Статья
2237 20 июня 2017 13:23

Реквием по мечте: почему Открытое Правительство скоро исчезнет

Открытое Правительство – это не отдельное федеральное министерство или ведомство. Как заявляется на сайте организации: «это система механизмов и принципов, обеспечивающих открытость и подотчетность органов власти». По сути дела, Открытое Правительство – это правительственная комиссия, которая была создана в рамках исполнения майских указов Путина. И ее главная задача – это координация деятельности других федеральных органов власти в вопросах информатизации. Создана она была еще в 2012 году и сейчас мы являемся свидетелями заката не только этой структуры, но и целого периода в жизни страны.

Большое и открытое

Несмотря на тот факт, что ОП учреждалось уже во время президентства Путина, сама идея принадлежит Медведеву. Предложение об изменении структуры Правительства прозвучало от него еще в 2011 году, тогда новую структуру обозначили как «большое правительство», именно на основе этой идеи впоследствии и будет создано Открытое Правительство.

Поэтому ОП – это изначально инерционное решение, принятое на волне отката эпохи информатизации Медведева, рано или поздно оно потеряло бы актуальность. Важно, что у правительственной комиссии был довольно широкий круг полномочий. Была возможность запрашивать у федеральных органов власти необходимую информацию, а также создавать рабочие группы и принимать решения, обязательные для исполнения госорганами. Поэтому в первые годы своей работы Открытому Правительству удалось разработать новые стандарты открытости, прописать механизмы открытости и утвердить методические рекомендации по публикации открытых данных. Но вскоре изменилась повестка и тема открытости постепенно стала уходить на второй план.

Дух времени

Помимо того, что Открытое Правительство – это детище Медведева, оно и по духу соответствует своему периоду. Открытое Правительство вписывалось в концепцию четырех «И», которую развивал Медведев, и явилось следствием информатизации государственных институтов, которая началась в 2008-2009 годах. Тогда была введена обязанность вести сайты госорганов, внедрялся электронный документооборот, описывались технологические стандарты и многое другое. Но начиная уже с 2013 года государство постепенно теряет интерес к информационной открытости. Весной 2013 Россия вышла из OGP (Open Government Partnership), что сняло с нее обязательства по развитию открытости государственного аппарата. Постепенно начала снижаться активность по разработке новых требований к госорганам, а начиная с 2016 года, после проведения первого и последнего Саммита по открытым данным, тема открытости и вовсе перестала быть приоритетной.

Потеря авторитета

Так как Открытое Правительство никогда не было классическим федеральным органом исполнительной власти, на его решения и поручения всегда смотрели немного скептически, а некоторые и Михаила Абызова министром не считали. Что это за министр без министерства.

Но все же на первых порах, когда еще не было понятно, что именно это за структура и какой у нее перечень инструментов для влияния, решения Открыто Правительства исполнялись. Но когда стало ясно, что из санкций у Открытого Правительства есть только возможность поставить негативные оценки в рейтинге открытости и нелестно отозваться о провинившихся в отчете, решения стали игнорироваться.

Последним и самым громким стал провал с реформированием института общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, за которое взялось Открытое Правительство. Там было несколько попыток, объявлялись перезагрузки и перезапуски, перераспределялись полномочия, но многие министерства и ведомства продолжали игнорировать обязательства по созданию советов.

Другой проблемой стали сомнительные рейтинги открытости от ОП, из-за которых они потеряли поддержку даже среди инициативных федеральных органов. В итоге сложилась ситуация, при которой есть аутсайдеры, которые не работают с ОП, а лидеры отказываются от сотрудничества из-за неправильных оценок и банальной обиды.

Дуэль трех лиц

Помимо проблем с внешней средой у Открытого Правительства были и продолжают оставаться конкуренты на поле государственной информационной политики. Еще пару лет назад в вопросах открытости активно работали три государственных актора: Аналитический центр при Правительстве РФ, Министерство экономического развития, Открытое Правительство.

Минэк составлял рейтинг «Госмонитор», Аналитический центр при Правительстве специализировался на вопросах открытых данных и занимался администрированием федерального портала, а ОП курировало тему открытости, общественных советов и других механизмов открытости, параллельно также занималось рейтингованием федеральных ведомств и утверждением новых требований. Нельзя сказать, что эти структуры конкурировали друг с другом, в рамках Саммита по открытым данным в 2015 году даже были попытки наладить сотрудничество, но борьба за влияние не позволила этого сделать.

В итоге в госсекторе победил тот, у кого остались деньги. Во время кризиса сокращению подверглись в первую очередь «опциональные вещи», без которых можно обойтись. Информатизация стала одной из них. В АЦ стало не хватать денег даже на зарплаты сотрудников, у ОП по причине того, что эта структура не является министерством, никогда не было много денег. На плаву осталось только Министерство экономического развития, куда и перешли ключевые сотрудники Аналитического центра.

Сейчас Минэк и по ресурсам, и по кадровому потенциалу значительно превосходит ОП, поэтому в ближайшее время среди госструктур именно оно станет главным субъектов в вопросах государственной открытости и информатизации.

Кроме того, Открытое Правительство проигрывает и на экспертном фронте, где его давно опередили неправительственные и частные организации: ЦСР, «Информационная культура», «Инфометр» и другие.

Выходит, что в современных условиях Открытое Правительство оказалось нежизнеспособным ни с точки зрения повестки, ни в структуре госорганов, ни в ряду экспертных организаций. Потеря значимости отчетливо видна и по снижающейся активности ОП.

В ближайшее время Открытое Правительство станет историей. Либо оно окончательно превратится в декоративный институт, либо и вовсе будет упразднено с перераспределением полномочий в пользу Минэка.

Михаил Карягин, политолог
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".