Работники АвтоВАЗа провели митинг
Независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» провел митинг протеста против массовых увольнений в Тольятти. На митинг пришли около семисот участников, при том что было заявлено около тысячи человек. По итогам принят резолюция, которую профсоюз направить в правительство.
Профком «Единства» уже проводил митинг протеста против месячной остановки конвейера на заводе 6 августа. Тогда участники митинга приняли резолюцию, в которой потребовали национализации предприятия. По разным оценкам, в августовском митинге приняли участие от 1 тыс. до 3 тыс. человек.
В свою очередь, руководство АО «АвтоВАЗ» подписало приказ об увольнении с 14 декабря 5 тыс. сотрудников компании. Позже появилась информация о том, что численность сотрудников завода может сократиться еще на 27,6 тыс. человек, часть из них выйдет на пенсию, а часть будет уволена. Вместе с тем официальных заявлений о сроках этих увольнений сделано не было.
Между тем первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов в ходе поездки на предприятие 8 октября заверил, что никаких крупных сокращений на заводе не будет. А пенсионеры и люди предпенсионного возраста смогут продолжить работу в новой «дочке» АвтоВАЗа. Работа будет связана с модернизацией производства.
Информация о возможных сокращениях 27,6 тыс. человек содержалась еще в отчете автопроизводителя за первое полугодие. На предприятии это объясняют тем, что отчет был подготовлен до принятия решения о господдержке АвтоВАЗа, а дальнейшие кадровые действия будут зависеть от реализации программы помощи.
По сообщениям "Интерфакс".
Социальный смысл АвтоВАЗа кроется не столько в обеспечении работы предприятия, сколько в производстве относительно дешёвых, пусть и плохих, автомобилей. В условиях, когда сегодня заявляемые АвтоВАЗом цены выглядят необоснованными и неконкурентоспособными, социальная роль дешёвых и доступных автомобилей АвтоВАЗа практически утрачена. И до тех пор, пока «АвтоВАЗ» радикально не снизит цены на свою продукцию, говорить о социальной составляющей сложно.
Что касается экономических причин, то в последнее время мы видели, что АвтоВАЗ работал с перебоями. Поэтому, к сожалению, дискуссия о социально-экономической составляющей сегодня носит имиджевый характер, потому что до конца никто не обсчитывал, сколько реально людей и сколько реально предприятий кормит АвтоВАЗ. Есть цифры, которыми оперирует руководство предприятия, но они нуждаются в верификации. Полноценная публичная экспертиза, полноценный публичный аудит, каковы выигрыши и каковы ущербы от возможной остановки работы АвтоВАЗа, к сожалению, сегодня не проводились.
Выбор сегодня состоит в следующем: поддерживать путём работы АвтоВАЗа население города Тольятти и ряда предприятий-смежников или делать хорошие автомобили. Когда создавалось предприятие УзДЭУ, главным условием приёма на работу было отсутствие у соискателя опыта работы в советском автопроме. Относительный успех его, думаю, заставляет ещё раз задуматься и взвесить все «за» и «против».
Грядущие сокращения на АвтоВАЗе не сильно влияют на ситуацию в регионе, но для самого Тольятти это очень существенно. Эта болезненная операция должна была проводиться годами раньше.
Не проводить сейчас модернизацию – значит, погубить просто всё и вызвать гораздо более тяжёлый обвал. Поэтому лучше работать с тем, что шаг за шагом всё-таки можно решать. Вот это можно решать. Я уверен, что сегодня целая система конкретных мер будет принята. Просто надо знать, что такое эти 15 тысяч, попадающих под увольнение. Когда называешь число – это одно, когда начинаешь это смотреть по возрастному, половозрастному, профессиональному и т.д. признаку, то это всё рассыпется на множество групп. И с этими группами надо будет работать по отдельности.