Расходы чиновников берут под контроль
Госдума приняла в третьем чтении пакет законопроектов о контроле за расходами чиновников. В свете громких антикоррупционных расследований, пакет документов может вызвать новый накал страстей и бурные дискуссии.
Как предполагалось ранее, что закон о контроле за расходами чиновников будет распространяться на сделки 2012 года. Эту информацию подтверждала ИТАР-ТАСС председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.
«Закон вступит в силу 1 января 2013 года, и контроль будет распространяться на все сделки, совершенные в 2012 году. То есть, предполагается, что в декларациях, сданных в 2013 году, должны быть сообщения о сделках, совершенных в нынешнем году», - сказала парламентарий.
Она подчеркнула, что «с учетом того, что сданные ранее декларации являются юридическими документами, за достоверность сведений в которых субъект несет персональную ответственность», нет никаких препятствий, чтобы начать контроль по сделкам в 2012 году и соотносить их с поданными ранее декларациями.
При этом, по ее словам, новая норма не нарушит принцип обратной силы. «Закон вступит в силу с 2013 года и будет распространяться на сделки 2012 года», - уточнила Яровая.
В соответствии с документами, госслужащие будут обязаны по требованию предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Речь идет о покупке недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и так далее.
При этом, в случае несоответствия расходов доходам, прокуратура будет иметь право через суд требовать конфискации приобретенной собственности.
Сведения нужно будет предоставлять по каждой сделке, если ее сумма превышает доход семьи по основному месту работы за три последних года.
Как писали «Известия», законопроект может пополниться еще одной поправкой - отчетом по совокупному доходу семьи. Автором этой поправки может стать глава комитета по безопасности Ирина Яровая или глава комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. Как говорит собеседник, поправка находится на стадии согласования.
Пакет антикоррупционных документов вызвал в Госдуме в Думе бурные дискуссии, которые начались еще год назад. Сравнить траты с доходами предложил Дмитрий Медведев в своем последнем президентском послании к Федеральному Собранию. С тех пор поправки обсуждаются и пересматриваются.
Чиновникам уже страшно, уверен депутат от «Единой России» Сергей Железняк. «В ходе рассмотрения даже приходилось преодолевать некое сопротивление той части чиновничества, которое не желает действовать прозрачно, боится публичности, понимает, что, скорее всего, принятие закона приведет к тому, что им придется отвечать на неудобные вопросы, расстаться с государственной службой, если они не смогут доказать происхождения средств на приобретенное имущество», - рассказал депутат в эфире Business FM.
При этом эксперты считают, что на предстоящем рассмотрении законопроекта ждать сюрпризов и противостояния депутатов не придется. Отмечается также, в стране наблюдается «атикоррупционный тренд».
Ситуация, связанная с коррупцией, безусловно, меняется. О законе, контролирующем доходы чиновников, говорили давно. Он во многих странах принят. У нас его саботировали, и мне казалось, что его никогда не примут. Кроме того, я был уверен, что никогда не возбудят дело, в котором будет фигурировать такая фигура, как министр обороны.
В России за двести лет (с тех пор, как появился пост министра) ни один из министров не был осужден за взятки. При Сталине министров расстреливали пачками за что угодно: за измену родине, шпионаж, что они сыпали толченое стекло в суп рабочим… Но ни разу слово взятка не фигурировало. В отношении взяток министр в России – фигура, по традиции, неприкасаемая.
И хотя Сердюков, скорее всего, арестован не будет, обвинения, в которых фигурирует имя министра, для России беспрецедентно. Такого не было ни при царях, ни при коммунистах, ни при Ельцине.
Поэтому чтобы не заметить, что в стране идут большие перемены, надо быть слепым. Другой вопрос, как далеко эти перемены зайдут. И здесь у меня не хватает фантазии вообразить следующее: как может чисто бюрократическое государство начать всерьез разрушать свою основу, то есть бюрократию. Бюрократия в России работает, как известно, не забесплатно и не за зарплату. А работает она за «откаты» и административные ресурсы. Ее можно «обкорнать» в определенной степени. Но всерьез отнять у этих людей «кормушку» можно только в том случае, если у власти есть другая опора, кроме бюрократии. Но этой опоры нет. Перепилить сук, на котором сидишь, как правило, невозможно. Но в определенной мере пилить можно.
Я считаю, что абсолютной, тотальной борьбы против взяток в нашем государстве быть не может, так как это означало бы уничтожение самого государства. Но в определенной мере бюрократическое государство способно ограничивать бюрократию. Такая практика существует.
Закон о контроле расходов чиновников – одна из таких мер. Это крайне неприятный закон для чиновников. Какой смысл воровать, если ты не можешь потратить? Они же не «скупые рыцари», чтобы хранить в подвале золотые слитки. Хочется покупать недвижимость, ценные бумаги, произведения искусства. Это естественные траты крупных чиновников. Если ты в этом ограничен, то совершенно непонятно, какого черта нужно воровать.
Очень хорошо, что закон принят. Конвенция ООН о борьбе с коррупцией была ратифицирована Госдумой еще в 2006 году, однако депутаты тогда не стали ратифицировать ее главную статью - 20-ю, предусматривающую декларацию расходов чиновников.
Учитывая общий тренд на борьбу с коррупцией, последовательность антикоррупционных усилий высшего руководства страны, депутатам, которым очень не хотелось принимать закон о контроле за расходами чиновников, отступать некуда. Им придется за него проголосовать, это даже не обсуждается.
Борьба за законопроект шла очень жесткая. Были структуры, которые пытались превратить этот закон в профанацию, старались сделать так, что фактически отчетность чиновников за доходы прошлых лет позволяла бы им беспрепятственно приобретать имущество в будущем, ссылаясь на то, что деньги на это имущество были накоплены ранее. В нынешнем варианте законопроект не позволяет существенных махинаций с доходами прошлых лет. Дается возможность лишь на однократное приобретение имущества, которое можно оправдать доходами прошлых лет. Может, это и есть небольшая лазейка. Но она специально оставлена, чтобы не загонять всех в угол и позволить легализовать уже приобретенное. Дальше уже будет контроль за расходами, и в этом большой шаг вперед.
Сейчас важно, чтобы механизмы этого закона начали работать. Конечно, ушлые люди будут искать лазейки, как его обойти.
Что касается общего антикоррупционного тренда, то на фоне скандала с Минобороны, Минздравом, Минрегионом, прохождение упомянутого выше закона показывает, насколько сильное противодействие оказывает коррупционная машина государству и обществу.