Ремизов: наличие машиностроения - шанс стать развитой страной
Премьер-министр РФ Владимир Путин находится принял участие в съезде Союза машиностроителей России в Тольятти. Главной темой встречи стали перспективы среднесрочного развития машиностроительного комплекса как отрасли, имеющей ключевое значение для модернизации экономики России.
«Стремление поддержать машиностроение можно только приветствовать, потому что это одна из тех отраслей экономики, которые дают шансы достичь уровня экономики развитых стран. Именно шансы, так как наличие машиностроения - еще не гарантия успеха, но это шанс занять место в когорте развитых стран», - сказал президент Института Национальной стратегии Михаил Ремизов в интервью «Актуальным комментариям».
По его словам, сегодня существует необходимость в новой индустриализации страны, но также «существует достаточно много препятствий и проблем на пути этой индустриализации». Структурная проблема, по мнению Ремизова, является одной из главных. «Суть ее в том, что норма прибыли в сырьевом секторе значительно выше, чем в обрабатывающей промышленности, в том же машиностроении. Это, разумеется, влияет на направление инвестиций и приоритеты бизнеса», - пояснил эксперт.
Для решения этой проблемы Ремизов видит единственный путь: «сознательно с помощью пошлин, тарифной и налоговой политики выравнивать норму прибыли в сырьевых отраслях и машиностроение».
Эксперт отметил, что такая крупнейшая добывающая страна как США имеет развитый сектор машиностроения благодаря тому, что «осуществляет целенаправленную политику выравнивания нормы прибыли в сырьевых секторах и в обрабатывающей промышленности, стараясь удерживать их в каком-то сопоставимом диапазоне за счет той налоговой и тарифной политики».
«Мы резервы этой политики еще не исчерпали», - убежден он. Поэтому, по его словам, необходимо перераспределять ресурсы от сырьевого сектора. «Другого пути нет, иначе рентабельность сырьевого сектора будет подавлять развитие отечественного машиностроения. Поэтому необходимо перераспределение ресурсов от нефтегазового сектора за счет косвенных мер», - полагает Ремизов.
Еще одна проблема, по мнению эксперта, кроется в качестве управления. Он отметил, что за последнее время было принято немало решений по поддержке авиастроения, судостроения и автопрома, однако существенного прогресса в этих отраслях, несмотря на ту поддержку, которая оказывалась, пока не видно.
Он пояснил, что это не значит, что решение о поддержке были ошибочными. «Это значит, что политика по развитию отраслей и политика по управлению предприятиями и отраслью в целом была недостаточно эффективной». По мнению эксперта, это в существенной степени проблема менеджмента и менеджмента «Ростехнологий», Объединенной Авиастроительной Корпораций и других локомотивных предприятий и отраслей обрабатывающего сектора экономики.
По его словам, эту проблему тоже необходимо решать. Эксперт отметил, что качество менеджмента может оказываться неудовлетворительным как в государственном, так и в частном бизнесе. «Наивно думать, что коррупция является уделом исключительно государственного сектора или государственного бизнеса, находящегося под контролем государства, это совершенно не так. Для крупного частного бизнеса коррупция топ-менеджмента бывает не менее характерной и не менее разрушительной, чем коррупция для бизнеса, находящего под контролем государства», - рассказал Ремизов.
Третьей серьезной проблемой он назвал «устаревшие основные фонды и устаревшая технологическая база, делающая эти предприятия невосприимчивыми к инновациям, к технологиям, которые находятся на границе освоенного, на границе существующих достижений». Он пояснил, что в технологические системы, которые принадлежат старым укладам, как правило, невыгодно ввинчивать передовые технологические решения.
«Для того, чтобы возникла восприимчивость к инновациям, необходимо ставить вопрос в целом о модернизации технологической базы нашей промышленности. Это касается самых разных отраслей машиностроения. А это - огромные деньги. Где их взять?» - сказал Ремизов.
«То есть, третий барьер для политики новой индустриализации - это финансовая политика, которая сегодня, к сожалению, не благоприятствует этой индустриализации. Через все эти три барьера пройти очень сложно, но необходимо к этому стремиться», - убежден президент Института Национальной стратегии.
Как писали «Актуальные комментарии», перед началом съезда Совета машиностроителей, премьер-министр Владимир Путин провел тест-драйв новой модели «Лада Гранта». На площадке АвтоВАЗа ему был продемонстрирован автомобиль в комплектации «Стандарт». На предприятии полагают, что первые такие машины уйдут покупателям в конце 2011 года.
Сегодня состоялся уже третий съезд Союза машиностроителей России, учредительное заседание состоялось 28 апреля 2007 года в Москве.
Основной его целью является формирование стратегии развития отрасли, участие в выработке механизмов активной государственной политики по поддержке национального машиностроительного комплекса на уровне ведущих промышленно развитых стран.