Российско-итальянские консультации
Президент России Дмитрий Медведев принял участие в российско-итальянских межгосударственных консультациях на высшем уровне, которые прошли в Риме. Главными темами обсуждения в Риме стали вопросы взаимоотношений России с НАТО и с Евросоюзом в постлиссабонский период. Глава правительства Италии выразил поддержку представленному Россией проекту нового Договора о европейской безопасности.
По итогам переговоров уже на уровне компаний подписаны около 20 контрактов в сфере сфере экономики, культуры, туризма.
В частности, подписан меморандум о взаимопонимании между открытым акционерным обществом «Газпром» и компанией «Эни» в отношении проекта «Южный поток». Газопровод «Южный поток» должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 63 млрд кубометров в год. 27 ноября «Газпром» подписал соглашение с французской EDF о ее участии в «Южном потоке». Как ожидается, французская компания получит 10% за счет уменьшения доли итальянской Eni, которая на сегодня владеет 50%.
Также глава российского государства посетил с кратким рабочим визитом Ватикан, где встретился с Папой Римским Бенедиктом VI. Дмитрий Медведев сообщил, что подписал указ об установлении дипломатических отношений с Ватиканом.
По поводу меморандума по Южному потоку - это, конечно, хорошо, но нужно дождаться финального договора, который бы более чётко прописывал условия работы этого проекта. Тем не менее, мы видим, что за последние несколько месяцев ситуация изменилась, и то, что ещё недавно казалось фантастикой (например, согласие Швеции на прокладку Норд Стрима неожиданно стало реальностью. Я думаю, что даже самые отчаянные борцы «Газпрома» в столь быстрые сроки такого решения от Швеции не ожидали. Сейчас мы видим и второй момент - появление французской компании в российских проектах, в том числе и в Южном потоке. Такие схемы возможны.
Таким образом, я думаю, что здесь процесс набрал такой ход, что успехи по «Северному потоку» и «Южному потоку» достаточно очевидны. Если вы посмотрите даже критиков "Газпрома" и этих проектов, то их аргументы изменились. Раньше они говорили «это невозможно, это не построить», и основная интрига развивалась вокруг этой дискуссии. Сейчас интрига заключается в том, что «нет, мы понимаем, что построить они уже могут, но зачем» и т.д. То есть скепсис выстраивается уже по другому основанию, и сама критика ведётся не вокруг того, можно или нельзя - все уже поняли, что это вполне реально сделать. Теперь уже бьют на тему "а зачем вам это нужно; может быть, вы сами откажетесь?» и т.д.
Что касается Италии, то это вопрос интересный, потому что компания «Эни» выступает в качестве достаточно крупного партнёра «Газпрома» в Европе, и Берлускони гораздо эффективнее выполняет роль адвоката, чем, скажем, господин Шрёдер в случае с «Норд Стримом», например. Безусловно, здесь мы видим достаточно серьёзное сотрудничество и партнёрство, и оно проявляется на самом деле не только в проекте «Южный поток», но и вообще в последнее время компания «Эни» достаточно активно ведёт себя в переговорах с «Газпромом».
Италия – союзник России во всех сферах межгосударственного взаимодействия – как политических, так и торгово-экономических, военных. У нас не первый год развивается комплексный диалог с Римом. На протяжении всего текущего десятилетия Рим стабильно входит в число ключевых преференциальных партнеров Москвы в Западной Европе.
Поэтому нельзя исключать, что тематика диалога России с Евросоюзом будет поднята в ходе визита Медведева в Рим. Связано это в первую очередь даже не столько со статусом Италии как союзника России, сколько с ее потенциальными возможностями как члена как ЕС и НАТО для воздействий на общую повестку дня этих объединений.
Как показал пример Канады, достаточно иметь особое мнение для того, чтобы, например, заблокировать обсуждение пакетного комплекса потенциальных соглашений в ходе заседания совета Россия-НАТО на уровне глав МИД, фактически сорвать намечавшийся к обсуждению формат в повестке дня.
Аналогичными правами пользуется Италия. Нужно отметить, что решения в Североатлантическом альянсе принимаются на консенсусной основе, то есть для этого должна быть получена поддержка всех членов блока. В схожей тональности (может быть, с меньшим учётом веса отдельных государств) происходило в ЕС. После введения поста президента и министра иностранных дел ЕС отдельные государства будут играть меньшее значение.
Но я думаю, что, в принципе, текущий диалог с ЕС (во всяком случае, в его политической плоскости) для Москвы не столь актуален до начала председательства в этой организации Испании. У нас уже будет возможность вести предметный диалог именно с Мадридом и одновременно с другими представителями брюссельской номенклатуры.
Мне кажется, что в двух этих темах нужно сделать особый акцент на теме НАТО и на теме ОБСЕ. Недавно был опубликован предварительный проект договора о европейской безопасности. Москва сейчас будет активно продвигать и обсуждение текста, и искать субъектов, которые в состоянии эту идею поддержать как в рамках ОБСЕ, так и в рамках НАТО. Это важно, потому что НАТО воспринимается, как институт, который требует трансформации. Без адекватной трансформации НАТО невозможно построение новой архитектуры безопасности в Европе. То есть тема НАТО, наверное, будет на первом месте, равно как и тема европейской безопасности, а вопросы взаимоотношения с ЕС, я думаю, такого серьёзного значения в конце года иметь не будут.
Другое дело, что в ходе переговоров стороны, скорее всего, будут обсуждать ход реализации совместных энергетических проектов, в первую очередь «Южного потока», учитывая вопрос использования энергетических ресурсов Туркмении. Несколько дней назад прошла встреча с Бердымухаммедовым, а перед этим Бердымухаммедов посещал Рим. Речь идёт о совместном участии российских и итальянских игроков в освоении энергетического потенциала Туркменистана. Я думаю, что эта энергетическая линия также будет иметь преференциальное значение.
Если обобщить, то, как мне кажется, существует три трека дискуссии, и Москва сделает выбор в пользу двустороннего контента (энергетика) и в сторону договора о европейской безопасности, то есть как в контексте диалога по линии Рим-Москва, так и, наверное, с выходом на НАТО. На текущий момент идея продвижения договора через отдельные государства ЕС и НАТО выглядит более интересной, чем в контексте отношений между Россией и Североатлантическим альянсом.