Разговор в Сколково
В преддверии мероприятий, приуроченных к пятилетию бизнес-школы Сколково, её посетил президент РФ Дмитрий Медведев.
Президент России Дмитрий Медведев поддержал идею интеграции Московской школы управления Сколково и одноимённого инновационного центра.
«Я - за, давайте это сделаем», - сказал президент, комментируя соответствующее предложение ректора бизнес-школы Андрея Волкова, передаёт «Интерфакс».
Сегодня глава государства приехал в бизнес-школу Сколково накануне её юбилея, чтобы встретиться со студентами и обсудить волнующие их вопросы.
Волков рассказал президенту об идее интеграции школы и инновационного центра. «Необходимо добиться синергетического эффекта от бизнес-школы и самого центра, и тогда быстрее пойдет процесс взаимодействия», - заявил ректор.
Президент школы управления Сколково Рубен Варданян, со своей стороны, рассказал Медведеву об успехах учебного заведения. «В течение года нашу школу заканчивают около 2 тысяч человек, одна треть из них – иностранцы», - отметил он, сообщает ИТАР-ТАСС. «Мы особенно гордимся тем, что у 47% наших выпускников есть собственный бизнес. Например, в Стэнфорде этот показатель в четыре раза ниже», - подчеркнул Варданян.
В ходе встречи со студентами Медведев заявил, что студенты, желающие достойно жить, должны работать, а не рассчитывать только на стипендию. «Я считаю, что целью государства не может быть выплата стипендий, на которую студент может более или менее безбедно жить. У государства нет таких возможностей и, если говорить откровенно, таких стипендий нет ни в одной стране мира. Это не форма материальной поддержки, а помощь для решения каких-то частных задач», - сказал Медведев.
«Цели, чтобы стипендия покрывала все возможные элементарные затраты, нет и не будет. Это невозможно. Если вам кто-нибудь когда-нибудь расскажет, что при советской власти стипендия позволяла достойно жить, скажите ему, что это чушь», - заметил он, добавив, что на стипендию в 50 рублей в 80-е годы можно было себе позволить лишь сходить с девушкой в кафе.
«Никогда стипендия не была достаточной, чтобы на нее жить. Кроме случаев, когда это были особые, персональные виды стипендий. Например, ленинская стипендия», - сообщил президент.
В то же время, по словам главы государства, при советской власти у студентов было гораздо меньше возможностей устроиться на работу. «Тогда возможности для заработка были гораздо скромнее. Сейчас многие студенты могут работать у себя на факультете, в университете, где-то в бизнесе можно что-то найти. Тогда вообще ничего не было. Я работал дворником в кинотеатре, это единственное, что можно было найти, но за это мне платили 100 или 120 рублей и вместе с 50 рублями стипендии я был богатый человек - мог водить девушек в кафе регулярно», - рассказал Медведев.
По его словам, очень важно, чтобы для студентов была создана возможность устроиться на работу.
В то же время глава государства заявил, что стипендия должна носить элемент справедливости. Он подчеркнул, что считает неправильным, когда кто-то «вкалывает, а кто-то ни фига не делает», и при этом оба получают одну и ту же стипендию.
Медведев напомнил, что на днях подписал указ об учреждении президентских стипендий, которые составят 7 тысяч рублей для студентов, и 14 тысяч руб. - для аспирантов. «Желаю всем получить их», - сказал президент.
Кроме того, студенты на встрече задали Медведеву вопрос о доступности и качестве медицинской помощи в вузах.
«Мы вряд ли сможем сделать в каждом университете свою поликлинику, да и, в общем, в мире так не делается, но медицинский пункт, кабинет должен быть оборудован более-менее нормальными средствами диагностики, чтобы не только там градусник лежал и банка с йодом», - ответил глава государства.
Президент в очередной раз подчеркнул необходимость создать во всех вузах страны бесплатную беспроводную интернет-сеть.
«Такую программу можно сделать даже государственной или частно-государственной, и создать сеть Wi-Fi во всех аудиториях и общежитиях, как это сделано во многих странах мира», - сказал Медведев.
Услуга беспроводной сети, по его словам, «должна быть доступной, а интернет должен быть нормального качества и по скорости». «Я считаю, что можно во многом отказать, но вот Wi-Fi должен быть везде», - отметил Медведев. Он сообщил, что дал указание министерству образования и всем ректорам заняться этим вопросом.
