Риски «культурного фаст-фуда»
Потеря нацией собственного «культурного лица» облегчает возможности для манипулирования обществом, заявил президент РФ Владимир Путин.
Выступая на первом заседании президентского Совета по культуре и искусству, глава государства подчеркнул, что культура является живым организмом, который нуждается в постоянном здоровом развитии. При этом, добавил Путин, национальная культура не может быть замкнутой и должна постоянно «впитывать новые явления - мировые "тренды" и новации».
«Однако наряду с очевидными достижениями в развитии культуры мы чаще всего сталкиваемся и с "культурной нищетой" - с разного рода подделками и "фастфудом" от культуры», - отметил Владимир Путин.
Глава государства подчеркнул в связи с этим существование очень серьезных рисков. «Потеря собственного "культурного лица", национального культурного кода, морального стержня - все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором "растворена" культурная традиция, им легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным, и даже агрессивным идеям», - сказал он.
Глава государства заявил, что солидарен с теми деятелями культуры, которые сегодня высказывают обеспокоенность в связи с уменьшением в современной системе образования гуманитарной составляющей: «Полностью разделяю эту озабоченность. Школа, дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций. Они должны воспитывать личность, учить критически, самостоятельно мыслить, четко проводить грань между добром и злом».
По мнению российского президента, государство не должно «сваливать» груз заботы о национальном наследии на общественность. «Только государство может полноценно обеспечить адекватное финансирование проектов, уровень доходов работников культурной сферы, людей, работа которых связана с охраной культурного наследия, реставрацией памятников. А также создать правовые условия для расширения государственно-частного партнерства в этой сфере», - считает Путин.
Культурные ценности, хранящиеся в библиотеках и музеях, театры должны стать более доступными для рядовых граждан, отметил президент.
«Доступность для рядового гражданина к объектам культуры, к основным ценностям в библиотеках, музеях, театрах, должна быть более широкой. Государство должно поддержать эту доступность, субсидировать. Другого пути нет, перекладывать на учреждения культуры невозможно», - сказал Путин на заседании Совета по культуре и искусству.
При этом вряд ли возможно сделать бесплатными все учреждения культуры, подчеркнул президент.
В президентском Совете по культуре и искусству будут созданы четыре комиссии. «Их задача - придать практическую конструктивную направленность всей нашей работе. А не так, чтобы мы раз в полгода собирались и говорили по общим проблемам», - сказал Путин.
Первая комиссия Совета будет заниматься современной культурной политикой и развитием творческих инициатив. Вторая - гуманитарным развитием, художественным образованием и творческим воспитанием подрастающего поколения. Третья будет отвечать за сохранение, использование и популяризацию историко-культурного наследия, развитие культурно-познавательного туризма. Четвертая комиссия займется международным культурным сотрудничеством во всех его аспектах.
Во время заседания Совета по культуре Владимир Путин также отметил, что открытой и доступной должна быть деятельность не только государственных структур, но и консультативных, общественных органов, в том числе Советов при президенте.
«Полагаю, что можно создать интернет-портал, где будет отражена текущая работа Советов и результаты, весь ход выполнения принятых поручений», - заявил президент. «Они (Советы) должны стать эффективным инструментом обратной связи, согласования интересов различных профессиональных и общественных групп», - сказал он.
Надо полностью поддержать заявления Владимира Путина относительно того, что потеря нацией собственного «культурного лица» облегчает возможности для манипулирования обществом.
Действительно, общество, в котором люди теряют культурное лицо, становится агрессивным, а страна теряет суверенитет. Потеря культурного суверенитета рано или поздно приводит к потере политического и экономического суверенитета.
Нужно также отметить, что сейчас разделяют так называемую массовую культуру, формирующую образцы поведения, - она, по сути дела, подчиняется законам бизнеса. Кроме этого, есть культура, условно говоря, геополитическая, которая активно используется в рамках политической борьбы. И все составляющие должны учитываться. В государстве должна быть ясная культурная политика, которая базировалась бы на определенных взглядах. И Владимир Путин четко и ясно выразил эти взгляды. С другой стороны, культурная политика должна проводить к конкретному действию.
