Статья
927 29 июня 2011 11:06

Рисковое партнерство

Во второй половине июня 2011 года заметно оживились российско-французские контакты. 17 июня в Санкт-Петербурге «на полях» Петербургского международного экономического форума РФ и Франция подписали контракт на поставку универсальных десантных кораблей (УДК) типа Mistral. Соглашение предполагает поставку РФ двух УДК, которые будут построены во Франции. Кроме того, контракт предусматривает строительство ещё двух кораблей в России. Сумма сделки составила 1,2 млрд. евро. А 21 июня председатель правительства РФ Владимир Путин посетил с рабочим визитом Францию. Основными событиями поездки стали переговоры с президентом республики Николя Саркози и премьер-министром Франсуа Фийоном.

Российско-французский диалог на высшем уровне говорит о том, что Париж остается одним из ключевых союзников РФ внутри ЕС. С республикой поддерживаются регулярные политические и торгово-экономические контакты, которые приводят к предметным результатам. Стороны стараются развивать отношения не только в такой плоскости как энергетика (что достаточно традиционно для курса РФ на европейском треке), но и оборонное сотрудничество. За счет связей с Францией обеспечивается реализация идеи углубления связей Москвы с Евросоюзом.

В то же время содержательные аспект контактов по линии Москва-Париж демонстрируют ограниченную конкурентоспособность российской промышленности на европейском рынке. Одним из знаковых событий поездки Путина во Францию стало посещение российской делегацией международного авиасалона в Ле Бурже (проходил с 20 по 26 июня), в работе которого принимали участие компании из РФ. В советское время отечественный гражданский авиапром уверенно конкурировал с американским, входя в тройку ведущих авиационных производителей в мире. С начала 1990-х годов началось резкое падение уровня его технологического потенциала. На международном рынке его позиции заметно ослабли. Преодолеть эту негативную тенденцию в 2000-х годах не удалось. Более того, авиационная промышленность РФ продолжила терять уровень рыночной ликвидности. Не случайно, что в Ле Бурже российские производители делали основную ставку всего лишь на две современные системы - самолёт-амфибию Бе-200 и пассажирский самолёт «Сухой Суперджет-100». Именно за их полётами наблюдал Путин. Кроме них представить европейским и мировым покупателям России в настоящее время на рынке гражданской авиационной продукции, по сути, практически нечего.

Не случайно, что в этой ситуации одна из основных интриг российско-французских переговоров заключалась в оценке перспектив расширения военно-технического сотрудничества. ВПК РФ, как и авиапром, устаревает. Предпосылок для повышения уровня его технологического потенциала пока не наблюдается. Это заставляет Кремль искать новые источники повышения оснащенности ВС. Ставка всё более часто делается на закупку зарубежных систем вооружения. Учитывая тесные торгово-экономические и политические связи, Франция для России выступает в качестве наиболее удобного военно-технического партнера.

Поездка Путина проходила после подписания контракта на продажу РФ УДК Mistral – главной двусторонней оборонной сделки. Тем не менее, это не означает, что у Москвы нет интереса к продукции французского ОПК. Весьма вероятно, что в ходе переговоров в Париже обсуждались возможности по приобретению российской стороной французской авионики, военно-морской электроники и ряда принципиально новых систем вооружения. Нельзя исключать, что поднимался вопрос об участии компаний республики в создании многоцелевого истребителя пятого поколения ПАК ФА. В частности, на нём может быть использована французская авионика. Кроме того, учитывая моральное устаревание собственного многоцелевого истребителя Rafale (четвёртое поколение), у Парижа есть интерес к перспективным проектам в данной сфере. Предметных решений в плоскости ВТС по итогам поездки Путина принято не было. Тем не менее, присутствие во Франции таких лиц как Сергей Иванов, Анатолий Исайкин и Михаил Погосян, во многом определяющих вектор отечественной военно-технической политики на международной арене, говорит о том, что в ходе визита главы правительства РФ Москва и Париж запустили новый раунд диалога в оборонной сфере.

Однако дальнейшее расширение российско-французского военно-технического партнерства по текущей схеме содержит для РФ серьезные риски. Закупка вооружений и военной электроники из Франции имеет позитивное значение, если она осуществляется вместе с приобретением лицензий на производство соответствующих образцов в РФ. Только в этом случае отечественный ОПК имеет шансы на технологическое «возрождение». Его внутренняя интеллектуальная база заметно ограничена. Пока же четких гарантий именно такой формы сотрудничества нет.

Так, УДК Mistral будут поставлены России вместе с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) SENIT-9. Но под вопросом осталось приобретение РФ лицензии на самостоятельное производство БИУС. Скорее всего, Франция соответствующего согласия не дала. Также за кадром сделки оказалось и оснащение УДК командной системой управления соединением (флотом) SIC-21. Ей оснащен единственный французский авианосец Charles de Gaulle. Получение РФ данной системы заметно укрепило бы ей технологический потенциал в области создания авианосцев. Учитывая то, что комментируя сделку, такие лица как Исайкин старались всячески избегать темы SIC-21, делая основной упор на SENIT-9, командную систему управления соединением Москва так и не получила. Подобного сценария следовало ожидать. В ходе переговоров, длившихся с 2009 года, французы не хотели передавать SIC-21 Москве ни при каких обстоятельствах. Получается, что РФ получит УДК, но не сможет наладить производство их электронной «начинки» на собственной территории. В плюс отечественному ВПК данная сделка в своем технологическом сегменте не пойдет. Она будет способствовать повышению зависимости России от ОПК западных государств.

Максим Минаев, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".