Статья
5071 31 октября 2018 19:53

Рост цены на топливо снизит качество жизни. Эксперты о ситуации с бензином

Правительство России пытается остановить очередную волну роста цен на бензин. При этом премьер Дмитрий Медведев прибегает к радикальным мерам, заявляя, что если нефтяники не будут сдерживать цены на российском рынке, то власть ограничит экспорт нефтепродуктов.

Очевидно, что сейчас ведется поиск оптимальных решений, которые бы позволили с минимальными потерями для всех участников рынка сохранить ситуацию. Ключевой игрок на энергетическом рынке России «Роснефть» направила ряд предложений, в том числе, по снижению риска дефицита нефти и нефтепродуктов. Компания предлагает пять ключевых пунктов:

— Установить требования об обязательных поставках всеми нефтяными компаниями пропорциональной доли нефти и газового конденсата, добываемых в России, для переработки на российских НПЗ и реализации моторных топлив на внутренний рынок с включением соответствующих обязательств в лицензии на пользование недрами. Компания предлагает создать уровень квоты для обязательной поставки на внутренний рынок. Его предлагается рассчитывать как отношение потребляемых в РФ нефтепродуктов к объему добычи нефтяного сырья и установить на уровне 17,5%.

— Перенести уплату акциза с НПЗ на «колонку» с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации.

— Проработать возможность введения механизма плавающих ставок акцизов на моторное топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть, что позволит на долгосрочную перспективу существенно снизить негативное влияние от изменения мировых котировок на внутренние цены на моторное топливо и обеспечить стабильные цены для потребителей.

— Провести анализ прозрачности совершения сделок на бирже с целью исключения манипулирования и совершения сделок с заранее согласованными условиями и заведомо известными участниками, исключив вмешательство в биржевые процессы интересантов.

— Распространить любые возможные договоренности по стабилизации цен на всех участников рынка, включая независимые сети АЗС.

Сегодня же в ТАСС прошел круглый стол, в рамках которого эксперты высказались относительно динамики цен на бензин и возможностей их стабилизации.

Экономист Михаил Делягин отмечает, что действия правительства и заявления Медведева только усугубляют ситуацию на рынке: «Правительство столкнулось с явлением, когда захлебывается от денег. Неиспользуемые остатки федерального бюджета превышают 4 трлн рублей. Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги — для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, то повышаете, все строго наоборот. Так сейчас и поступает правительство господина Медведева», — отмечает эксперт.

«Правительство взяло курс на революцию. По-другому объяснить их логику у меня не получается», — считает Делягин.

С ним согласен и политолог Алексей Мухин: «в последнее время правительство дает все больше поводов, чтобы их ругали. Однозначно повышение акцизов приведет к повышению цен. Ситуация сложится аховая», — отмечает эксперт.

Мухин считает правильным предложение Роснефти о том, что 17.5% должно уходить на внутренний рынок — «тогда не будет опасности».

Гендиректор компании «ИнфоТЕК-Терминал» Рустам Танкаев считает бессмысленными договоренности между правительством и участниками рынка: «бессмысленно сейчас договариваться (правительству с нефтянниками). Переговоры, которые ведутся, выглядят нелепо и непрофессионально. Не могу понять, зачем и почему они ведутся. Рост цен в стране приведет к Понижению потребления нефтепродуктов и может привести к снижению качества жизни населения и снижения количества мсп», — считает эксперт.

Танкаев напоминает, что «правительство с нового года повышает сразу три налога: НДС — плюс 50 коп. к цене бензина, НДПИ — плюс 1 руб, акциз — плюс 5,5 руб к цене. Всего — 7 руб. И предлагают все скомпенсировать все непонятным обратным акцизом. Эта идея достойна шнобелевской премии».

«Я уверен, что правительство будет искать способы, чтобы эту ситуацию решить. Думаю, какие-то демпфирующие механизмы будут найдены, но когда это произойдет. По-хорошему, это надо сейчас делать. По-плохому, решение будет найдено после того, когда возникнет социальный кризис», — отмечает Танкаев.

Он также отмечает, что главными выгодополучателями от продажи топлива является правительство: «Сейчас доля налога в цене бензина — 71%. Будет 75%. Разговоры, что жадные нефтяники тянут на себя что-то — чтобы перевести стрелки. Доля нефтяников в цене бензина — 2%, все остальное — прямые затраты и налоги. Главный выгодополучатель от продажи бензина — правительство. Поэтому у нас цены на топливо и не привязаны к мировым ценам на нефть», — считает эксперт.

Экономист Никита Кричевский считает, что Медведев не пойдет на столь радикальные меры: «мы все понимаем, что никаких заградительных пошлин господин Медведев не введёт, потому что НК — это основной ресурс пополнения бюджета. Медведев пугает, но ничего иного. Будет введение неких ограничений на экспорт, некоторое подобие лицензирования. Введение запретительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов не будет», — считает эксперт.

Кричевский также напомнил, что «акциз когда-то планировался на бензин на уровне 2,5-4 тыс, сейчас — 12 тыс. Все из-за дорожного фонда. Правительство намеревалось получить 1,6 трлн руб от налогового маневра за 6 лет. Они только в этом году получат 3 трлн рублей. А ведь еще и следующий год, 2020 год», — отмечает эксперт.

Делягин отмечает, что «от налогового маневра правительство отказываться не будет. будут компенсационные меры. В отдаленных районах мне уже сейчас присылают фото с ценой 70 р за литр».

По мнению Кричевского, сейчас необходимо «сохранить акциз на уровне 2 п 2018 г, не повышать 19-20 г. При этом объявить об этом сегодня завтра, потому что это перебьет спекулятивные ожидания, ввести лицензирование экспорта отдельных нефтепродуктов (бензин и дт) в зависимости от выполнения обязательств компаний по поставке топлива на внутренний рынок, установить минимально допустимый уровень продаж для всех компаний на бензин и дт (для каждой компани и рассчитать). В том случае, если независимые АЗС согласятся, применить к ним повышенные санкции, если они нарушают правила рынка (недолив и тд)», — считает Кричевский.

3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".