Статья
10101
26 ноября 2014 11:49
Подписан указ о дактилоскопии для иностранцев
Президент России Владимир Путин во вторник подписал указ, согласно которому для получения российской визы теперь необходимо сдавать биометрические данные. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.Согласно указу, с 10 декабря 2014 года при оформлении визы для въезда в Россию или транзитной визы все иностранцы и лица без гражданства будут обязаны пройти сканирование папиллярных узоров всех пальцев рук. До 5 декабря о нововведении будут проинформированы российские посольства во всех государствах. Ответственность за организацию сбора биометрических данных возлагается на МИД и ФСБ России.
В пояснительной записке к документу отмечалось, что «снятие биометрических данных заявителя позволит повысить эффективность работы силовых ведомств, в том числе в целях пресечения нелегальной миграции и недопущения въезда на территорию Российской Федерации лиц, подозреваемых в террористической деятельности».
МИД России еще в январе этого года представил проект указа, а саму процедуру предлагалось ввести еще с 1 июля. «Реализация указа позволит своевременно принять ответные меры в связи с планируемым введением в 2015 году государствами — членами ЕС обязательной процедуры снятия отпечатков пальцев российских граждан, обращающихся за визами», — говорилось в пояснительной записке.
Напомним, 2014 год был богат на инициативы, направленные на усовершенствование миграционной политики в России.
Разговоры необходимости дактилоскопии для мигрантов начались еще в апреле текущего года и легли в основу принятого закона. Федеральной миграционной службой (ФМС) было предложено снимать отпечатки пальцев не только у самих иностранцев, но и у их детей, достигших шестилетнего возраста.
Также весной этого года на рассмотрение в Совет Федерации был предложен законопроект, обязывающий трудовых мигрантов сдавать экзамены на знание русского языка и истории. После многочисленных редакций и доработок этот законопроект все-таки был одобрен Советом Федерации.
Согласно документу, cдавать экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ придется тем, у кого нет документа об образовании, выданного государством СССР до 1 сентября 1991 года. По мнению зампреда комитета палаты по Конституционному законодательству Людмилы Боковой, принятие данного закона позволит «облегчить культурную и языковую адаптацию иностранных граждан в РФ».
Между тем, по данным ФМС России, сейчас в стране находится 11 миллионов иностранных граждан, причем только за десять месяцев этого года им было выдано более миллиона разрешений на работу. Точных цифр по количеству, например, граждан Узбекистана, трудящихся в России, никто не озвучивает — СМИ приходится оперировать официальными данными только за 2012 год, согласно которым в РФ трудилось 2,3 миллиона узбеков, 1,1 миллиона таджиков и 540 тысяч киргизов. На самом же деле эти цифры, учитывая и количество нелегалов, количество которых сама ФМС оценивает в 3,7 миллиона человек, можно могут быть гораздо больше.
Кроме того, на сегодняшний день количество мигрантов еще больше увеличилось за счет приезжих из Украины, которым работодатели отдают предпочтение перед узбеками и таджиками, поскольку гости с Незалежной лучше владеют русским языком и имеют более высокую квалификацию. Как утверждает «Радио Азаттык», многие приезжие из Средней Азии жалуются, что в Центральном федеральном округе в силу сложившихся обстоятельств им практически прекратили выдавать разрешения на работу.
К слову, количество мигрантов к 2050 году может увеличиться в два раза и составить половину населения России. Об этом говорится в докладе, подготовленном Институтом национальной стратегии.
По мнению авторов документа, уровень «накопленной» миграции уже сейчас приближается к 30 миллионам человек, так как в официальную статистику ФМС попадают далеко не все приезжие. Кроме того, ученые отметили, что принимаемые властями действия в сфере миграционной политики, способны лишь ухудшить ситуацию.
Комментарии экспертов
Проблема возрастающей миграции в России с каждым годом становится все острее. На мой взгляд, уже есть определенное решение этой проблемы — это закон № 357 от 24 ноября, который заменяет квоты для ближнего зарубежья патентами для работы у юридических лиц. Этот закон сейчас надо внимательно изучать как мигрантам, так и работодателям, потому что все, кто приезжают из Ближнего Зарубежья (то есть в безвизовом режиме) для работы в Россию, будут подчиняться этому закону.
Безусловно, тот уровень миграции, который мы сейчас имеем, необходимо ограничивать, поскольку мигрантов, которые приезжают в Россию, так или иначе нужно привязывать к трудовому рынку.
В этом направлении требуется провести ряд важных процедур, в частности, по противодействию коррупции на этом рынке. Тот закон, о котором я говорил ранее, может существенно поспособствовать уменьшению коррупционных отношений в этой сфере, поскольку за последние годы мы видели, как расцвел новый бизнес по торговле квотами.
С 1 января следующего года этот закон начнет действовать. Он может принести немалую пользу в плане улучшения миграционной политики. Речь идет о регуляции миграционных потоков, которая позволит мигрантам больше соответствовать российским потребностям на рынке труда. Кроме того, он будет способствовать уменьшению нелегальной части миграции.
В то же время сейчас существует проблема, вызванная кризисом на Украине: я имею в виду приток украинских беженцев, которые тоже нуждаются в трудоустройстве. Хочу отметить, что есть определённые меры правительства, которые стимулируют получение разрешительных документов для украинцев: это разрешение на работу, получение вида на жительство, гражданства. На мой взгляд, это направление должно быть приоритетным, так как речь идет о выходцах из Украины, то есть носителях русского языка.