Медведев также пообещал проработать возможность включения волонтерской деятельности в трудовой стаж.
«На самом деле тема, требующая обсуждения. У меня нет позиции пока, честно скажу. Неожиданное предложение, но можно порассуждать», - отреагировал Медведев на предложение студентки из Таганрога.
С одной стороны, по его словам, волонтерство - это по определению добровольная деятельность, «порыв души, зов сердца», которые сложно вписать в трудовой стаж. «С другой стороны, я понимаю, что это иногда очень сложная работа, и нам нужны грамотные волонтеры, которые будут трудиться, в том числе на олимпиаде, на универсиаде в Казани, в других местах», - сказал президент.
«Я подумаю, дам поручение проработать эту тему», - пообещал он.
Президент поддержал идею создания при ВУЗах фондов для оплаты студенческих публикаций в научных изданиях и пообещал дать Минобразования поручение подготовить нормативную базу для компенсации затрат на студенческие командировки.
Вопрос об оплате студенческих публикаций в научных журналах подняла одна из участниц встречи президента со студентами российских региональных ВУЗов, предложив создать при университетах специальные фонды, которые могли бы поддерживать исследовательскую и научную работу студентов.
«Проблема мне знакомая, потому что я сам был в аспирантуре, и, естественно, мне нужно было публиковаться. Но надо признаться, что публикации в научных журналах (в советское время) всегда были бесплатными», - сказал Медведев и поинтересовался, сколько берут за публикацию со студентов научные издания.
По словам студентов, за одну страницу некоторые журналы требуют от 80 рублей.
«Это, видимо, новая проблема. Я даже не задумывался о том, что сейчас для того, чтобы публиковаться, нужно деньги платить. Я думаю, что ваша идея правильная - надо подумать об организации при высших учебных заведениях какого-то фонда, создаваемого за счет различных источников, включая даже студенческие заработки, внебюджетные доходы, которые есть у университетов, чтобы такие публикации были бесплатными или совсем доступными», - поддержал идею Медведев.
Он отметил, что в тех ВУЗах, где есть эндаументы (фонд целевого капитала - ред.), часть принадлежащих им средств можно было бы тратить и на эти цели. «Но если его нет, тогда лучше создать отдельный фонд», - сказал президент.
Студенты во время встречи не раз обращались к жилищной проблеме.
Медведев рассказал им, что и в советские времена получить собственную квартиру было делом хлопотным, долгим и затратным. «Я закончил университет, когда мне было 21 год. Защитился в 24 года, но свое первое жилье получил, когда мне было 30 лет, и заработал я его сам. Мне никто не помогал, я просто вкалывал и зарабатывал деньги»,- сказал президент.
На прощание он дал студентам рецепт жизненного успеха. «Скажу вам в конце один секрет: на 90 процентов это (успех) зависит от вас. И только на 10 процентов - от тех условий, в которых вы живете. Это абсолютная правда», - сказал глава государства.
17 сентября в Сколково пройдут мероприятия, приуроченные к пятилетию бизнес-школы.
Напомним, что Дмитрий Медведев инициировал создание иннограда Сколково. Он также является председателем международного попечительского совета бизнес-школы.
Обращение президента к студентам и общение со студенческой аудиторией очень своевременно. Именно в молодое поколение, которое сейчас получает высшее образование - это те люди, которые будут определять собственно конкурентоспособность, динамичность и развитие России через 10-15 лет. Поэтому крайне важно, чтобы действительно все проблемы, которые сейчас имеются в наших вузах и на которые обращают внимание студенты, были постоянно в поле внимания руководства государства.
Кстати, недавно принято очень важное решение о повышении стипендии, что совершенно верно. Однако то, что говорил Дмитрий Медведев относительно того, что не следует рассчитывать только на стипендию, но и работать, - это не только необходимость, но и международный тренд. Я наблюдал, как в Соединенных Штатах очень многие студенты работают в своих же кампусах. Они устраиваются продавцами в киосках, кафе, в книжных магазинах.
