Статья
2379 16 августа 2012 14:35

Права человека в регионах

Президент РФ Владимир Путин назвал уполномоченных по правам человека своими союзниками и предложил сделать введение этого института обязательным для каждого региона страны.

«Ваша работа как работа людей абсолютно независимых, безусловно, является очень и очень важной. Считаю, что вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав граждан, а это является важнейшей частью моей работы и смыслом, и целью всей деятельности», - заявил президент на встрече с региональными уполномоченными по правам человека.

Он отметил, что институт омбудсменов действует в 67 регионах страны. Это означает, что уполномоченные по правам человека есть не в каждом регионе страны.

«Это значит, что в некоторых территориях по каким-то причинам этот институт не создан. Не хочу ни в чей огород бросать камни, никого не хочу обвинять, но все-таки, видимо, не очень хочется иметь такой институт, независимый от региональной власти, и вообще независимый ни от кого», - сказал Путин.

Региональные омбудсмены не должны быть связаны с политическими партиями, считает Владимир Путин.

«Омбудсмен не должен быть связан с какой-либо конкретной политической партией и не должен заниматься политической деятельностью, чтобы эта работа была абсолютно выведена за рамки политического процесса и возможного в этой связи личного пиара», - заявил президент.

Он добавил, что как только возникает искушение заняться личным пиаром, «начинается дискредитация самой правозащитной деятельности». «Институт (омбудсмена) является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, человека, который пользуется авторитетом в обществе, регионе, муниципалитете, и с мнением которого власть любого города должна считаться», - сказал Путин.

Он отметил, что публичность в работе омбудсмена является основным инструментом достижения целей, поставленных перед институтом уполномоченных по правам человека.

Также президент заявил о необходимости отрегулировать вопрос о реакции региональных властей на доклад уполномоченного по правам человека.
На встрече главы государства с омбудсменами в субъектах РФ зашла речь о том, что юридически руководство регионов не обязано реагировать на доклады уполномоченных, лишь принимая их к сведению. «Это нужно отрегулировать», - согласился глава государства.

В то же время президент обратил внимание на необходимость обеспечения высокого качества работы. «Мы все может ошибиться - и вы, и я», - отметил Владимир Путин.

«Вы делаете все искренне, я, поверьте, тоже, это смысл моей жизни, но мы можем ошибиться», - подчеркнул президент, призвав уделять большое внимание объективности и рассмотрению случаев нарушений прав человека.

Владимир Путин также отметил, что работа уполномоченных по правам человека должна, безусловно, базироваться на законе. «Работа уполномоченного должна быть очень гибкой и учитывать региональную специфику, но основываться, конечно, на общероссийском законодательстве; от него отступать нельзя ни в коем случае», - подчеркнул он.

Президент не против участия уполномоченных по правам человека в квалификационных коллегиях судей.

По его словам, на первый взгляд представляется, что участие омбудсменов в работе коллегий не будет посягать на принцип независимости судей, так как эти коллегии будут рассматривать вопросы дисциплинарного порядка.

«Конечно, надо с судейским сообществом посоветоваться, это само собой разумеется. Но действовать в этом направлении, мне кажется, вполне обоснованно», - сказал Путин.

Комментарии экспертов

Соблюдение прав человека не связано со свободой. А речь идет о нарушении гарантированных Конституцией прав граждан со стороны, прежде всего, государственных органов. 

Конечно, для регионов это злободневно. Речь идет в перую очередь о милицейском произволе, о судебном произволе. Как же это не интересует людей? Мы с этим каждый день сталкиваемся. Это и есть самые что ни на есть права человека. Нарушение прав в рамках судебных процессов, нарушения прав в рамках следственных действий - примеров множество. Поэтому речь идет о таких вещах. 

На Северном Кавказе эта ситуация имеет более обостренный характер. Там она еще отягощается межнациональными вопросами. 

На самом деле в этой сфере есть масса вопросов. Нарушение, допустим, прав предпринимателей. Зачастую эти права нарушаются грубым попранием норм закона с точки зрения процессуального порядка, а также с нарушениями во время судебного процесса. Таких примеров в регионах тоже хватает. Вот если, допустим, бизнес, который связан с властью, отбирают у человека, устраивают против него проверки - это нарушение прав человека? Конечно, это нарушение прав, связанных со свободой экономической деятельности.

Как правило, права человека все-таки рассматриваются прежде всего как право на жизнь, право на труд, право на свободу собраний. Поэтому вопрос в том, что часто в нашей стране соблюдение прав связано с деятельностью государственных органов, которые нередко нарушают грубым образом конституционные права граждан. Власть зачастую, к сожалению, встает не на сторону человека, а пытается защитить «честь мундира» и покрывает нередко чиновников, которые совершают противоправные действия.