Между тем на вопрос о том, насколько эти меры позволят вытеснить азиатскую трудовую миграцию, ответить довольно сложно, так как это зависит не только от уполномоченных государственных структур.
Здесь могут играть роль множество факторов. Во-первых, количество приезжих украинцев и приезжих из азиатского направления — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия — абсолютно несопоставимо. Во-вторых, в этом вопросе немалую роль играет и фактор востребованности у работодателя. Ведь работодатель нуждается в относительно дешёвой рабочей силе, и в этом смысле российские мифы о работорговле — это уже не просто мифы, а реальность. Особо остро это проблема встает сейчас, когда в условиях кризиса работодатель пытается снизить себестоимость своей работы.
Всем известно, что экономика стран Средней Азии во многом существует за счет подоходного налога, переводимого трудовыми мигрантами. Это факт. В 90-е годы Россия также пополняла свой бюджет за счет того, что значительная часть российских граждан работала в Европе, Греции, Арабских Эмиратах и т.д.
Дело в том, что большую часть из заработанных в России денег мигранты оставляют здесь, потому что работодатели выдают им, как мы знаем, не 50% зарплат, или не более 30% из того, что они вкладывают здесь. И в лучшем случае у них остается 20% (а то и 15%) зарплаты, которую они переправляют своим семьям. Но и эти средства, безусловно, дают возможность таким государствам, как Узбекистан, Таджикистан, Молдова и т.д, дополнительные возможности. И, слава богу, что сейчас основные денежные переводы идут легально.
Я считаю, что, если будут введены визы для ближнего зарубежья, миграция все равно так просто не остановится, а лишь уйдёт в тень. И заработные платы трудовых мигрантов будут переводиться, только опять же не официально, как это делается сейчас, а в карманах этих перевозчиков. Поэтому одним лишь государственным регулированием вопроса миграции проблема решена не будет.
Безусловно, тот уровень миграции, который мы сейчас имеем, необходимо ограничивать, поскольку мигрантов, которые приезжают в Россию, так или иначе нужно привязывать к трудовому рынку.
В этом направлении требуется провести ряд важных процедур, в частности, по противодействию коррупции на этом рынке. Тот закон, о котором я говорил ранее, может существенно поспособствовать уменьшению коррупционных отношений в этой сфере, поскольку за последние годы мы видели, как расцвел новый бизнес по торговле квотами.
С 1 января следующего года этот закон начнет действовать. Он может принести немалую пользу в плане улучшения миграционной политики. Речь идет о регуляции миграционных потоков, которая позволит мигрантам больше соответствовать российским потребностям на рынке труда. Кроме того, он будет способствовать уменьшению нелегальной части миграции.
В то же время сейчас существует проблема, вызванная кризисом на Украине: я имею в виду приток украинских беженцев, которые тоже нуждаются в трудоустройстве. Хочу отметить, что есть определённые меры правительства, которые стимулируют получение разрешительных документов для украинцев: это разрешение на работу, получение вида на жительство, гражданства. На мой взгляд, это направление должно быть приоритетным, так как речь идет о выходцах из Украины, то есть носителях русского языка.
Между тем на вопрос о том, насколько эти меры позволят вытеснить азиатскую трудовую миграцию, ответить довольно сложно, так как это зависит не только от уполномоченных государственных структур.
Здесь могут играть роль множество факторов. Во-первых, количество приезжих украинцев и приезжих из азиатского направления — Узбекистан, Таджикистан, Киргизия — абсолютно несопоставимо. Во-вторых, в этом вопросе немалую роль играет и фактор востребованности у работодателя. Ведь работодатель нуждается в относительно дешёвой рабочей силе, и в этом смысле российские мифы о работорговле — это уже не просто мифы, а реальность. Особо остро это проблема встает сейчас, когда в условиях кризиса работодатель пытается снизить себестоимость своей работы.
Всем известно, что экономика стран Средней Азии во многом существует за счет подоходного налога, переводимого трудовыми мигрантами. Это факт. В 90-е годы Россия также пополняла свой бюджет за счет того, что значительная часть российских граждан работала в Европе, Греции, Арабских Эмиратах и т.д.
Дело в том, что большую часть из заработанных в России денег мигранты оставляют здесь, потому что работодатели выдают им, как мы знаем, не 50% зарплат, или не более 30% из того, что они вкладывают здесь. И в лучшем случае у них остается 20% (а то и 15%) зарплаты, которую они переправляют своим семьям. Но и эти средства, безусловно, дают возможность таким государствам, как Узбекистан, Таджикистан, Молдова и т.д, дополнительные возможности. И, слава богу, что сейчас основные денежные переводы идут легально.
Я считаю, что, если будут введены визы для ближнего зарубежья, миграция все равно так просто не остановится, а лишь уйдёт в тень. И заработные платы трудовых мигрантов будут переводиться, только опять же не официально, как это делается сейчас, а в карманах этих перевозчиков. Поэтому одним лишь государственным регулированием вопроса миграции проблема решена не будет.
29 октября 2024
Колонки
Послевыборное поведение
Александр Филиппов о послевыборных действиях
политических сил
15 октября 2024
Новости
Риски национального краха: эксперты призывают к переоценке внешней политики США
США рискуют повторить историю государств,
которые вели непрерывные войны на нескольких фронтах и в итоге распались, предупреждает группа экспертов американского аналитического центра Carnegie* в статье для журнала Foreign Affairs. По их словам, следующему президенту Соединенных Штатов следует изменить внешнеполитические приоритеты страны.
7 октября 2024
Колонки
Голосуй или отключим
Виктория Совгирь о роли ботов в избирательных
кампаниях