Российская школа
Самым острым вопросом реформирования российского образования стало введение в школах Единого государственного экзамена. Новая форма аттестации знаний на основе тестирования призвана открыть равный доступ для поступления в вузы всем желающим, при условии успешной сдачи ЕГЭ.В этом году тестирование пройдут около миллиона школьников.
В России ЕГЭ вводится в соответствии с условиями присоединения к Болонскому процессу - общеевропейской системе высшего образования. При проведении этих экзаменов на всей территории России применяется единая шкала оценки. Вузы обязаны засчитываить результаты ЕГЭ как баллы вступительных экзаменов.
Сторонники нововведения считают, что теперь любой умный и способный школьник независимо от места проживания может прийти со своим аттестатом в любой вуз. А учебное заведение обязано его, соответственно, принять. Таким образом школа - вуз или школа - среднее учебное заведение работают в более тесной связке. Коррупционные моменты со стороны приемных комиссий должны исчезнуть сами собой.
С другой стороны, в школах говорят о завышенной программе экзаменов и несоответствии школьной подготовки новым требованиям. Протестуют и некоторые вузы, утверждая, что теперь их лишили механизма отбирать наиболее подготовленных абитуриентов.
Тем не менее, министерство науки и образования оценивает эксперимент по проведению ЕГЭ как удавшийся, а переход на такую форму аттестации окончательным.
Президент Медведев 21 мая во время поездки в Хабаровск высказался в поддержку введения единого госэкзамена, передает ИТАР-ТАСС. "Я, в отличие, может быть, от некоторого количества пессимистов, не разделяю отрицательного отношения к ЕГЭ, - сказал он, отвечая на вопросы студентов Хабаровского университета. - Я считаю, что, несмотря на издержки переходного периода, это все-таки цивилизованный, более современный способ определить уровень знаний".
Он напомнил, что похожего типа тесты существуют во всем мире. "Непредвзятые наблюдатели считают, что наш ЕГЭ даже по некоторым позициям более современный, он лучше, - заметил Дмитрий Медведев. - Но готовиться к нему, действительно, надо. Здесь на халяву не проедешь, не спишешь. А мы все этими технологиями владели, хотя я ничего не списывал никогда".
В этом году сдавать два обязательных предмета - по русскому языку и математике - предстоит 930 тысячам выпускникам. В целом по РФ выпускники этого года и прошлых лет подали свыше 3,7 млн заявлений на сдачу ЕГЭ /включая добровольные/.
С присоединением России к Болонском процессу еще раньше изменения затронули систему высшего образования. Оно стало двухуровневым с разделением на бакалавриат и магистратуру.
В России образование отнесено в число приоритетных национальных проектов. За три года его реализации на развитие системы начального и среднего профессионального образования было выделено свыше 6,2 млрд руб. За этот период получили государственную поддержку и смогли модернизировать свою материальную и учебную базу около 250 учреждений начального и среднего профессионального образования.
Традиции нашего образования сильны. Если говорить о составляющих индексов человеческого капитала, где ключевые показатели - ВВП на душу населения, уровень образования, уровень здоровья и некоторые другие, то, по крайней мере, по уровню образования и по уровню образовательной системы у нас показатели в этих рейтингах существенно выше, чем по всем другим параметрам. То есть традиция нашей образовательной системы – это один из главных ресурсов конкурентоспособности и модернизации, который у нас потенциально есть.
Другой вопрос, что на одних традициях и использовании прежнего опыта всё-таки далеко не уедешь. Речь идёт о том, что система образования будет терять свою конкурентоспособность, если она не будет модернизироваться, то есть если мы не будем воспроизводить её качества.
Плюс, я думаю, у нас существуют свои и довольно разные проблемы в том, что касается среднего образования, высшего образования, взаимосвязи образовательной системы и науки, прежде всего прикладной науки, а также специального профессионального образования, которое существенно деградировало. Я думаю, что в каждом из этих узлов есть свои существенные проблемы, достаточно специфичные.
Но я думаю, что если говорить в целом, то у нас основные проблемы – именно при переходе к профессиональному образованию, высшему образованию, во взаимосвязи образования с наукой и экономикой. Что касается среднего образования, я думаю, что тут тоже свои проблемы есть. Они постоянно обсуждаются и дискутируются, но в том, что касается образовательной системы и стратегии её развития в целом, всё-таки основные проблемы на сегодняшний день в названных секторах.
Прошедший «Последний звонок» — омерзительно пошлый праздник. Ладно бы он ограничивался пьяными школярами в фонтанах, ладно бы он состоял только из торжественного концерта художественной самодеятельности, ладно бы в этот день звучали бы только пафосные речи о «будущем».
Все это можно было бы вытерпеть, если бы школа была, как какая-нибудь корпорация «Пепси-кола», лишь косвенно связана с обществом. Любую корпоративную феерию можно перетерпеть, когда она не касается тебя лично.
Школа, к сожалению, касается лично каждого.
Моему сыну два года, и я с ужасом понимаю, что учить его в Лондоне мне не хватит денег, а учить его в России — обрекать на одиннадцать вычеркнутых из жизни лет. Обрекать на идиотские школьные программы, которые пишут люди, которые детей в глаза не видели, на вечную лицемерную систему школьных «оценок», на бессмысленную ярмарку тщеславия, на натаскивание «по ЕГЭ», на много чего еще.
Я знаю, на что обрекаю себя. На постоянные и никак не декларируемые «выплаты на...» (нужное дописать), которые идут непонятно куда, на родительские собрания, где мне будут рассказывать нелепости о том, что моему ребенку нужна будет в жизни, например, геометрия, а он ее, эдакий, не учит (вот ни разу после школы мне эта ваша геометрия не понадобилась) и т.д.
Может быть, хорошо бы хотя бы в этот день раз в жизни посмотреть правде в глаза и сказать: наша школа — чудовищна, счастливые выпускники, штурмующие «институты экономики и менеджмента», через пять лет будут торговать в ларьке мобильными телефонами, а те деньги, которые платят и будут платить родители, развеяны по ветру.
Куда там. Вместо этого мы вновь услышим об «высоких процентах» хорошо сданных ЕГЭ (особенно в Дагестане, Чечне и Ингушетии, конечно), о дружных коллективах (об одном из таких хорошо недавно написала «КП») и еще о чем-нибудь, не имеющем отношения к действительности.
«И не надо нам портить праздник вашими измышлениями» — куда ж без этого.