Статья
849 27 апреля 2009 0:02

Президиум правительства

Состоялось заседание Президиума Правительства РФ. Рассмотрены карта проекта развития пенсионной системы России до 2012 года, проекты федеральных законов, связанных с введением системы страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального и Фонд обязательного медицинского страхования, а также вопрос о ходе реализации мер по поддержке труда граждан в связи с последствиями мирового финансового кризиса.

Целью программы развития пенсионной системы является повышение уровня жизни пенсионеров до 70-75% от уровня жизни работающего населения. Предполагается, что средний размер трудовой пенсии в 2012 году по сравнению с 2008 годом возрастет в 2,19 раза, страховая часть трудовой пенсии к концу 2012 увеличится в 1,6 раза по сравнению с концом 2008 года, а социальная пенсия – в 2,11 раза. Планируется завершить в 2009 году создание нормативной правовой базы и приступить к решению задач проекта с 1 января 2010 года.

Открывая заседание президиума правительства, Путин подчеркнул необходимость отслеживания текущей ситуации с распространением «свиного гриппа» в некоторых странах и поручил эту деятельность профильным ведомствам. Путин накануне заседания подписал распоряжение о создании специальной правительственной комиссии по предупреждению эпидемии. По словам Путина, российские санитарные службы уже предприняли ряд мер, в том числе запрет на ввоз свинины и некоторых других мясных продуктов из стран Центральной Америки и ряда штатов США и установление карантина в аэропортах.

При обсуждении проекта модернизации пенсионной системы Путин подчеркнул, что средний размер трудовой пенсии не позднее 2024 года должен составить 2,5 прожиточных минимумов пенсионера. По словам премьера, рост пенсий в реальном выражении к концу 2009 года составит более 9%, а средний размер социальной пенсии достигнет прожиточного минимума пенсионера. В 2010 году средняя трудовая пенсия будет составлять 7946 рублей, а социальная пенсия - 4917 рублей. С 1 января 2010 года пенсионные права, приобретенные до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10% и плюс 1% за каждый год стажа, заработанного в советское время. Кроме того, законодательно закрепляется положение, что минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан с учетом других мер социальной поддержки не может быть меньше прожиточного минимума в субъекте РФ. Говоря о системе страховых взносов, Владимир Путин отметил, что в 2010 году тарифы страховых взносов сохраняются на уровне действующих ставок ЕСН, но будут начисляться по «плоской» шкале. При этом, если годовой доход превышает 415 тыс. рублей, страховые взносы взиматься не будут.

Комментируя ситуацию на рынке труда, Путин отметил, что прирост безработицы в целом по стране в марте-апреле стабилизировался на уровне 1,6% в неделю, а в некоторых регионах он и вовсе стал отрицательным (безработица стала уменьшаться). Кроме того, Путин отметил снижение темпов роста численности работников, предполагаемых к увольнению - ее еженедельный рост уменьшился с 14,8% до 5,5%. По словам премьера, главная задача правительства – не допустить массового роста безработицы в промышленно развитых регионах и монопрофильных городах. Общий размер субсидий, направляемых из бюджета на борьбу с безработицей, в этом году составит 76,9 миллиардов рублей. Из них 43 миллиардов рублей регионам уже перечислено. Как сообщает агентство «Интерфакс», сейчас согласованы и одобрены все 82 региональные программы занятости; они будут на 93% профинансированы за счет бюджета. На эти цели дополнительно зарезервировано 43,7 миллиардов рублей. Уже перечислено 9,2 миллиардов рублей в 75 регионов. В.Путин подчеркнул, что в результате реализации этих мер будет создано более 1 миллиона временных рабочих мест, около 220 тысяч работников смогут пройти переподготовку, а 50 тысяч человек – стажировку.

Также Президиум Правительства РФ поддержал законопроект о внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», позволяющего получать статус государственных научных центров Российской Федерации вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Комментарии экспертов

Ситуация с наполнением пенсионного фонда достаточно сложная. Это связано с тем, что количество работающего населения сокращается, особенно в связи с экономическим кризисом, при этом пенсии продолжают увеличиваться. Для того, чтобы компенсировать дефицит пенсионного фонда, приходилось включать бюджет, дефицит которого пополняется за счёт резервного фонда. Соответственно, для того, чтобы существенно упростить наполнение пенсионных фондов, минздравсоцразвития предложили заменить Единый социальный налог, с помощью которого собирались денежные средства в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования, на страховые взносы.

