Статья
3320 22 августа 2012 16:44

Православный патруль

Добровольные православные дружины будут патрулировать святыни в Москве и Подмосковье.

«При обнаружении лиц, совершающих кощунственные действия в отношении православных святынь, оскорбляющих православную веру, проявляющих агрессию к священникам, мы оставляем за собой право принимать соответствующие меры», - заявил «Интерфаксу» глава православного движения «Святая Русь» Иван Отраковский, который организовал дружины.

«Мы не призываем к физической расправе, мы призываем к справедливому наказанию! Мы не призываем к наступлению, мы призываем к защите!» - подчеркнул Отраковский.

Он пояснил, что дружинники будут действовать строго в рамках закона и координировать действия с полицейскими.

По словам Отраковского, члены его организации больше не могут смотреть «на вопиющее беззаконие, творящееся на родной земле и происходящее при бездействии и попустительстве властей».

«Мы помним, что мы православные люди, и это наша земля, мы на ней хозяева и за нее в ответе. Наши православные предки построили это великое государство, собрав его из осколков разрозненных племен. И мы не можем спокойно взирать, как попирается наша родная вера под трусливое молчание, а то и одобрение предателей, отрекшихся от Христа», - заявил глава православного движения.

Он призвал всех православных организовываться в дружины, «ввести по всей России посменное патрулирование возле наших родных святынь». «Выходите с отцами, матерями, детьми, братьями и сестрами. В каждом районе есть свой храм, своя святыня. Защитите их, не отдайте на поругание! Каждый ответит перед Богом, что он сделал и что не сделал - встал ли за правду Христову или отсиделся дома», - заявил Отраковский.

Как сообщалось, ранее глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов предложил усилить охрану православных церквей в связи с многочисленными нападениями на храмы, происходящими в последнее время.

Со своей стороны депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов заявил о намерении добиться законодательных ограничений на проведение массовых мероприятий вблизи религиозных объектов. Согласно документу, в региональных законодательствах о массовых мероприятиях будет установлен список улиц и площадей, где запретят проведение митингов и пикетов.

«Мы будем осенью рассматривать эту инициативу, и я хочу внести корректировку небольшую, которая предусматривает возможность проведения массовых мероприятий в непосредственной близости от религиозных объектов только после согласования с руководителем данной религиозной общины», - рассказал Милонов.

В случае если поправка войдет в финальную версию законопроекта, Милонов может предложить городскому парламенту внести это предложение в Госдуму. Депутат не исключил такой вариант, подчеркнув, что пока он лишь обсуждается.

В мэрии Москвы уже отреагировали на инициативы православных. Городские власти против того, чтобы улицы столицы патрулировали православные дружины, о создании которых объявило движение «Святая Русь».

«Я считаю, что это неправильный подход. Это, наоборот, раскалывает общество, у нас многоконфессиональное государство», - сказал «Интерфаксу» глава департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров.

По его словам, деятельность народных дружин регламентирует специальный закон города Москвы.

«Если говорить о дружинах, которые будут иметь конфессиональную или национальную направленность, то мое мнение, что это не продуктивный путь развития данного рода деятельности», - подчеркнул чиновник.

«У нас в Москве уже сложилась нормальная практика работы дружин, которая реализуется по территориальному принципу. Это эффективно, и дальше развитие будет идти в этом направлении», - отметил Майоров.

Со своей стороны глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что появление в московском регионе добровольных православных дружин приведет к негативным последствиям.

«Православные святыни будут охранять православные дружины. Погодите, тогда необходимо создать добровольные дружины, которые будут охранять мусульманские святыни и еврейские. Можно подумать о создании атеистических дружин - люди ведь имеют право быть атеистами», - отметила Алексеева.

«Будут эти дружины ходить и требовать справедливого наказания. Представляете, что получится в нашей мультирелигиозной и мультинациональной стране? Или у нас православие стало государственной религией без изменения Конституции?» - сказала правозащитница.

В Московском патриархате не согласны с мнением, что многоконфессиональный состав российского общества создает законодательные препятствия для создания православных патрулей.

