Резиновые квартиры
Глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников предложил законодательно ограничить число проживающих граждан в жилых помещениях, чтобы решить проблему с «резиновыми квартирами».
«В 2012 году было зафиксировано более 6,5 тысяч адресов, по которым было фиктивно прописано более 300 тысяч граждан», - сообщил он.
«Вполне логично законодательно ограничить число проживающих граждан в жилых помещениях различных фондов. Что касается социального жилищного фонда, здесь можно использовать учетную форму, она существует в жилищном законодательстве, которая устанавливается органом местного самоуправления, исходя из тех условий, которые существуют в конкретном населенном пункте», - сказал парламентарий, выступая на пленарном заседании в рамках 10-минутных заявлений от фракций.
По его словам, в среднем эта норма составляет порядка 12-15 квадратных метров на человека. «Если в социальном жилищном фонде установим ограничения, чтобы не регистрировать людей сверх такой нормы, на мой взгляд, это будет достаточно правильно», - сказал Крашенинников.
Он также отметил, что из этого правила могут быть исключения, когда речь идет о прописке родившихся детей, о внуках, супругах и так далее.
«Что касается частного жилищного фонда, то здесь речь идет о микродолях, когда возможна одна сотая, одна тысячная (доля в собственности одного человека). К сожалению, сегодня законом это не запрещено. Здесь логично было бы установить размер доли», - сказал парламентарий.
Глава комитета отметил, что зачастую нарушение правил регистрации влечет за собой неконтролируемую миграцию, уклонение от воинской службы или от исполнения судебных решений и других обязательств перед государством или обществом.
Депутат подчеркнул, что для реализации этих целей на рассмотрение Госдумы уже внесены законопроект президента, а также законодательная инициатива депутатов с поправками в Жилищный кодекс. Однако, по его словам, необходимо будет принимать и другие законодательные акты.
Президент РФ Владимир Путин ранее внес на рассмотрение Госдумы законопроект, усиливающий вплоть до уголовной ответственность за нарушение правил регистрационного учета граждан РФ по месту жительства или по месту пребывания и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, ежегодно по стране фиксируются тысячи "резиновых домов", в которых регистрируются сотни тысяч граждан. Однако они не намерены туда вселяться, а их реальное место жительства не известно.
У меня двойственное отношение к этому законопроекту. Понятно, что есть проблема неконтролируемой нелегальной миграции. Я понимаю стремление законодательно ограничить лазейки для незаконного пребывания в России. С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что нелегальная миграция на то и нелегальная, что не требует никакой легализации.
Если «резиновых квартир» не будет, количество мигрантов не уменьшится. И проблемы здесь связаны с отсутствием визового режима с основными поставщиками рабочей силы – странами Средней Азии. И работают эти люди на стройках или дворниками совершенно безо всякой регистрации. В этом есть какой-то элемент рабства, потому что у них нет другого выхода, только как работать нелегально. И мы все прекрасно знаем, что официально оформлены на их местах другие люди и в ведомостях прописываются совершенно другие зарплаты.
Нельзя не согласиться, что проблема нелегальной миграции – одна из самых актуальных, но решать ее стали не с того конца.
Непонятно и то, что, начав с борьбы с «резиновыми квартирами», дошли до обязательной регистрации всех граждан России, и даже предлагают вводить штрафы за нарушение режима прописки.
Мы здесь движемся совсем не в том направлении. Нам, наоборот, надо отменить институт прописки, который является архаичным инструментом. А сейчас заодно с борьбой с нелегальной миграцией еще и всех граждан РФ пытаются ограничить в передвижении. Обязательная регистрация, на мой взгляд, ограничивает право на свободное передвижение. А это право, кстати, записано в Конституции.
Институт прописки, как старый советский институт, давно пора отменять. Это негативно влияет даже на экономику. В США, к примеру, каждый гражданин переезжает около десяти раз. Это повышает мобильность. Работу американцы ищут везде и свободно колесят по стране.
У нас граждане переезжают неохотно и в основном в сторону столицы. Здесь им никакая регистрация не станет помехой. Нужно повышать мобильность, развивать города-миллионники, а не привязывать граждан к месту прописки.
С так называемыми «резиновыми квартирами» бороться, безусловно, нужно. Но в связи с данным законопроектом возникли опасения, что новые законодательные нормы будут использованы против людей, которые живут и работают в Москве.
Очень много наших сограждан ни на каких «резиновых квартирах» не живут, а просто снимают. Сейчас возникает ощущение, что закон намерены использовать для ужесточения режима прописки. А это коснется не мигрантов, а всего населения страны. Ту составляющую закона, которая осложняет жизнь законопослушным гражданам, хорошо бы исключить.
Введение административно-полицейского режима прописки ударит по очень многим гражданам России. Тут нужна большая работа и со стороны общественности, и со стороны властей, чтобы закон не карал людей, которых он, согласно официальной концепции, не касается.
Этот законопроект состоит из двух частей: на одну, а именно на борьбу с «резиновыми квартирами», делают акцент официальные источники, на другую – возрождение строгого института прописки – делают упор оппозиционеры.
Тема борьбы с «резиновыми квартирами» назрела давно. На самом деле должен быть какой-то минимальный учет и контроль за процессом регистрации мигрантов. Когда в одной квартире зарегистрировано по двадцать, а то и по двести человек из ближнего и дальнего зарубежья, это выглядит просто странно и является поводом для различного рода злоупотреблений, и криминальные варианты здесь вовсе не исключены.
С другой стороны, стремление к ужесточению регистрации в целом для граждан России вызывает удивление. Правда, пока это (что нужно будет жить по месту регистрации) лишь интерпретации.
Судя по всему, хоть это и не прописано в законе, будут какие-то подзаконные акты на уровне субъектов Федерации (собственно, весь закон относится конкретно к столице), чтобы как-то решать вопрос аренды жилья. Этот сегмент рынка у нас абсолютно «черный».
Сдается большое количество квартир, а налоги не платятся, и платить их никто не собирается. Если здесь сейчас начать наводить порядок, это вызовет большое недовольство и серьезное противодействие. Но какой-то шаг к прозрачности рынка аренды жилья нужно делать.