Правительство внесло в Думу законопроект о бюджетном правиле. В нём предусмотрен защитный механизм от снижения цен на нефть.
Правительство внесло в Госдуму законопроект о бюджетном правиле. Информация о внесении законопроекта «О внесении изменений в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» содержится в электронной базе документов нижней палаты парламента.
Законопроект разрабатывал Минфин.
Ранее сообщалось, что данное бюджетное правило основано на использовании базовой цены на нефть для определения предельного уровня расходов бюджета. В таком случае расходы не могут превышать расчетную величину доходов при базовой цене, увеличенную на дефицит бюджета в 1% ВВП.
Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год и плановый период понимается средняя цена на нефть за пятилетний период для очередного финансового года, шестилетний и семилетний периоды для первого и второго планового периода с ежегодным увеличением периода на один год до достижения 10 лет. Данные положения распространяются на формирование бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Таким образом, при введении бюджетного правила с 1 января 2013 года базовая цена на нефть для 2013 года определяется как средняя за 2007-2011 годы, для 2014 года - как средняя за 2007-2012 годы, для 2015 года - как средняя за 2007-2013 годы. С 2018 года базовая цена будет определяться на основе 10-летнего периода, передает «Интерфакс».
В законопроекте предусмотрен также дополнительный защитный механизм от длительного снижения цен на нефть, при котором в том случае, если среднегодовая цена за трехлетний период не превышает базовую, то последняя рассчитывается как средняя за эти три года.
Предусматривается следующее использование нефтегазовых доходов. Если цена на нефть превышает базовую, избыток нефтегазовых доходов идет на пополнение Резервного фонда до достижения им нормативной величины 7% ВВП, после чего дополнительные нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.
При этом после достижения размера Резервного фонда величины 7% ВВП общий объем расходов бюджета может быть увеличен на сумму, не превышающую 50% дополнительных нефтегазовых доходов, и направляться на финансирование крупных инфраструктурных и других приоритетных проектов.
Минфин предлагает также разрешить правительству использовать часть дополнительных доходов от нефти и газа на замещение источников финансирования дефицита без внесения поправок в закон о бюджете.
В том случае, если прогнозная цена на нефть будет складываться ниже базовой, средства Резервного фонда предлагается направлять на покрытие дефицита в объеме не поступивших в бюджет из-за снижения цены нефтегазовых доходов. Также в законе о бюджете на очередной год в таком случае может быть предусмотрено использование Резервного фонда на досрочное погашение внешнего госдолга России.
Изменяется требование к размеру дефицита бюджета: если сейчас он не может быть больше ненефтегазового дефицита, то теперь предлагается ограничить его 1% ВВП без учета средств Резервного фонда, направляемых на финансирование дефицита при цене на нефть ниже базовой.
Помимо этого, из Бюджетного кодекса исключаются статьи, посвященные ненефтегазовому дефициту и нефтегазовому трансферту.
Предлагаемое бюджетное правило, по мнению Минфина, реализует следующий подход - если цена на нефть краткосрочно отклоняется вверх или вниз от текущего уровня, то на расходах это почти не отражается, а изменение доходов сглаживается за счет накопления или использования Резервного фонда.
Если цена устойчиво находится на более высоком или низком уровне, то базовая цена повышается и снижается, соответственно, повышаются или снижаются расходы.
Минфин отмечает, что при определении базовой цены на основе меньшего интервала объем расходов изменяется слишком сильно из-за краткосрочных колебаний цен на нефть.
Принятие данного бюджетного правила, по оценке министерства, приведет к снижению расходов бюджета при базовой цене нефти с 21% ВВП в 2012 году до 17,4% ВВП в 2020 году.
При умеренном росте нефтяных цен до 2020 года - около $100 за баррель в ценах 2011 года - ненефтегазовый дефицит сократится с 10,6% ВВП до 7,4% ВВП.
В то же время Минфин отмечает, что если общий объем расходов бюджета на 2013 и 2014 годы сохранится на ранее утвержденном уровне, то дефицит может составить 2% и 1,3% ВВП соответственно (сейчас законодательством установлено 1,6% ВВП и 0,7% ВВП соответственно).
В связи с этим, отмечает министерство, может потребоваться включение в законопроект дополнительных положений, регулирующих применение правила при формировании основных характеристик бюджета на 2013 и 2014 годы, в том числе о сокращении условно утвержденных расходов.
Кроме того, могут быть введены дополнительные постоянные нормы, предусматривающие в случае снижения доходов бюджета сокращение условно утвержденных расходов при условии сохранения общего объема ранее утвержденных расходов на исполнение действующих обязательств.
Помимо поправок, касающихся нового бюджетного правила, в законопроекте предлагается продлить на год перечисление Центробанком в федеральный бюджет прибыли на уровне 75%. Таким образом, 75% прибыли ЦБ будет перечислять за 2012, 2013 и 2014 годы.
Напомним, накануне президент Владимир Путин выступил с Бюджетным посланием, в котором в частности сформулировал основные принципы формирования бюджета на ближайшие годы.