«Если мне кто-то на глобусе покажет немногоконфессиональную страну, я тому готов выписать денежную премию. Это не аргумент. У нас ведь полицейский, например, может быть и мусульманином, и даже баптистом - кем угодно. И что здесь незаконного?» - заявил порталу «Интерфакс-Религия» в среду глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

Он одобряет такого рода инициативы. «Если это будет в рамках закона, это замечательно. Но непонятно, сколько у них "штыков", потому что только в Москве действующих храмов около четырехсот, а всякие хулиганские выходки осуществляются в том числе и ночью», - сказал он

Отреагировали на дискуссию вокруг защиты храмов и в Госдуме. Первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслов Лысаков (фракция «Единая Россия») предлагает ужесточить наказание за вандализм по отношению к религиозным святыням и не исключает, что в Госдуму внесут такой законопроект.

«Сейчас появились, я их назову, дебилы, которые начали поджигать церкви, заниматься прямым вандализмом и осквернением святынь, к какой бы конфессии они ни имели отношение. Сейчас речь идет о православных церквях, но такие же действия гипотетически могут быть и против мечетей, и против синагог. За это надо жестко наказывать», - сказал Лысаков «Интерфаксу» в среду.

По его словам, он поддерживает обеспокоенность православного сообщества в этом вопросе.

Напомним, что волна осквернения храмов поднялась на фоне судебного процесса над участницами панк-группы Pussy Riot. В частности, 19 августа неизвестные нанесли надписи на стены двух православных храмов в Южно-Сахалинске, а несколькими днями ранее хулиганские надписи появились на одном из древнейших соборов Пскова.

17 августа Хамовнический суд Москвы приговорил трех участниц Pussy Riot к двум годам колонии общего режима по обвинению в хулиганстве на почве религиозной ненависти.

Поводом для тюремного заключения послужило выступление участниц панк-группы на амвоне храма Христа Спасителя в феврале текущего года. Свой перформанс девушки назвали «панк-молебном». Из видеоролика с выступлением был смонтирован клип, который выложили в Интернет. Впоследствии три участницы Pussy Riot - Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич - были задержаны и помещены под стражу. Гособвинение просило наказать девушек лишением свободы сроком на три года.

Комментарии экспертов

Церкви, по идее, должен охранять Господь Бог. Если Бог от них отвернулся, то для чего они нужны? Другое дело, что орудиями Господа Бога могут выступать самые разные люди, явления, процессы. Например, кощунника, который посягнул на церковь, может поразить молния на пороге этой церкви, его или его ближних может поразить страшная болезнь, может подняться ураган и унести его, воды Москва-реки могут выйти из берегов и смыть кощунника или кощунниц – все в руках Божьих.

Но, с другой стороны, дружина, полиция, просто хулиганы с палками, которые нападают на кощунников и кощунниц, тоже могут быть посланы Богом. В этом смысле, если считать, что все, что делается на свете, делается Богом, то и кощунников посылает Бог, чтобы испытать чад своих, и наказания кощунникам посылает Бог – что ни делается, все от Бога.

Если же абстрагироваться от Бога и рассматривать церковь как самый обычный государственный или общественный институт, то есть если вынести Бога за скобки и рассматривать чисто правовую сторону этого дела, то создание православных дружин представляется мне совершенно абсурдным.

Один поступок Pussy Riot, который суд оценил как хулиганство средней степени тяжести (за серьезное хулиганство не дают два года, а многие считают, что это вообще не хулиганство, а мелкое административное нарушение), даже распиаренный всеми средствами массовой информации мира, явно не стоит того, чтобы усиливать охрану церквей. О других же посягательствах на православные храмы я за последнее время не слыхал.

Может быть, они и есть, но мне о них абсолютно ничего не известно. Таким образом, масштаб мелкого административного нарушения или мелкого хулиганства и желание создавать общественные дружины для защиты церквей – явления абсолютно несопоставимые.

То, что Госдума примет решение об ужесточении наказаний, в этом нет никаких сомнений. Это абсолютно очевидно, поскольку депутаты Думы измеряют свою лояльность государству, прежде всего, своей почтительностью по отношению церкви. Считается, чем ниже кланяемся церкви, тем более мы лояльны по отношению к государству. Так что закон этот будет принят вне всякого сомнения. Закон этот, с моей точки зрения, абсолютно не нужен.

Он был бы нужен в одном единственном случае: если бы в последнее время были массовые нападения на церкви, мощное антицерковное движение, хулиганские нападения, поджоги церквей, нападения на священников и т.д. Абсолютно ничего подобного в обществе нет, никто и не провозглашает таких целей, нет ни одного общественно-политического движения, которое ставило бы своей целью борьбу с церковью (например, закрытие церквей, государственную пропаганду научного атеизма или просто атеистическая деятельность). Атеистической деятельности в нашей стране нет. Есть отдельные атеисты, есть совершенно забытые, запыленные, заплеванные атеистические организации для отдельных чудаков, но атеистического движения в стране нет. Поэтому с кем, собственно говоря, надо бороться, я так и не понял.

