Статья
5657 17 марта 2021 14:14

Почему молодежь менее патриотична: общемировое исследование

Современная молодежь в наименьшей степени считает себя патриотами по сравнению с предыдущими поколениями. Об этом говорят результаты исследования Pew Research Center. По данным социологов, только 49% миллениалов (родились с 1981 по 1996 год) скорее считают себя патриотами, при этом «безусловными патриотами» называли себя 35% респондентов.

При этом среди представителей поколения X (1961–1981 годы) «безусловными патриотами» себя считают 64% граждан, среди беби-бумеров (1943–1960 годы) — 75%, а среди молчаливого поколения (1925–1942 годы) — 81%.

Так, отличительной особенностью миллениалов является большая вовлеченность в современные технологии. Эти люди эмоциональные, многозадачные, стремятся быстро зарабатывать и к самореализации. Они также реже идентифицируют себя с какой-либо религией и говорят о том, что верят в бога. Так, только 58% верят в существовании высшей силы. При этом среди представителей поколения X эту точку зрения разделяют 69%.

Особенности поколения родившихся с 1964 по 1984 год — практичность и склонность к экономии. Их главная мотивация — деньги и карьера, которую они готовы строить десятилетиями на одном рабочем месте. Что касается поколения бэби-бумеров, то их отличает привычка работать в коллективе, готовность к самопожертвованию ради общественных интересов и к физическому труду.

В свою очередь социологи отметили, что взаимосвязь, согласно которой патриотическая самоидентификация снижается пропорционально возрасту, — это общемировая тенденция. Так, Институт прикладных политических исследований НИУ ВШЭ выявил в ходе исследований, как меняется отношение к патриотизму у российской молодежи.

Согласно опросу, 78% молодых людей считают, что патриотом не может быть тот, кто не чувствует любовь к Родине, 66% — кто не знает государственной символики, а 63% — кто берет или даёт взятки.

Кроме того, подавляющее большинство молодых людей (74%) говорят, что для страны в первую очередь важно высокое качество образования. Далее идут наука (64%), уровень здоровья (64%), социальной сферы (59%) и экономики (51%). Однако только 5-8% респондентов удовлетворены развитием этих сфер.

«Современное поколение — это поколение добрых пацифистов-консьюмеристов. Результаты исследований демонстрируют, что важнейшей характеристикой страны, которой молодежь могла бы гордиться, является комфорт. Комфортным должно быть всё: и системы социального обеспечения, и инфраструктура, и устройство жизни. Также современному поколению важно ощущение счастья, простого человеческого счастья. Поколенческое желание победить коррупцию, бедность актуализирует вопрос обострённого чувства социальной справедливости. Причём молодые люди остро ощущают те проблемы, которые, казалось бы, напрямую их не касаются (напр. проблемы соцобеспечения, здравоохранения и т.д.), они склонны к сильным сопереживаниям с близкими и окружающими», — пишет проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара в своем Telegram-канале.

Между тем изменилась и формулировка понятия «патриотизм». Ранее молодежь считала, что «патриот — это человек, который умер, защищая Родину». Чаще всего это определение соотносилось с героями, жертвенностью и военными действиями.

Сегодня же молодые люди считают, что патриотом является человек, который любит свою Родину и делает что-то для ее процветания.

«Патриотизм стал очеловечиваться и, что называется, входить в нашу жизнь. В представлениях молодежи, патриотами стали люди, которые честно делают своё дело, отдаются ему с душой. Но. До сих пор молодые люди не могут назвать патриотами себя. Что важно, понятие патриот для молодежи синонимично понятию честного человека, который открыто может сказать о тех проблемах, которые есть в стране», — говорит Касамара.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".