С правами человека ситуация в регионах еще хуже. В центре хотя бы есть к кому обратиться: есть телевидение, есть независимые средства массовой информации, более развита судебная система, адвокатура, есть правозащитные организации, в которых можно проконсультироваться, получить какую-то информацию для того, чтобы понять, как действовать в своей ситуации. В регионах очень часто такой возможности нет. И люди оказываются один на один со злым чиновником. А когда они пишут жалобы в федеральный центр, то федеральные ведомства отписываются и пересылают жалобы тем же чиновникам в регионы, на которых люди жалуются. 

Как менять ситуацию? Процесс должен идти с двух сторон. С одной стороны, здесь должна быть очень жестко и четко проявлена воля федеральной власти. Некоторые чиновники должны быть очень предметно наказаны, должна быть проявлена жесткая однозначная политическая воля. Такие слова типа «подавайте в суд» людьми воспринимаются как нежелание вникать в суть вопроса. Потому что у нас в этой системе, которая существует, большинство решений принимается вне правовой сферы. И жесткая демонстрация политической воли в этом вопросе очень нужна.

Но, с другой стороны, это вопрос и общественных организаций. Речь также идет о безусловно свободных средствах массовой информации, с чем в регионах очень плохая ситуация. Поэтому нужно развивать свободные СМИ, дебюрократизировать их, выводить из-под контроля государства, а также развивать независимость суда. Потому что только независимый суд здесь может быть в конечном итоге гарантом защиты прав граждан. Это все не быстрый процесс, но он необходим.

Интереса к теме защиты прав и свобод человека в крупных городах, региональных центрах - больше. Там выше уровень жизни, более образовано население, выше запросы к государству и оказываемым услугам и т.д. Наиболее ощутим запрос на демократические институты. В целом же институциональная структура одна, естественно, что в Москве, что в других субъектах. 

Что касается каких-то особенностей, то можно сказать, наверное, только про то, что в республиках, особенно в мусульманских, менее актуальна данная тематика в силу культурных особенностей. В национальных регионах тема защиты прав и свобод человека менее актуальна в принципе именно в силу специфики их культурно-исторического развития. Пока говорить о каких-то прорывах там не стоит, есть над чем работать. 

И внимание федеральных властей к этой теме говорит именно о том, что центр держит руку на пульсе, понимает проблемы. Активная общественность в крупных городах и региональных центрах может получить некий сигнал, что власти эту тему не оставляют без внимания и работают над тем, чтобы существующие институты не только выполняли формальную роль, но и качественно совершенствовали свою работу. 

Есть традиционные регионы, где звучит очень много критики относительно защиты прав и свобод. Это, как правило, республики Северного Кавказа и регионы, где повышена криминальная активность. Например, Ставропольский край, юг России, Кавказ.  

Если говорить о самих гражданах, многие оценивают свою защищенность, в том числе правовую, к сожалению, не очень высоко. Что касается вопроса о том, насколько московские события, связанные с защитой наших прав на избирательный процесс, подхватили регионы, то я не думаю, что это чисто московский тренд. В Москве это просто заметнее. 

Я выезжаю в регионы, слушаю и наблюдаю за работой тамошних общественных деятелей, правозащитников и могу сказать, что в регионах работа бывает более внятная и эффективная и даже более востребованная гражданами. Я действительно наблюдала несколько таких конференций и могу констатировать: чем ближе к конкретным проблемам граждан, чем дальше от центра с его традиционной политизированностью, тем больше эффективной работы. 

Если говорить о правах в сфере выборов, то традиционно большие города и столицы политизированы. По мере приближения к жителям конкретного региона накладывается местная специфика, и, наверное, эффективность тамошней правозащиты даже можно оценить с социальной точки зрения как более предметную и более понятную гражданам.

Но сейчас мы действительно наблюдаем фазовое изменение в общественном сознании. Могу почти с уверенностью сказать, что в ближайшем времени вывести людей на улицы может тема правосудия. Сегодня качество и адекватность правосудия не устраивает ни тех, кто попадает в судебное разбирательство, ни тех, кто вынужден осуществлять это правоприменение. То есть, на самом деле, это ближайший кризис, который ждет ответа, и ответа немедленного. 

Поэтому будет интересно, как пройдет завтрашняя встреча. Думаю, что президент услышит много любопытного, и это действительно очень важный шаг. Потому что, как бы не воспринимала власть - с обидой или с раздражением или наоборот с пониманием, - те протестные выступления, которые происходили и будут  еще происходить у нас в стране в ближайшее время, лучший и адекватный ответ на них - это изучение, рассмотрение и принятие каких-то соответствующих мер. 