Вокруг данного вопроса традиционно шла ожесточённая борьба. Минфину удалось добиться их введения с 2010 года, в то время, как Минэкономразвития, а также вице-премьеры Игорь Шувалов и Александр Жуков предлагали перенести введение данного налога на 2011 год. Тем не менее, вице-премьерам удалось добиться моратория на повышение ставки по страховым взносам – потому что предполагалось не просто ввести страховые взносы, предполагалось ещё увеличить их ставку. В результате пенсионный фонд получал значительные денежные средства, бюджет полностью терял налоговые поступления по линии ЕСН, а Минфин мог избавиться от социального пополнения дефицита бюджета. Всё это становится возможным в случае перехода на страховые взносы. Но для улучшения ситуации в социальной сфере, конечно же, необходимо серьёзное экономическое развитие, потому что чем сильнее экономический спад, тем меньше работающего населения в экономике, тем сильнее нагрузка на пенсионную систему.

Сейчас важно удержание контроля над уровнем безработицы. С одной стороны, всё-таки необходимо проведение структурных реформ и повышение эффективности производства, а с другой - нельзя упускать безработицу из-под контроля. Ухудшение прогноза Минэкономразвития на 2009-2010 годы было обусловлено именно прогнозом высокого уровня безработицы и падения потребительского спроса. Поэтому все меры удержания потребительского спроса – это всё антикризисные меры. Это первое.

Во-вторых, всё-таки пенсионеры у нас – самая уязвимая группа в условиях кризиса. Приработки и дополнительных доходов у них нет, а инфляция продолжает быть значительной. Поэтому, с моей точки зрения, достижение обозначенных премьером параметров в 2010 году реально.

Теперь по поводу 2024 года. Почему, на мой взгляд, это возможно? Одна крупная консалтинговая компания вела оценку экономической ситуации и оценила, что у нас есть возможность и необходимость обеспечить удвоение за 10 лет удвоение производительности труда и показала, за счёт чего это можно сделать. Если экономика будет расти, если в среднем в следующие 15 лет будут сохраняться темпы экономического роста хотя бы 5,5-6%, то это окажется возможным. Возможным несмотря на ухудшение демографической структуры – когда нагрузка на пенсионеров и соотношение числа работающих и числа пенсионеров существенно вырастет. Главный вопрос – это интенсивная составляющая экономического роста, повышение производительности труда, повышение его эффективности. Если мы перейдём на интенсивные компоненты и факторы роста, то это реалистично. Кстати говоря, это и будет фактором, предотвращающим кризисы в будущем.

Но по поводу 2009-2010 года я считаю, что это реалистично, потому что, например, МЭР закладывает в прогноз существенно более низкие цены на нефть на 2009 год, чем они складываются по тренду. МЭР «закладывает» 45 долларов за баррель, то есть цены февраля, в то время, как в марте они держались около 50, и международное энергетическое агентство «закладывает» около 55. Я думаю, что средняя цена на нефть в 2009 году будет около 52 долларов за баррель. А 52 – это всё-таки на 7 долларов и почти на 20% больше. Это почти треть триллиона рублей дополнительных доходов бюджета и существенно меньшее падение ВВП, чем предсказывают Эльвира Сахибзадовна с командой. На мой взгляд, они всё-таки предсказывают чрезмерно пессимистическую схему, чем это будет в реальности. А если будет так, как я себе это представляю, то возможность выйти к 2010 году на пенсию на уровне прожиточного минимума становится вполне реальной.

Это уже вопрос не надежды, а эмпирики. В апреле цена на нефть была больше 50, даже где-то больше 51 долларов в среднем за апрель. Летом вырастет потребление, плюс все индикаторы и российского, и западного фондового рынка показывают, что через полгода начнётся реальное начало роста в реальных секторах. Плюс индексы доверия на Западе показывают, что там тоже поддерживают идею того, что начнётся рост. Как только начнётся рост, так начнётся спрос на традиционный российский экспорт – на металл, на нефть, и опять начнут повышаться цены на газ. Моя оценка такая: всё-таки миллиардов 800 допдоходов по сравнению с пометками бюджета мы получим. Это даст возможность не только не растратить резервный фонд, как нас пугает министр финансов, но и создать возможности для того, чтобы финансировать пенсионный фонд.

КомментарийКомментарий Коронавирус может спровоцировать реформу пенсионного фонда экономистМаксим Братерский 23 января 2020 Новости
Возвращение индексации: как изменение Конституции повлияет на пенсионеров
 Возвращение индексации: как изменение Конституции повлияет на пенсионеров Принятие предложенных президентом России Владимиром Путиным оправок в Конституцию обеспечит возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, заявила сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок в Основной закон Талия Хабриева.
17 октября 2019 Новости  Жалоб нет: как пенсионная реформа повлияла на трудовые права старшего поколения Доля обращений россиян предпенсионного возраста составляет менее 1% от общего числа заявлений о нарушении трудовых прав, рассказали РИА Новости в Роструде. Ранее газета «Известия» сообщала, что в 2018-м и первой половине 2019 года в России не возбудили ни одного уголовного дела за увольнение россиян предпенсионного возраста.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".