Надо сказать, что некоторые действия президент уже сделал. В частности, им был назначен министр культуры Владимир Мединский, который способен проводить культурную политику в интересах большинства населения, в интересах России, а не аморальных бизнес-группировок, как это зачастую бывает.
Необходимо еще обеспечить финансирование элементарной культурной деятельности. Например, в Америке все музеи Вашингтона – бесплатные. А у нас мы не можем даже принять решение, чтобы музеи работали после семи вечера. А в реальности они должны работать часов до одиннадцати, я думаю, каждый день, включая праздники. Все время ссылаются на то, что нет бюджета.
Так что Владимир Путин прав, когда говорит, что государство должно помочь продвижению культуры.
Также должна проводиться политика, которая обеспечивала бы конкурентоспособные цены на билеты в театры, чтобы они не были зашкаливающе дорогими. Нужно поработать и над тем, чтобы были люди, готовые и способные «потреблять» культурные ценности.
Поэтому необходимо восстановить систему дополнительного художественного образования для школьников. Такие художественные школы должны получать нормальное государственное финансирование, которое позволило бы пользоваться их услугами и детям из необеспеченных семей.
Пришло время поставить вопрос об усилении гуманитарного образования в среднеобразовательной школе и в университете.
Сейчас происходит вымывание гуманитарного образования, которое формирует потребность в культуре. Если изучать только сопромат, экономику и право, то здесь потребность в культуре не очень высокая. А если человек изучает историю, социологию, политологию, философию и психологию, то, естественно, это повышает у него запрос на культуру. То есть должны формироваться спрос на культуру и предложение культурных образцов.
Одновременно государство должно отказаться от рыночной концепции искусства, от того, что культура – это часть рынка. И, соответственно, государство должно отказаться от нейтральности. Так что перед властью, перед президентом стоит сложнейшая задача – решительно поменять политику федеральных телеканалов, которые рассматриваются населением как главный образ того, что государство думает на самом деле. У людей возникает когнитивный диссонанс, когда они, с одной стороны, слышат президента, который говорит, что государство должно поддерживать культуру, а с другой стороны, смотрят федеральные телеканалы, которые максимально стараются культивировать зло и низменные вещи. Нам необходима декриминализация контента федеральных телеканалов.
Нынешняя система образования и система культуры в том виде, в котором она существует сейчас, как раз и производят то, что мы наблюдаем – бескультурного человека, человека, который не знает своей истории, не знает традиций страны, в которой он живет, и, соответственно, относится к ней, к ее культурным ценностям совершено наплевательски.
Мало того, чтобы в системе образования уделялось больше внимания гуманитарному воспитанию – нужно, чтобы система кардинально перестроилась. Нужно, чтобы у образования и культуры появились новые сверхзадачи и цели. Потому что на сегодняшний момент система образования заточена под сдачу ЕГЭ, а не направлена на «производство» культурного человека. Соответственно, мы имеем два типа человека: есть человек, который только тесты умеет решать, а есть культурный человек с определенной широтой взгляда, свободным мышлением.
Поэтому, для того чтобы выполнить задачу, которую Владимир Путин поставил перед страной, нужно все-таки подвергнуть перестройке в первую очередь систему образования, причем содержательную ее часть. То есть действительно увеличить количество гуманитарных предметов, часов истории, литературы. Эти базовые дисциплины, собственно, и производят российского гражданина, не какого-то абстрактного математика, физика, химика, который мог бы жить, где угодно, и которому безразлична судьба России, а именно российского гражданина, который знает свою историю, уважает свои, российские, культурные ценности.
Действительно, если говорить о повышении культурного уровня российских граждан, то кроме образования и средств массовой информации надеяться больше не на кого. Конечно, можно надеяться на семью. Но на сегодняшний день мы живем в медийном обществе, и огромная доля ответственности падает на плечи СМИ. Что до образования, то это сфера более тонкая, но, если я правильно понимаю, преподавание гуманитарных дисциплин сейчас выходит на новый уровень, и это можно только приветствовать.