Все это есть реакция на выступление Pussy Riot. Причем это наш ответ не только несчастным Pussy Riot. Это наш ответ Полу Маккартни, Мадонне и тому движению, которое поднялось на Западе и в России. И ответ этот - запредельно глупый. Потому что если Маккартни и прочие глупые певцы (как сказал Газманов: «Великий певец – не обязательно умный человек») обвиняют Россию в том, что здесь церковное государство, что здесь церковь сроднилась с государством, что здесь средневековые нравы и т.д., то, приняв в ответ такой закон, подтверждаются и усиливаются такие обвинения. То есть новыми ожесточениями закона дают господам Маккартни, Мадонне и прочим русофобам лишние козыри в руки.

Если говорить о намерении создать православные дружины, то в данной инициативе, как и практически в любой другой, «дьявол кроется в деталях». Если гипотетически предположить, что православные дружины – это просто какие-то группы добровольцев, которые не будут пользоваться никакими особыми процессуальными полномочиями, то против этого нет смысла возражать. Хотя я, честно говоря, логику авторов данной инициативы не понимаю. Сейчас, в принципе, законодательство не запрещает группам добровольцев объединяться и охранять православные храмы хоть на территории Москвы и области, хоть на территории всей России. Это не запрещено законом, а то, что не запрещено законом, то разрешено.

Другое дело, что у этих добровольцев нет никаких полномочий. То есть если они увидят какое-то правонарушение, они имеют право попытаться воспрепятствовать ему, попытаться задержать нарушителя, но при этом обязаны сразу же обратиться в правоохранительные органы. Если такие же положения будут продублированы и в законодательном акте, то ничего страшного не вижу. Но я, правда, не вижу в этом и смысла. Поэтому возникают некоторые подозрения, что авторы данной инициативы попытаются придать этим так называемым дружинам какой-либо повышенный процессуальный статус, что-то вроде казаков на юге России, а возможно даже что-то вроде вневедомственной охраны.

Вопрос опять же остается отрытым относительно того, разрешат ли как-то их вооружать и т.д. и т.п. А это уже чревато формированием на территории России вооруженных объединений, которые, по большому счету, не подконтрольны государству. У нас государство светское, церковь отделена от государства, и, наоборот, государство защищает церковь. Самый яркий пример: патриарха охраняют сотрудники Федеральной службы охраны еще с 90-х годов на неофициальной основе, а недавно были внесены изменения в законодательство, и теперь они это делают абсолютно официально. И возникают опасения, не собирается ли радикальное крыло в православной церкви таким образом сформировать какие-либо свои боевые отряды.

На нынешний момент, в принципе, ситуация с охраной храмов в Москве нормальная. То есть там, где могут себе позволить приходы, они охраняются. А они много где себе могут позволить, потому что в нулевые годы церковь стала достаточно богатой структурой, там несут охрану сотрудники ЧОПов. Они по действующему законодательству имеют право задерживать тех, кто нарушает законодательство. Другое дело, что они не имеют право обыскивать, проводить какие-либо другие процессуальные действия. Опять же, они для этого обязаны вызвать сотрудников полиции, которые уже пользуются всей полнотой процессуальных полномочий.

Думаю, что нынешняя ситуация, то есть когда храмы охраняют ЧОПовсцы, – она вполне нормальна. И никто не мешает активистам православной общественности помогать этим ЧОПовцам в охране храмов и прилегающей территории. Другое дело, что когда были стычки возле того же храма Христа Спасителя и где-то еще в культовых местах, поводом для которых стала ситуация вокруг Pussy Riot, то некоторые православные активисты оказались в равном правовом положении вместе с защитниками Pussy Riot. То есть стычки со сторонниками Pussy Riot с точки зрения закона характеризовались просто как драка.
Очень может быть, что православным активистам и их покровителям в православной церкви не понравилось, что и сторонники, и защитники Рussy Riot находились в равном процессуальном статусе. И те и другие с точки зрения закона были рядовыми гражданами. И, возможно, таким образом они пытаются поставить православных активистов на более привилегированную ступень по сравнению с обычными гражданами.

Такая ситуация тоже настораживает. Поэтому я просто не вижу причин для того, чтобы излишне законодательно регулировать деятельность православных активистов, православных дружин, не важно в Москве и области или на территории всей России. Действующее законодательство не мешает верующим и активным гражданам защищать и поддерживать правопорядок в храмах и на принадлежащих им территориях, но при этом, естественно, главная роль отводится сотрудникам правоохранительных органов.

