Статья
394 17 октября 2009 0:02

Россия идет в ВТО одна

Россия, Белоруссия и Казахстан приняли решение вступать в ВТО по отдельности. При этом страны будут сохранять синхронность переговоров и должны вступить во всемирную организацию одновременно.

Решение стало результатом консультаций делегаций России, Белоруссии и Казахстана с председателями трех рабочих групп по присоединению этих стран к ВТО.

Как сообщил «Интерфаксу» директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, главным  переговорах является выполнение двух параметров. «Первым параметром является достижение на переговорах гармонизации обязательств, подпадающих под регулирование Таможенного союза», - сообщил М.Медведков.  Вторым параметром является одновременное завершение всеми тремя странами переговоров по присоединению к ВТО.

Такой подход позволяет разблокировать процесс присоединения к ВТО и продолжить переговоры на основе существующих мандатов. По его словам, делегации РФ, Казахстана и Белоруссии подтвердили, что "курс на скорейшее завершение переговоров по присоединению к ВТО остается приоритетом для правительств 3 стран".

"Все понимают, что определенные задержки в связи с синхронизацией переговорной позиции будут, но мы готовы работать в непрерывном режиме и вопрос по срокам во многом зависит от наших партнеров на переговорах", - прокомментировал М.Медведков возможные сроки завершения переговорного процесса.

М.Медведков сообщил, что сами переговоры начнутся не ранее середины декабря-начала января, так как до этого основные силы ВТО будут направлены на проведение министерской конференции ВТО. До этого, по его словам, будет проведена работа по информированию стран-членов ВТО о формировании Таможенного союза и о гармонизации обязательств в тарифной сфере.
М.Медведков отметил, что некоторые страны-члены ВТО высказываются за гармонизацию тарифных обязательств стран Таможенного союза на основе наиболее либеральных договоренностей. «Не думаю, что это возможно. Скорее всего, обязательства будут близки к тем, которые взяла на себя Россия в ходе переговорного процесса», - сказал он.

М.Медведков также сообщил, что для отстаивания единой позиции в российскую, белорусскую и казахстанскую делегации на переговорах по ВТО войдут представители двух других стран Таможенного союза.

Как сообщалось, в июне текущего года главы правительств России, Белоруссии и Казахстана приняли решение уведомить ВТО о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению к ВТО и вступить в ВТО единой таможенной территорией.
Юридические сложности при присоединении таможенной территории к ВТО (нормы организации этого не запрещают, но прецедентов таких в ее истории не было) привели к тому, что страны Таможенного союза решили продолжить индивидуальные переговоры по вступлению в ВТО, но исходя из синхронизации всех вопросов, подпадающих под регулирование Таможенного союза (прежде всего речь идет о доступе на рынок товаров).

При этом сохраняется задача одновременного присоединения стран Таможенного союза к ВТО. Для синхронизации переговорного процесса и выработки единой переговорной позиции Таможенный союз в августе сформировал единую переговорную группу по присоединению к ВТО, которую возглавил М.Медведков.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Слепнев в начале октября заявил журналистам, что комиссия Таможенного союза приняла решение, что в переговорном процессе по присоединению Таможенного союза к ВТО «за основу будут браться российские обязательства». По его словам, это означает определенное повышение тарифов по переговорной позиции для Казахстана и менее значительные изменения для белорусской переговорной позиции.

 

Комментарии экспертов

ВТО заявила, что нет юридического прецедента для вхождения в организацию таможенных союзов. Мы намерены в ВТО если и не одновременно, то на одинаковых условия с Белоруссией и Казахстаном. Одновременность здесь не так важна. Но если все же это будет важно, всегда можно подписать все бумаги, кроме итогового соглашения, объясняя это тем, что мы ждем остальных.

Но сейчас в мире изменилась ситуация. Никто в условиях незавершённого кризиса не торопится в ВТО. Наоборот, сегодня идёт защита таможенных границ, идёт защита национальных производителей, идут всякие локальные меры по защите, и т.д.

И надо также иметь в виду, что вопрос о принятии России не закрыт, пока не окончены переговоры со всеми. Есть такой член ВТО, как Грузия. Думаете, они нас пустят? Надо, чтобы на них кто-то надавил. Наконец, важно, чтобы действительно США захотели, чтобы мы стали членами ВТО.

