Статья
1542 25 ноября 2020 9:57

Политика Евросоюза в отношении Белоруссии: как найти компромисс

Европейский Союз часто критикуют как изнутри, так и за его пределами за неэффективную внешнюю политику — неспособность защитить свои интересы и ценности в нестабильных регионах, даже в тех, которые находятся по соседству. Критики часто называют ситуацию в Белоруссии одним из самых ярких подтверждений этого в Восточном партнерстве, говорится в  статье приглашенного научного сотрудника Европейского совета по международным отношениям Павла Слункина.

Аналитики предсказывали, что нынешний политический кризис в Белоруссии станет очередным провалом внешней политики ЕС: белорусские власти продолжают арестовывать оппозиционеров — и теперь их сотни, а не единицы, отмечает Слункин.

Однако действительно ли подход ЕС к Белоруссии настолько плох? Отличительной чертой отношений Евросоюза и Белоруссии в период президентства Александра Лукашенко была их цикличность. На протяжении десятилетий стороны были втянуты в порочный круг «замораживание-оттепель-замораживание».

В последние годы ЕС периодически прибегает к тактике санкций, угроз и отказа от сотрудничества. Однако ни один из этих подходов не привел к желаемому результату.

Даже Россия, которая имеет гораздо большее влияние в Белоруссии, чем ЕС, вливала десятки миллиардов евро в ее экономику, а взамен Лукашенко отказался признать поддерживаемые Россией территориальные претензии в Южной Осетии, Абхазии и Крыму и взял под свой контроль местное отделение Газпромбанка.

За последние несколько лет белорусские государственные органы стали воспринимать сотрудничество с западными странами в более позитивном ключе, чем раньше. Белоруссия стала переговорной площадкой по украинскому кризису, ввела ограниченный безвизовый режим для граждан ЕС и освободила своих политзаключенных.

Однако события, происходящие сейчас в Белоруссии, требуют от ЕС совершенно иного подхода. Белорусские власти захотят вернуть себе пространство для маневра во внешней политике и, вероятнее всего, вернутся к своему традиционному торгу вокруг политзаключенных, одновременно шантажируя ЕС и США призраком российской угрозы.

Руководство Белоруссии и дальше будет отвечать на призывы к отставке Лукашенко и новым выборам иллюзорной конституционной реформой, а также имитацией диалога с гражданами и требовать, чтобы западные страны смягчили свои позиции.

Персональные санкции, которые Евросоюз ввел в отношении ряда белорусских чиновников, имеют скорее символический характер, нежели способны оказать какое-либо влияние на текущие политические процессы. Однако использование блоком более широких экономических инструментов — таких, как приостановка всех программ сотрудничества, выделяющих средства белорусскому государству, а также форм кредитования белорусской экономики — имело бы гораздо больший эффект.

Для ЕС важно создать механизм, обеспечивающий реальную помощь жертвам государственных репрессий: бесплатное образование для отчисленных студентов, рабочие места или материальная помощь для тех, кто был уволен из-за участия в протестных акциях, медицинская реабилитация для тех, кто пострадал от действий милиции, а также безвизовый режим для всех граждан республики. Параллельно с этим европейский альянс должен разработать масштабную программу финансовой помощи Белоруссии после проведения в стране новых выборов, считает автор статьи.

Легкого решения кризиса в Белоруссии нет, но и слухи о провале миссии ЕС в республике сильно преувеличены, заключает Слункин.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".