Если говорить об элементах духовности, то я бы сказал, что духовность воспитывается все-таки в семье. На этом следует сделать некоторый акцент, но законодательными средствами решить этот вопрос невозможно. Есть три аспекта, три компонента, если угодно, три кита: семья, масс-медиа и образование.
В борьбе с околокультурным фаст-фудом требуются серьезные ходы. На российском телевидении мы наблюдаем сплошь и рядом тот самый фаст-фуд, особенно в выходные. Для борьбы с этим явлением требуются некие волевые решения, и если их примут, будет хорошо.
Вне всякого сомнения, государству нужно взять на себя решающую роль в прививании культурных ценностей гражданам. Само общество с этой задачей не справится. У общества было 12 лет, чтобы проявить инициативу, и оно этого не сделало.
Система среднего образования, несомненно, может тоже не в последнюю очередь в этом помочь. Но я не уверен, что при помощи системы высшего образования, по крайней мере, если речь не идет о гуманитарных факультетах, в этой области можно чего-то добиться.
Вообще, ничто не появляется из ниоткуда, и упадок культуры в нашей стране не исключение. У нас была культурная яма в 90-х, сейчас мы из нее худо-бедно выкарабкиваемся, но выкарабкиваемся скорее худо, чем бедно. Это длинный процесс, который займет еще много лет. Это тяжелое наследство нам придется очень долго разгребать.
Выступление Владимира Путина на заседании Совета по культуре продолжает тему, которая стала в последнее время рельефной. В частности, здесь имеет смысл вспомнить слова, сказанные президентом во время одной из недавних встреч о важности национальной идентичности, о той роли, которую российская культура играет в формировании национальной идентичности, и вообще о роли культуры в процессе государственного строительства. Кроме того, можно вспомнить, что эта тема продолжает тематику одной из предвыборных статей, в которых Владимир Путин в период избирательной кампании изложил свою программу. Я имею в виду его статью, которая была посвящена перспективам государственного строительства, и там очень много говорилось о важности того, что было названо единым культурным кодом для построения сильного современного государства. Таким образом, внимание, которое уделяется проблемам культуры, не случайно, оно не носит ситуативного характера, а вписывается в стратегию государственного строительства.
Если говорить о молодежи, ее приобщению к культуре, то в своем нынешнем виде школы и вузы вряд ли в состоянии выполнять функции социализации, то есть подключения молодого поколения к основополагающим нормам и ценностям, которые являются базовыми для нашего общества. Сами по себе эти образовательные учреждения последнее время во многом сознательно дистанцировались от роли институтов социализации и сосредотачивались в основном на роли образовательной. Но между тем все яснее становится то, что две эти функции разорвать нельзя. Более того, их нужно и можно осуществлять только совместно, потому что в противном случае страдает и тот комплекс знаний, которые приобретают молодые поколения, оказывается ущербным. Кроме того, выполнение школами и вузами социализирующих функций ослабляется также тем, что у нас пока все еще не достигнут необходимый уровень согласия относительно базовых для нашего общества норм и ценностей.
Такие события, как история с Pussy Riot, лишний раз подчеркивают, что существуют в российском обществе определенные группы, которые оказались фактически в культурном отношении абсолютно ему чуждыми. Группы эти немногочисленные, но очень активные и агрессивные. Существование такого рода групп и агрессии, которую они проявляют по отношению к ценностям, которые для большинства граждан кажутся сами собой разумеющимися, говорят о неблагополучной ситуации, которая сложилась в системе социализации подрастающих поколений.
И последнее. Культура действительно играет большую роль в государственном строительстве. По сравнению с прошлым, эта роль в настоящее время увеличивается и усиливается, потому что в глобальном и открытом мире не желать успешно взаимодействовать с другими государствами в рамках сотрудничества и соперничества могут только такие страны, которые обладают сильной общенациональной идентичностью. И в этом смысле новая открытость мира предъявляет повышенные требования к культурной идентичности.