Статья
927 8 мая 2009 0:02

Проблемы Единого госэкзамена

Проблемы Единого госэкзамена (ЕГЭ) обсуждены в рамках "правительственного часа" в Госдуме. С докладом выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. На обсуждении присутствовал  и руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев.

Министр изложил депутатам комплекс мер по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг, принимаемых кабинетом министров. Наиболее острая дискуссия состоялась по вопросу о "Нормативном регулировании государственной итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Восьмилетний эксперимент по введению ЕГЭ успешно завершен, а сведения об искажении результатов ряда экзаменов ЕГЭ не соответствуют действительности, заявил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, выступая перед депутатам. "Переход ЕГЭ в штатный режим обеспечен всеми необходимыми нормативными документами, обеспечено право всех обучающихся с ограниченными возможностями, утвержден единый перечень экзаменов, установлены единые сроки сдачи и прозрачная схема зачисления. Переход в штатный режим проходит безболезненно", - отметил Андрей Фурсенко.

По его словам,  досрочная сдача ЕГЭ в 2009 году прошла без сбоев и нарушений. "Восьмилетний эксперимент ЕГЭ убедительно показал достоинства госэкзамена, а также признана объективность его результатов", - заявил А.Фурсенко.

Ссылаясь на опрос ВЦИОМ, он сообщил, что единый госэкзамен поддерживается теми учениками, кто стремится получить качественное образование, и не поддерживается теми, кто рассчитывает на "левые" способы попадания в вузы.

"Хочу опровергнуть до сих пор распространяющиеся мифы вокруг ЕГЭ, которые строятся на недобросовестном искажении фактов. ЕГЭ позволяет жестче контролировать правомерность, честность проведения экзаменов", - отметил министр.

Ранее, говоря о ЕГЭ спикер Госдумы Борис Грызлов выразил уверенность, что данное решение способствует созданию равных условий доступа к системе образования для всех граждан.

Как отметил Б.Грызлов, на основании аттестата и результатов ЕГЭ выпускник из школы самого отдаленного российского региона может принять участие в конкурсе на поступление в престижный московский вуз. "Но когда закон начал реализовываться, то, естественно, возникла масса вопросов, в том числе по уровню подготовки вопросов в системе единого государственного экзамена", - признал спикер.

Идея ЕГЭ заключается в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Результаты единого госэкзамена могут использоваться абитуриентами на протяжении двух лет. При этом в некоторых вузах, в зависимости от требований будущей специальности, могут вводится дополнительные вступительные испытания.

В апреле некоторые выпускники уже сдали Единый госэкзамен досрочно. Самыми популярными экзаменами для «досрочников», стали экзамены по биологии, обществознанию и физике, сообщил Рособрнадзор. Досрочная сдача ЕГЭ проводилась с 21 по 30 апреля. По данным ведомства, всего в досрочной сдаче ЕГЭ участвовали 1356 человек из 65 регионов России, причем большинство из них - спортсмены. Всего было проведено 3607 экзаменов.

Право на досрочную сдачу ЕГЭ имеют выпускники вечерних школ; призывники; выпускники, выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, а также выпускники, выезжающие на постоянное место жительства или для продолжения обучения за границу. "Нижняя граница, преодоление которой подтверждает освоение школьного курса по каждому сданному предмету, станет известна досрочникам в июне, вместе с основным количеством сдающих ЕГЭ в этом году", - сообщает Рособрнадзор.


 

Комментарии экспертов

Вся идея ЕГЭ и ситуация, возникающая с его принятием или резким отказом, все эти дебаты в обществе, которые продолжаются до сих пор, несмотря на то, что принят закон – она вытекает из одного принципиально нерешённого вопроса о том, какая связь у нас существует между средним и высшим образованием. По давней советской традиции считалось, что школа – это ступень подготовки к поступлению в вуз, особое общество, в котором культ знания был заложен в основную идеологию, поскольку марксизм считался вершиной науки и одновременно самой прогрессивной идеологией, которая ведёт человечество к высшему счастью, к коммунизму. Так вот, вся образовательная система была именно так и построена. Советские дети, когда шли в школу, в перспективе знали, что они будут абитуриентами - людьми, поступающими в вуз.

