Статья
7523 26 декабря 2019 15:17

«Роснефть» готова потеснить мировых мейджоров

Вице-президент «Роснефти» Александр Романов в интервью РБК+ рассказал об инновациях в отечественной нефтепереработке, конкуренции на рынке катализаторов и процессе импортозамещения. Также Романов поделился успехами самой «Роснефти» в этом направлении и рассказал о планах компании на ближайшее будущее.

Романов отметил значимость процесса импортозамещения в работе компании: «Одна из главных задач инновационного развития нефтепереработки — исключение зависимости от импортных поставщиков-катализаторов. Это не просто бизнес-цель, а, по сути, вопрос энергобезопасности страны. Потому что в случае перебоев поставок встанет не просто каждый завод в России, встанет каждый автомобиль, возможности производства экологически чистого топлива будут сведены на нет», — сказал он.

Вице-президент «Роснефти» также рассказал о конкретных достижениях компании в этом направлении. Одним из них является разработка собственных катализаторов: «„Роснефть“ по всем основным процессам переходит на отечественные катализаторы, в том числе и собственного производства. У нас работают два катализаторных предприятия — Ангарский и Новокуйбышевский заводы. На установках риформинга бензина мы уже несколько лет поэтапно производим замену импортных катализаторов на собственные. Катализаторы риформинга — самые дорогие, но они и служат до 10 лет. На сегодняшний день уже более 60% используемых нами катализаторов риформинга произведены на нашем заводе в Ангарске. Так же как и катализаторы парового риформинга для производства водорода. Более 70% водорода вырабатывается нами на собственных катализаторах. Кстати, эти же катализаторы не менее успешно эксплуатируются российскими предприятиями других нефтяных компаний», — рассказал Романов.

По его словам, Ангарский завод — производство широкого спектра: «Основное их направление — платиносодержащие катализаторы риформинга, изомеризации, производства водорода, предгидроочистки бензиновых фракций. Его мощность — до 400 т в год. В общей сложности мы производим более 450 т катализаторов в год. Плюс у нас современные мощности по регенерации катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга на Новокуйбышевском заводе катализаторов — до 6 тыс. т в год. Эти мощности полностью покрывают настоящие и будущие потребности компании в регенерации катализаторов даже с учетом проектов по углублению переработки», — сказал Романов.

Вице-президент «Роснефти» также рассказал о планах компании по разработке и внедрению новых продуктов: «Не так давно мы провели на Уфимской группе НПЗ промышленные испытания катализатора гидроочистки дизельного топлива собственного производства. Это уникальный продукт, наша корпоративная инновация — единственный отечественный катализатор, который работает как на тяжелом, так и на легком сырье и обеспечивает на выходе дизельное топливо класса Евро-5».

Романов отдельно отметил, что испытания показали устойчивое снижение содержания серы не только на прямогонном сырье, но и при вовлечении до 40% компонентов вторичного происхождения. Такой результат является «недостижимой задачей для многих западных поставщиков катализаторов», — отметил он.

Разработанный «Роснефтью» катализатор по многим параметрам превосходит импортные аналоги: «Его стартовая температура эксплуатации ниже, что дает возможность увеличения межрегенерационного цикла эксплуатации катализатора — одного из основных показателей его эффективности. Поэтому мы уверены, что у нашего продукта хорошие коммерческие перспективы», — рассказал Романов.

По словам вице-президента, с января 2020 года «Роснефть» полностью переходит с импорта этого вида катализаторов, а также планирует выйти на рынок России и зарубежья с конкурентным предложением катализаторов гидроочистки дизельных топлив. В частности, планируется выход на рынки Германии и Индии, отметил Романов.

«Мощность „РН-Кат“ по реактивации катализаторов составляет 2 тыс. т в год, по производству катализаторов гидроочистки — 4 тыс. т в год. Из них одна тысяча пойдет на собственные нужны, остальное — на продажу», — добавил он.