Омбудсмены, если они работают и знают свой регион, могут многие события упредить, предупредив и сообщив президенту о том, что конкретно нужно исправить в их конкретном регионе, какие указания дать их местному начальству для того, чтобы не привести в итоге общество к социальному взрыву. 

И неправда, что людей в регионах интересует только зарабатывание денег. Мы в последние годы наблюдали вполне достаточно серьезные всплески. Многие гражданские инициативы приходили в Москву из регионов, и многие вещи, связанные именно с проблематикой региона, здесь, в Москве, может быть, никогда не подняли бы, потому что просто не знакомы с этими проблемами. Мегаполис всегда поднимает глобальные политические тренды, которые касаются общей политики. А в регионах, спотыкаясь о конкретную проблему, граждане именно требуют ее разрешения и требуют никак не менее решительно, чем это нам представляется в Москве, когда протестующие выходят в целом против власти. 

Разница протеста в Москве и в регионе очень банальна. Как правило, в столице всегда говорят об обобщенной тематике – это или выборы, или реформа МВД, например. Регионы интересует конкретика. Например, Приморье достаточно часто демонстрирует свою гражданскую позицию на улице. Посмотрите, с чем связано это -  с конкретными проблемами региона, воровством на каких-то объектах. То есть протесты в регионе отличаются конкретикой. Те темы, которые не поднимет Москва, регион волнуют. 

Но надо понимать, что политический протест вырастает из неразрешенного социального противоречия. И если региональные власти будут слышать своих граждан и будут с ними взаимодействовать, когда они уже недовольны, но еще не готовы выражать это на улице и в радикальной форме, у нас будет создан баланс, и отношения между властью и обществом радикально изменятся.  

Часто в регионах просто не знают, что такое права человека. Но в регионах могут не знать, что такое, скажем, безопасность или, извините меня, личная гигиена, в том числе женская, но это не значит, что в этом нет необходимости. При советской власти вообще это было неизвестно, но это не значит, что это было блажью.

Конечно, в регионах слыхом не слыхивали, как правило, о правах человека, потому что до них эта цивилизационная мода еще не дошла. При этом в Москве и Питере, где тоже очень много проблем с правами человека, эта тема стоит не так остро, как в регионах, потому что в столицах в среднем более обеспеченная и более образованная публика. Там больше средств массовой информации, они более разнообразны, могут поднять шум по любому поводу все-таки. Поэтому в этих городах такие проблемы как-то более или менее решаются.

В Москве и в Питере, затоптать человека труднее, чем в регионах. Тоже можно, но труднее. В регионах это не составляет никакого труда. И, конечно, регионы дифференцируются по защите прав человека. Если взять, скажем, Северный Кавказ, то, конечно, там вследствие каких-то политических традиций, более серьезных авторитарных тенденций, особенно в Чеченской республике, я не представляю, что может сделать любой уполномоченный по правам человека, если у него не сложатся отношения с местным руководством, например. А если сложатся, то он тоже ничего не сможет сделать, потому что как только что-то он начнет делать, эти отношения сразу испортятся. Поэтому говорить о том, что в Грозном и в Москве схожие проблемы с правами человека, было бы более чем наивно.

Когда речь идет о таких острых ситуациях, как на Северном Кавказе, там, конечно, мало кто может помочь. Все, что могла, делала там героическая женщина Наталья Эстемирова в свое время, помогая людям, и это кончилось для нее трагически. И ее урок, конечно, все усвоили.

А в основном у нас с правами человека плохо. В других регионах просто ситуация спокойнее, чем на Кавказе, но проблем с правами человека много. Какое средство массовой информации может пойти против местного губернатора? Никакое. Уполномоченный по правам человека? Тоже не вполне представляю, кто пошел бы против местного высокого начальства. Просто там угроз не так много, как на Северном Кавказе, а защита там тоже ограничена.

Ситуацию можно изменить только в целом. Если просто повысится уважение к личности человека, уважение к человеческой жизни, если угодно, уважение к закону, уважение к Конституции, независимость суда, тогда улучшится ситуация с правами человека. Пока у нас суд такой, какой он у нас есть, о каких правах человека мы можем говорить? 

Когда всегда будет приниматься обвинительное заключение, когда за деньги будет принято любое решение, когда по звонку от начальства может быть принято любое решение - здесь можно сколько угодно толочь воду в ступе. Можно хоть целый батальон уполномоченных по правам человека назначить - от этого ситуация не изменится в лучшую сторону. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".