Скоро такая социальная система развалилась. Наше общество уже лет 20 не представляет собой общество, которое строит коммунизм и поэтому должно состоять исключительно из высокообразованных людей. Сама жёсткая сцепка среднего образования с высшим и рассмотрения школы как этапа подготовки для поступления в вуз, на мой взгляд, кажется абсурдом. По крайней мере, половина выпускников школ в принципе не должна идти туда, не хочет идти, и если идёт в вуз, то только по некой инерции: мальчики – в качестве некого защитного механизма от призыва в армию, девочки – по каким-то другим причинам. В общем, сама по себе мотивация у выпускников школ для продолжения учёбы составляется совершенно другая, и превращать выпускные школьные экзамены в практически способ доступа в вуз, мне кажется, принципиально ошибочно.

Но в этой ситуации, когда сама система продолжает так работать, то есть связка "школа-вуз" никем не рассматривается как подлежащая расцепке, сам придуманный механизм, в условиях того, что обычно творилось при поступлении в вуз (я имею в виду прежде всего те масштабы коррупции, подкупа и т.д., которые связаны с этим процессом), был единственно возможным. Могу сказать на опыте нашей Высшей школы экономики, что в данных условиях он приносит очень хороший результат, потому что он позволяет ребятам из провинции, из далёких посёлков, городков и сёл, действительно талантливым ребятам, мотивированным, имеющим страсть к обучению, попадать в лучшие столичные вузы. Какое качество этих тестов не было бы, тем не менее, если эти ребята с ними справляются и получают высшие балы, именно они получают возможность беспрепятственно поступать в вузы. Других ресурсов-то и нет: там нет ни связей, ни денег.

Поэтому у меня такая двойственная оценка. В принципе, я считаю, что ЕГЭ – это системный элемент, который должен быть разрушен вместе со всей системой, связывающей школу и вуз. Но поскольку вся система до сих пор не разрушена, и никто этого разрушать не собирается, то ЕГЭ в этой системе я оцениваю как некий позитивный механизм, который способен дать возможность многим ребятам из провинции поступать в лучшие российские вузы.

Трудно представить другое, более удачное время для эксперимента с ЕГЭ: мало того, что «егэизация» средней школы совпадает с болонизацией высшей (очень многим кажется, что эти реформы связаны, но это не так), так еще и проводится во время, когда из школы в ВУЗ перемещаются дети «демографической ямы». Хотя бы поэтому я лично выступаю ЗА то, чтобы эксперимент с ЕГЭ был доведен до логического конца.

«Егэизация» имеет свой смысл, хотя бы в рамках антикоррупционной логики — ЕГЭ переносит фокус коррупции из вузовских приемных комиссий в городские и сельские департаменты образования. Пока — неизвестно, что хуже. Но другого шанса убедиться — не будет.

Состояние, в каком сейчас находится новорожденный институт ЕГЭ, иначе как ужасным не назовешь. Его «родители» давно его бросили, приемные «родители» — ненавидят. ЕГЭ — сирота. Экзамен оболган и оплеван. Он саботируется тотально — учителями, методистами, чиновниками, разработчиками — откровенно халтурно создавшими КИМы и сами тесты. Дети ЕГЭ ненавидят, митингуют, — в школах не учатся, а сидят с репетиторами. Школьные программы никто под ЕГЭ не переделывает, ВУЗы не хотят никого принимать по ЕГЭ. Посмотрим, сколько гадкий утенок — один из последних детей лихих 90-х — протянет.

Комментарии для сайта Cackle
19 ноября 2020 Новость
Депутаты стали чаще пропускать голосования
 Депутаты стали чаще пропускать голосования Депутаты Госдумы все хуже выполняют свои обязанности и все реже принимают участие в голосовании по законопроектам, говорится в материалах исследования Центра политической конъюнктуры.
18 ноября 2020 Новость
Комитет Госдумы по труду поддержал поправку «Единой России» об «удаленке»
 Комитет Госдумы по труду поддержал поправку «Единой России» об «удаленке» Комитет Госдумы по труду и соцполитике рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект об удаленной работе с учетом поправок. Соответствующее решение было принято на заседании комитета 18 ноября.
17 ноября 2020 Новости
Принять за 60 секунд: сколько времени депутаты тратят на свою работу
 Принять за 60 секунд: сколько времени депутаты тратят на свою работу Депутаты Госдумы тратят все меньше времени на обсуждение и голосование по законопроектам, говорится в материалах исследования Центра политической конъюнктуры. Эксперты проанализировали первые два месяца работы депутатов в рамках осенней сессии и пришли к выводу, что пленарных заседаний стало меньше.
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".