целостности Украины и присутствия, вхождения или не вхождения восточных территорий в её состав. Разумеется, Украина сейчас не будет обсуждать независимый статус для Новороссии, так же как и Россия не обсуждала и не собиралась обсуждать, даже потерпев поражение в 1996 году, независимость Чечни. Возникла, как мы помним, формула отложенного статуса. Но я думаю, что даже эта формула являлась бы максимально перспективной для Новороссии. Но рассчитывать, что Киев на это сейчас пойдет, - нельзя.

С другой стороны, предложения Киева об особом экономическом, языковом, культурном статусе, о высоком уровне самоуправления означают исключения из украинской конституции. А украинская конституция не подразумевает никаких особых статусов, в ней нет этого понятия, она, в отличие от российской, жестко унитарная и жестко вертикальная.

Поэтому появление такой зоны исключения создает встречный вопрос: а что позитивного будет предложено с этой стороны, чем будет заполнено, какими культурными, экономическими, политическими, реальными, а не декларативными институциями сможет насытить это пространство новая власть, если она там возникнет?

Ополченцы пока не создали никаких институтов, которые могут функционировать в мирное время. Всё, что мы видим даже через крайне односторонние, если взять российские, средства массовой информации, - это полностью разрушенные социальные, административные и политические территории. Происходящее сравнивают иногда с Украиной времен гражданской войны и махновского "гуляй поле".

Но на Украине этого времени существовали советы, в том числе и в условиях имеющейся власти. Здесь же нет управления, ополченцы не сформировали никакой альтернативной позитивной и обращенной в будущее жителей этих мест власти. Было много пафосных заявлений о борьбе против олигархов, о национализации. Но это всё сталкивалось с реальностью, когда не было даже элементарного полицейского порядка на улицах. А это - мучительно для жителей.

Поэтому на востоке Украины надо обсуждать не химеры каких-то республик, а альтернативу нынешнему порядку. Сегодня людям необходимо понять, в чем заключаются донецкая и луганская альтернативы тому порядку, который существует на Украине. Если альтернативы не будет, то не будет ничего, кроме прикрытия этой территории Россией. А это очень непрочно, - тогда альтернатива будет всё время оставаться: украинский порядок, какой ни какой. То есть, сейчас мы переходим из конкуренции оружия - к конкуренции мирных, социальных, административных, правовых альтернатив. Вот здесь основное поле.

И это поле на данный момент защищено только согласием Путина и Порошенко считать соглашение исполняющимся. У каждого из них свои причины на это. Но делать ставку на оружие опасно. Сегодня можно представить, экстраполируя, какой-то потолок возможного для Новороссии, и этот потолок будет внутри украинского государства. Пробить этот потолок может не оружие, а политическое, социальное творчество, ответственное, но смелое. Если, конечно, там будут группы, которые способны на это. Если возникнет реальная, устойчивая, жизнеспособная альтернатива власти на этой территории, которая будет поддержана населением в этих местах, (а на данный момент это совершенно не очевидно, – население пока не высказалось ни за что). Только тогда может возникнуть государственная перспектива». 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".