Что касается ужесточения наказания за осквернение храмов, эта инициатива оправдана, поскольку дело Pussy Riot продемонстрировало, что в данной сфере российское законодательство немножко недоработано. Его должны дорабатывать либо суды своей практикой, либо законодатель, внося соответствующие поправки в нормативно-правовые акты. Наверное, второй путь более логичен и будет более ясен для правоприменителей, потому что все-таки сейчас, когда у нас активизировалась как православная церковь, так и ее противники, инциденты, подобные ситуации вокруг Pussy Riot, не прямо в такой же форме, но тоже направленные против православной церкви, будут множиться. Сейчас растет поляризация общества, и одним из полюсов выступает церковь, соответственно, поляризуются и ее противники, которые переходят к более радикальным методам.

Поэтому, конечно, законодательное разграничение мест массового поклонения оправдано. Это, кстати, касается не только православной церкви, это должно касаться и памятников, которые оскверняются вандалами, и кладбищ и так далее. Разграничение между этими территориями с особым статусом и обычным жилищем рядового гражданина, конечно, необходимо, потому что разная степень общественной опасности причинения вреда местам массового поклонения и жилью обычного гражданина.

Соответственно, наказание в первом случае (осквернения мест массового поклонения, подчеркиваю, это не только церкви, но это и памятники и прочее) должно быть гораздо более жестким.

Это человеческое право - отделять себя от других. Тоталитарно-либеральное общество всех смешивает в одну кучу, а нормальное человеческое общество живет совсем не так. Поэтому совершенно нормально, что православные хотят охранять свои храмы после актов вандализма и от актов, оскорбительных для православных верующих. Это абсолютно правильно. Если будут какие-то пакости твориться в православном храме, в который я хожу, то и я поучаствую в дружине.

Не дойдет ли до мордобоя? Если какие-то подонки будут лезть на территорию православного храма, поджигать его или мочой поливать, то это приведет к мордобою, который будет абсолютно оправдан в данной ситуации. Если стычек не будет, то наличие дружин просто приведет к дисциплинированию верующих.

Что касается предложения ужесточить наказание за осквернение церквей, то я против всех этих ужесточений. Все это - популистские инициативы. Я считаю, что если бы этим Pussy Riot дали бы сразу две недели, и они эти две недели отсидели подобно какому-нибудь Удальцову, то про это уже все бы забыли. То, что их вот так упаковали в тюрьму, только привело к тому, что все эти разрозненные группы ненавистников христианства и религии получили своих святых мучеников, свое знамя.

Пусть те, кто ужесточает законодательство, не думают, что их сразу так забоятся. Это им только азарт прибавит. К сожалению, наши депутаты многие, которые происходят из прокуроров и из полицейских, мыслят постоянно как полицейские, их фантазия за рамки фантазии городового не выходит.

Православные дружины не нужны, потому что у нас конфессий много. Мне даже трудно себе представить, что в каждой конфессии будут организованы некие дружины.

Дружина предполагает, что должны собраться люди, которые должны заниматься, в том числе и вопросами правопорядка, что не должно быть характерно для сообществ, если мы говорим о конфессиях. Создав дружины, появляется попытка противопоставлять одну конфессию другой.

На самом деле, у нас есть правоохранительные органы, которые должны заниматься сохранение правопорядка. Мы не вправе подменять функции и те задачи, которые стоят перед правоохранительными органами.

Другой вопрос, что эта тема может обсуждаться на уровне общественных организаций, гражданского общества, в экспертном сообществе.

Что касается ужесточения законодательства по отношению к тем, кто оскверняет храмы, мне кажется пока нужно воздержаться. Давайте мы все-таки будем благоразумными, что же мы все время пытаемся что-то ужесточить, постоянно какие-то препоны перед человеком ставим. Мы должны уметь вести диалог друг с другом. Это главное сегодня, это должно быть на повестке дня. Не надо пытаться выдвигать всякие идеи, которые направлены исключительно на ужесточение.

Считаю, что та ответственность, которая предусмотрена сегодня по действующему законодательству, достаточно жесткая. И надо в данном случае обратить внимание как у нас складывается правоприменение. но не пытаться все время вносить изменения в действующее законодательство. У нас уже и так гора этих изменении и дополнений, что порой даже профессиональные юристы в этом разобраться не могут.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".