Статья
1613 1 июля 2014 13:00

Позиция арбитра

Президент Украины решил не продлевать режим одностороннего прекращения огня на востоке страны. Подробности в материале: Порошенко хочет стрелять

Политолог, руководитель «Политической экспертной группы
» Константин Калачев о последствиях такого решения и реакции международных игроков.

-  Как вы оцениваете КПД и без того хрупкого перемирия и почему мировые лидеры не смогли убедить украинского президента его продлить?

- Военные действия на Украине, несмотря на объявление перемирия, всё это время продолжались. Причем режим прекращения огня нарушался обеими сторонами.

Объявив о прекращении перемирия, Порошенко лишь констатирует тот факт, что столкновения не прекращаются. К тому же глава Украины находится под давлением общественного мнения. Не так давно возле президентской администрации был большой митинг бойцов Национальной гвардии, требовавших продолжения антитеррористической операции.

Если говорить об общественном мнении Украины (к сожалению, достоверных соцданных по этому поводу нет, но я думаю, что такую картину дали бы замеры в той части страны, которая контролируется киевской властью), то большинство населения выступает за антитеррористическую операцию, продолжение боевых действий. Кредит доверия населения является основным ресурсом Порошенко. Он избран совсем недавно и не может себе позволить растерять популярность за считанные недели и месяцы. В этом смысле президент – заложник настроений украинского общества. К тому же для войны достаточно одной стороны, для мира нужны две стороны.

Я думаю, что ответственность за продолжение боевых действий лежит на обеих сторонах. Было бы неправильно обвинять только украинские власти. Совершенно очевидно, что для ополченцев перемирие – это тоже возможность для переоснащения и подготовки к новым боевым действиям – так же, как и для украинской армии. В этой ситуации правых и виноватых уже нет, у каждого своя правда.

На сегодняшний день в киевском руководстве доминирует точка зрения, что только военные победы могут склонить ДНР и ЛНР, теперь уже Новороссию, к реально серьезным переговорам - к переговорам не как способу выиграть время, переговорам не как части процесса отделения от Украины, а к переговорам по поводу сохранения двух областей в составе Украины на условиях Киева.

- Насколько велико влияние Москвы на лидеров Новороссии?

- Полагаю, что влияние Москвы на ополченцев не так велико, как считают в Киеве и не так велико, как считают западные партнеры. Ополченцы, прислушиваясь к мнению Москвы, в достаточной степени автономны. И на данный момент совершенно очевидно, что было бы упрощением считать их марионетками Москвы, Кремля, абсолютно управляемыми людьми.

Это люди с собственными представлениями о жизни, с собственными задачами и целями, которые могут в какие-то моменты совпадать с задачами российского руководства, в какие-то моменты – расходиться с ними. Не исключаю, что расхождения будут увеличиваться, потому что для Москвы в нынешней ситуации было бы выгодно, чтобы мирный процесс состоялся на основе консенсуса. (Особые права двух регионов – изначальная задача, от которой никто не отказывается. И в этом смысле Москва абсолютно последовательна). Но если говорить об ополченцах, то лозунги о федерализации уже забыты, и кроме как о независимости они думать уже ни о чем не хотят. По их мнению, в том случае, если нет возможности вхождения в состав Российской Федерации, значит, остается, вариант независимости. И здесь это как раз и является проблемой. Предполагаю, что независимая Новороссия – это серьезное обременение для Москвы. К тому же это осложнит вопрос долгосрочных отношений с Украиной.

Каким образом заставить руководителей Новороссии договариваться с Киевом (но договариваться не на условиях Киева, а на условиях, которые будут устраивать две стороны), пока непонятно. Но именно в этом, наверное, и заключается роль Москвы.

- Если карательная операция  на юго-востоке возобновится, как, на ваш взгляд, должна вести себя Россия?

- На данном этапе Москва не позволит осуществить полный разгром ополчения, и какая-то помощь (не только гуманитарная), видимо, будет оказываться. А с другой стороны, для Москвы очень важно снять с себя ответственность за действия ополченцев, в том числе и принимая во внимание необходимость выстраивать нормальные рабочие отношения с западными странами – с США, Германией, Францией и т.д.

Если проследить, как развивался конфликт на Украине, видно, что положение дел стремительно менялось. В какой-то момент стало очевидно, что Россию начинают втягивать в противостояние. Понятно, что ожидания жителей Донецкой и Луганской областей, связанные с присоединением к России, на первом этапе очень способствовали деятельности народного ополчения.

Но в какой-то момент США решили, что им выгоднее с головой втянуть Россию в проблему юго-востока.

Уверен, что для России категорически противопоказано втягиваться в этот конфликт, даже в случае продолжения боевых действий. К тому же есть другие способы помогать: не препятствовать переходу границы добровольцам – тем, кто хочет воевать на стороне Новороссии, закрыть глаза на проблемы виновности в конфликте обеих сторон и занять жесткую позицию поддержки одной стороны, в конце концов, помочь вооружением.

Но если говорить о моей позиции, я лично считаю, что за конфликт на Украине несут ответственность обе стороны (Киев и Новороссия). Для России было бы оптимально выступить не в роли союзника одной из сторон, а беспристрастного арбитра в украинском конфликте, не давая повода говорить о себе как об участнице.

Лина Вискушенко, специально для «Актуальных комментариев»

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".