Романов отметил, что рынок катализаторов является перспективным и быстрорастущим: «5-7 лет назад общее потребление катализаторов в России составляло около 7 тыс. т. Сейчас это уже порядка 17 тыс. т, а к 2030 году прирост ожидается на уровне не менее 50%, то есть еще на 10 тыс. т. То есть рынок растет очень серьезными темпами», — отметил он.

Вице-президент «Роснефти» подчеркнул в интервью, что сегодня компания является единственным производителем платиносодержащих катализаторов риформинга в России: «Мы единственные в России, кто выпускает катализаторы для производства водорода, а теперь и гидроочистки дизельного топлива», — сказал Романов.

«Риформинг и изомеризация — самые дорогие катализаторы, на них приходится порядка 40% всех процессов переработки. Поэтому сложно говорить о каком-то одном лидере рынка катализаторов в стране. Он в каждом сегменте свой. И главное, что это все российские компании. Нам удалось полностью разбить монополию импорта западных производителей», — добавил он.

По словам Романова, в перспективе «Роснефть» планирует развивать и другие катализаторы: «В ближайшее время мы будем делать упор на развитии производства катализаторов риформинга и гидроочистки дизельного топлива. В среднесрочной перспективе планируем освоить производство катализаторов изомеризации, гидроочистки и гидрокрекинга вакуумного газойля. Наша стратегическая цель — в течение ближайшего года-полутора решить вопрос обеспечения 100% потребностей наших НПЗ в данных катализаторах, конкурентоспособных по качеству и цене. После этого будем активно выводить нашу продукцию на рынок <...> К 2022 году объем мирового рынка составит, по разным оценкам, от $7,5 млрд до $8 млрд. Это плюс 10-15% к текущему уровню».

Романов отдельно отметил тот факт, что «Роснефть» правильно настроила всю цепочку работ: от опытно-конструкторских и инженерных до собственно производства: «Наш корпоративный научный центр — крупнейший в Европе, включает в себя 32 проектных и исследовательских института, а также 41 центр компетенции. Работы по моделированию каталитических процессов, сервисному сопровождению эксплуатации разработанных и внедренных в производство катализаторов ведет наш инжиниринговый центр, сформированный на базе Центра исследований и разработок — РН-ЦИР», — рассказал он.

«В дополнение к этому мы развиваем парк пилотных установок в Средневолжском НИИ нефтепереработки, который расположен в непосредственной близости к Новокуйбышевскому заводу катализаторов. Раньше создание подобных наукоемких производств было доступно ограниченному количеству компаний, эту нишу занимали мировые мейджоры. Теперь мы готовы их потеснить», — добавил Романов.

1 июля 2022 Новости
Котировки «Роснефти» устремились вверх на корпоративных новостях
 Котировки «Роснефти» устремились вверх на корпоративных новостях В начале пятничных торгов на Московской бирже акции «Роснефти» взлетели на 8% (391,85 руб. на открытии против 362,25 руб. на закрытии 30 июня) на фоне новостей о выплате рекордных дивидендов за прошлый год.
30 июня 2022 Новости
«Роснефть» открыла крупное нефтяное месторождение
 «Роснефть» открыла крупное нефтяное месторождение «Роснефть» открыла новое нефтяное месторождение — Мадачагское — на шельфе Печорского моря. Это одно из самых значительных открытий на российском шельфе за последнее время. 82 млн тонн извлекаемых запасов нефти были поставлены на баланс Государственной комиссии.
22 июня 2022 Новости
На АЗС «Роснефть» установили первую зарядную станцию для электромобилей в Бурятии
 На АЗС «Роснефть» установили первую зарядную станцию для электромобилей в Бурятии На АЗК «Роснефти» в Бурятии появилась первая зарядная станция для электромобилей. Станцию установили в Улан-Удэ по адресу ул. Бабушкина, 156, при выборе места учитывались мнения владельцев электромобилей.
© 2008 - 2022 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".