Другой вопрос, что у нас ведь нет студенческих кампусов. Наши, по крайней мере московские, студенты вынуждены тратится по два-три часа в сутки, чтобы добраться до места обучения и вернуться. Но по моему все-таки есть ориентация, чтобы создавать крупные такие университетские центры, студенческие городки, похожие на кампусы по модели МГУ, этого здания на Ленинских горах, где естественно научные факультеты как раз создавали идеальную среду для студентов.
Что касается научной работы, то я целиком поддерживаю то, что сказал президент. Собственно само высшее образование подразумевает, что человек должен уметь писать научные работы и вообще должен как бы постоянно совершенствовать знания, с которыми он собирается дальше жить и работать. Поэтому вот эта стимуляция, эта мысль Медведева, что нужно способствовать публикации научных трудов студентов - очень важна. Я сам преподаватель и всегда очень рад, когда мои студенты проявляют такой живой интерес к тому, чтобы что -то написать и опубликовать. В настоящих солидных журналах нелегко начинающим авторам пробиться. Так что обязательно надо подумать, как сделать, чтобы публикация студенческих работ была регулярной и доступной для молодых ученых.
Я помню, когда я поступил в МГУ в 86 году, практически никто из студентов не жил на стипендию. Конечно, многим помогали родители иногда продуктами, а иногда деньгами. Но в целом даже тогда, в советское время, было странным, если человек не подрабатывал либо летом в строй отряде, либо просто в течение учебного года.
Кто-то был репетитором, кто-то работал дворником, кто-то – вахтером. Конечно, на 40 рублей стипендии прожить было нельзя. Хотя покупательская способность этих 40 рублей намного были больше нынешней стипендии. Как бы то ни было, я думаю, что в человек, который не работает в 20-21 год, обрекает себя на некую остановку развития в социальном плане.
Люди, которые помимо обучения в университете еще и обрели опыт работы, общения в коллективе, при приеме на работу после окончания вуза имели преимущества.
Другое дело, что, сейчас было бы намного лучше, если студенты могли подрабатывать в рамках своей будущей специальности. И для этого, я напоминаю, в прошлом году был принят специальный закон о предприятиях при учебных заведениях. Более того, Совет Федерации специально уходил на внеочередное заседание, для того чтобы принять этот закон. К сожалению, я не вижу какого то значительного эффекта в этом направлении. Тем не менее, в этом есть и вина самих студентов, которые достаточно инфантильны.
Мне кажется, к сожалению, что нынешнее поколение студентов намного более инфантильно чем, скажем, было 20-25 лет назад, а тем более 15. Есть еще один важный момент. Скажем, если 20 лет назад вы спрашивали у студентов, кто хотел бы иметь собственный бизнес, то большинство людей в аудитории подняли руки.
Сейчас, к сожалению, профессорство даже в Высшей школе экономики говорит о том, что собственный бизнес хотят иметь единицы. Это, конечно, говорит и об инфантильности молодых людей, и о нежелании брать на себя ответственности. И это тоже проблема. А ведь людям надо создавать новые ценности, которые впоследствии будут кормить и страну и их самих. В целом понятно, что это задача абсолютно системная, и решать ее предстоит и государству, и конкретным вузам, и конкретным студентам.
Я убежден, что студент должен работать, и лучше, если он будет это делать в рамках той специальности, которой обучается.
Что касается публикации научных работ, во все времена студентам было престижно публиковать научные работы. Более того, для тех, кто остается в аспирантуре и впоследствии собирается изучать ситуацию, очень важно с точки зрения требования ВАКа (Выысшая аттестациоонная комиисси), например. Но как бы то ни было очевидно что участие в научной работе очень стимулирует и для дальнейшей собственно научной карьеры, и для работы, например, в бизнесе. Совершено очевидно, что это исключительно полезная и необходимая деятельность
К сожалению, публиковаться студентам не то, что сложно, исключительно сложно. Но нужно понимать, что сейчас есть Интернет. И в этом смысле, я думаю, что ВАКу надо подумать о том, чтобы принимать, в том числе, в качестве необходимых для защиты диссертаций условий работы опубликованная в интернете, на тех или иных аккредитованных порталах. Просто мы знаем громкие скандалы, связанные с аккредитованными ВАКом журналами. Но в целом, я думаю, есть много способов улучшить работу по публикации научных работ студентов. Это связано, конечно, и с Интернетом, и работой ректоров над созданием тех или иных печатных изданий в вузах.