Статья
780 17 октября 2009 0:02

Россия идет в ВТО одна

Россия, Белоруссия и Казахстан приняли решение вступать в ВТО по отдельности. При этом страны будут сохранять синхронность переговоров и должны вступить во всемирную организацию одновременно.

Решение стало результатом консультаций делегаций России, Белоруссии и Казахстана с председателями трех рабочих групп по присоединению этих стран к ВТО.

Как сообщил «Интерфаксу» директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, главным  переговорах является выполнение двух параметров. «Первым параметром является достижение на переговорах гармонизации обязательств, подпадающих под регулирование Таможенного союза», - сообщил М.Медведков.  Вторым параметром является одновременное завершение всеми тремя странами переговоров по присоединению к ВТО.

Такой подход позволяет разблокировать процесс присоединения к ВТО и продолжить переговоры на основе существующих мандатов. По его словам, делегации РФ, Казахстана и Белоруссии подтвердили, что "курс на скорейшее завершение переговоров по присоединению к ВТО остается приоритетом для правительств 3 стран".

"Все понимают, что определенные задержки в связи с синхронизацией переговорной позиции будут, но мы готовы работать в непрерывном режиме и вопрос по срокам во многом зависит от наших партнеров на переговорах", - прокомментировал М.Медведков возможные сроки завершения переговорного процесса.

М.Медведков сообщил, что сами переговоры начнутся не ранее середины декабря-начала января, так как до этого основные силы ВТО будут направлены на проведение министерской конференции ВТО. До этого, по его словам, будет проведена работа по информированию стран-членов ВТО о формировании Таможенного союза и о гармонизации обязательств в тарифной сфере.
М.Медведков отметил, что некоторые страны-члены ВТО высказываются за гармонизацию тарифных обязательств стран Таможенного союза на основе наиболее либеральных договоренностей. «Не думаю, что это возможно. Скорее всего, обязательства будут близки к тем, которые взяла на себя Россия в ходе переговорного процесса», - сказал он.

М.Медведков также сообщил, что для отстаивания единой позиции в российскую, белорусскую и казахстанскую делегации на переговорах по ВТО войдут представители двух других стран Таможенного союза.

Как сообщалось, в июне текущего года главы правительств России, Белоруссии и Казахстана приняли решение уведомить ВТО о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению к ВТО и вступить в ВТО единой таможенной территорией.
Юридические сложности при присоединении таможенной территории к ВТО (нормы организации этого не запрещают, но прецедентов таких в ее истории не было) привели к тому, что страны Таможенного союза решили продолжить индивидуальные переговоры по вступлению в ВТО, но исходя из синхронизации всех вопросов, подпадающих под регулирование Таможенного союза (прежде всего речь идет о доступе на рынок товаров).

При этом сохраняется задача одновременного присоединения стран Таможенного союза к ВТО. Для синхронизации переговорного процесса и выработки единой переговорной позиции Таможенный союз в августе сформировал единую переговорную группу по присоединению к ВТО, которую возглавил М.Медведков.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев в начале октября заявил журналистам, что комиссия Таможенного союза приняла решение, что в переговорном процессе по присоединению Таможенного союза к ВТО «за основу будут браться российские обязательства». По его словам, это означает определенное повышение тарифов по переговорной позиции для Казахстана и менее значительные изменения для белорусской переговорной позиции.

 

Комментарии экспертов

ВТО заявила, что нет юридического прецедента для вхождения в организацию таможенных союзов. Мы намерены в ВТО если и не одновременно, то на одинаковых условия с Белоруссией и Казахстаном. Одновременность здесь не так важна. Но если все же это будет важно, всегда можно подписать все бумаги, кроме итогового соглашения, объясняя это тем, что мы ждем остальных.

Но сейчас в мире изменилась ситуация. Никто в условиях незавершённого кризиса не торопится в ВТО. Наоборот, сегодня идёт защита таможенных границ, идёт защита национальных производителей, идут всякие локальные меры по защите, и т.д.

И надо также иметь в виду, что вопрос о принятии России не закрыт, пока не окончены переговоры со всеми. Есть такой член ВТО, как Грузия. Думаете, они нас пустят? Надо, чтобы на них кто-то надавил. Наконец, важно, чтобы действительно США захотели, чтобы мы стали членами ВТО.

На самом деле вокруг ВТО идёт очень значительная игра, потому что все те, кто сдавали позиции, как Украина, быстро вошли, а те, кто отстаивал интересы, сделали это не быстро. Мы 17 лет вели с организацией переговоры, и никто не выступал. Вдруг, при создании Таможенного союза, начались крики. 17 лет криков не было - теперь начались. Здесь ВТО надо бы определиться в своей позиции.

 

Будет ли Россия входить в ВТО отдельно от членов Таможенного союза Россия-Казахстан или вместе с ними, в любом случае это создаст условия для большей интеграции России и её союзников в мировую экономику.

С одной стороны, можно говорить о том, что повысится зависимость Москвы от правил, которые формируются ВТО. Они носят характер, как способствующий экономическому развитию членов организации, так и сдерживающий их активность и чрезмерную экспансию в международной среде. Достаточно вспомнить использование ВТО, как института, регулирующего торгово-экономические конфликты между рядом государств, в том числе США.

Государства-члены ВТО действуют в условиях открытой конкуренции, и нормы защитного характера, принимаемые государствами, работать не будут. Тем не менее, возможность присоединения к цивилизованному пулу экономических держав или к той части экономического сообщества, которая определяет мировую конъюнктуру, в данном случае, наверное, будет превалировать над негативным содержанием вступления.

Я бы обратил внимание на тот факт, что в условиях глобального экономического кризиса ценность завершения процесса вступлении России в ВТО для Москвы серьёзно уменьшилась, потому что появились другие институты и каналы для влияния на мировые экономические процессы (речь в первую очередь идёт о «большой двадцатке»), возникли возможности для региональной интеграции. Достаточно вспомнить прошедший саммит СНГ, где активно обсуждалась возможность создания на постсоветском пространстве зоны свободной торговли, и прошедший в Китае 14 октября саммит ШОС, где государства-члены согласовали возможности координации усилий по борьбе с последствиями финансового кризиса. Нельзя забывать ЕВРАЗЭС, нельзя забывать Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (он должен начать работу 1 января).

Эти сегменты выступают самодостаточными явлениями в экономической плоскости, которые компенсируют отсутствие России в ВТО. Более того, они позволяют Москве более активно влиять на экономические процессы если не в мировом, глобальном масштабе, то на региональном уровне как минимум. А этот региональный уровень сегодня охватывает европейское пространство фактически целиком. И здесь нужно учитывать, что преференции, которое даёт членство в ВТО в том плане, что появляется возможности для влияния на мировую конъюнктуру, ограничены, если мы посмотрим на практику активности России в G20. Россия формирует мировую экономическую повестку дня сейчас, после саммита в Питтсбурге, после того, как данное право было закреплено за ней.

Тем не менее, мы ни в Лондоне, ни в Питтсбурге этими возможностями не воспользовались. Более того, в конце марта антикризисная экономическая программа, разрабатывавшаяся Кудриным и Дворковичем, была нами с повестки дня саммита в Лондоне снята, что свидетельствует о том, что у нас недостаточно крепки позиции, в том числе с точки зрения поддержки другими игроками, в плане активного воздействия на глобальную экономическую повестку дня. Поэтому я думаю, что сегодня вступление в ВТО не является значимым фактором для развития российской экономики, как это было несколько лет назад, когда завершался процесс согласования данного вопроса, в том числе с США.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".