На самом деле вокруг ВТО идёт очень значительная игра, потому что все те, кто сдавали позиции, как Украина, быстро вошли, а те, кто отстаивал интересы, сделали это не быстро. Мы 17 лет вели с организацией переговоры, и никто не выступал. Вдруг, при создании Таможенного союза, начались крики. 17 лет криков не было - теперь начались. Здесь ВТО надо бы определиться в своей позиции.

 

Будет ли Россия входить в ВТО отдельно от членов Таможенного союза Россия-Казахстан или вместе с ними, в любом случае это создаст условия для большей интеграции России и её союзников в мировую экономику.

С одной стороны, можно говорить о том, что повысится зависимость Москвы от правил, которые формируются ВТО. Они носят характер, как способствующий экономическому развитию членов организации, так и сдерживающий их активность и чрезмерную экспансию в международной среде. Достаточно вспомнить использование ВТО, как института, регулирующего торгово-экономические конфликты между рядом государств, в том числе США.

Государства-члены ВТО действуют в условиях открытой конкуренции, и нормы защитного характера, принимаемые государствами, работать не будут. Тем не менее, возможность присоединения к цивилизованному пулу экономических держав или к той части экономического сообщества, которая определяет мировую конъюнктуру, в данном случае, наверное, будет превалировать над негативным содержанием вступления.

Я бы обратил внимание на тот факт, что в условиях глобального экономического кризиса ценность завершения процесса вступлении России в ВТО для Москвы серьёзно уменьшилась, потому что появились другие институты и каналы для влияния на мировые экономические процессы (речь в первую очередь идёт о «большой двадцатке»), возникли возможности для региональной интеграции. Достаточно вспомнить прошедший саммит СНГ, где активно обсуждалась возможность создания на постсоветском пространстве зоны свободной торговли, и прошедший в Китае 14 октября саммит ШОС, где государства-члены согласовали возможности координации усилий по борьбе с последствиями финансового кризиса. Нельзя забывать ЕВРАЗЭС, нельзя забывать Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии (он должен начать работу 1 января).

Эти сегменты выступают самодостаточными явлениями в экономической плоскости, которые компенсируют отсутствие России в ВТО. Более того, они позволяют Москве более активно влиять на экономические процессы если не в мировом, глобальном масштабе, то на региональном уровне как минимум. А этот региональный уровень сегодня охватывает европейское пространство фактически целиком. И здесь нужно учитывать, что преференции, которое даёт членство в ВТО в том плане, что появляется возможности для влияния на мировую конъюнктуру, ограничены, если мы посмотрим на практику активности России в G20. Россия формирует мировую экономическую повестку дня сейчас, после саммита в Питтсбурге, после того, как данное право было закреплено за ней.

Тем не менее, мы ни в Лондоне, ни в Питтсбурге этими возможностями не воспользовались. Более того, в конце марта антикризисная экономическая программа, разрабатывавшаяся Кудриным и Дворковичем, была нами с повестки дня саммита в Лондоне снята, что свидетельствует о том, что у нас недостаточно крепки позиции, в том числе с точки зрения поддержки другими игроками, в плане активного воздействия на глобальную экономическую повестку дня. Поэтому я думаю, что сегодня вступление в ВТО не является значимым фактором для развития российской экономики, как это было несколько лет назад, когда завершался процесс согласования данного вопроса, в том числе с США.

 

Комментарии для сайта Cackle
25 ноября 2020 Колонки
Политика Евросоюза в отношении Белоруссии: как найти компромисс
 Политика Евросоюза в отношении Белоруссии: как найти компромисс Европейский Союз часто критикуют как изнутри, так и за его пределами за неэффективную внешнюю политику — неспособность защитить свои интересы и ценности в нестабильных регионах, даже в тех, которые находятся по соседству.
17 ноября 2020 Новость
Тихановская намерена убить экономику Белоруссии
 Тихановская намерена убить экономику Белоруссии Лидер белоруской оппозиции Светлана Тихановская добивается отключения Белоруссии от международной системы расчетов SWIFT и прекращения кредитования иностранными банками белорусских госбанков.
13 ноября 2020 Новость
Эскалация конфликта: как насилие повлияет на протест в Белоруссии
 Эскалация конфликта: как насилие повлияет на протест в Белоруссии В Минске прошла акция в память о Романе Бондаренко. Молодой человек был избит и задержан неизвестными людьми в масках. После он был госпитализирован в тяжелом состоянии из Центрального РУВД Минска. Несмотря на усилия врачей, мужчина скончался в больнице. 
© 2008 - 2020 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".