Саммит Россия - ЕС (Ницца, Франция)
Саммит Россия-ЕС оказывается в двойственном положении. С одной стороны, он мог бы стать «проходным», потому что пока Барак Обама не вступит в должность президента США, принципиальные решения приниматься не будут – в том числе и по вопросам отношений ЕС и России. Также очевидно, что недавнее послание президента России с инициативами по усилению российского военного присутствия в Калининградской области на некоторое время отсрочит возобновление активного взаимодействия России и ЕС.
В то же время тема финансового кризиса может сделать саммит значимым событием. Сегодня мы видим, что во всех странах, на которые обрушился финансовый кризис, существует определённый недостаток идей по его терапии. Если участники саммита сумеют предложить интересные, креативные идеи и реализуемые меры (потому что в ЕС мало что-то решить, нужно ещё и реализовать), то саммит окажется значимым и интересным событием. Если же по финансовому кризису идей не будет, значит, в ближайшие 2-3 месяца от ЕС интересных новостей ждать не следует.
Что же касается возобновления переговоров о новом соглашении Россия-ЕС, то одно дело – это возобновление переговоров, а другое дело – принятие решений. Сегодня в условиях, когда Польша воспринимает действия России как определённое военное давление, не думаю, что Польша и страны Балтии готовы без всяких условий согласиться с возобновлением активного сотрудничества России и ЕС. Поэтому старт переговорного процесса пока не будет автоматически означать заключение нового договора.
Данный саммит ознаменовал полное поражение "пятой колонны" внутри ЕС, ориентированной на США. Изначально лишь Франция в лице президента Саркози при негласной поддержке других европейских "локомотивов" приняла позицию России в связи с признанием ей независимости двух республик. В частности, это нашло свое выражение в "новых" принципах Медведева-Саркози, которые пришли на смену "старым" августовским и исходили из того, что возврат к состоянию "до 8 августа" невозможен, хотя статус республик и подлежит обсуждению. Другого выхода у ЕС не было - иначе бы Абхазия и Южная Осетия просто отказались от переговоров, и Европа потеряла бы статус посредника. Однако практически сразу на Францию и других европейских лидеров стали оказывать давление прибалтийские республики и Польша с целью занять максимально жесткую позицию, признающую только к возврату статус-кво до 8 августа. Таким образом, они в очередной раз действовали в ущерб европейским интересам, ставя под угрозу статус Брюсселя как посредника, однако в интересах проамериканского режима Саакашвили. Итоги саммита Россия-ЕС продемонстрировали, что европейцы почувствовали ослабление мировой системы во главе с США и намерены более четко отстаивать свои интересы. Однако не стоит слишком обольщаться на этот счет: со следующего года председательство в ЕС должно перейти к Чехии, которую возглавляет проамериканское правительство Тополанека, и это может серьезно осложнить отношения Москвы и Брюсселя. Так что в оставшиеся полтора месяца надо ковать железо пока горячо.
России очень повезло в том, что Саркози является президентом страны-председателя в ЕС, потому что Саркози в самом деле очень многое сделал для того, чтобы урегулировать и вернуть в нормальное русло отношения между Россией и ЕС после известных событий в Закавказье. Но, естественно, главную роль в этом сыграла не только позиция Саркози, но и позиция нашей страны. Эта позиция была с самого начала правильная и выверенная. И Саркози, когда говорит о том, что позиция ЕС возобладала над т.н. странами-друзьями Грузии... если он говорит так, он немного лукавит, потому что государства-друзья Грузии в том числе входят и в ЕС. Поэтому у Саркози была очень сложная задача по нахождению общего знаменателя 27 стран-членов ЕС, учитывая то, что в эти 27 стран входят и друзья России, и её жёсткие критики.
Но результаты прошедшего саммита в самом деле, в общем-то, подтверждают оптимистические ожидания тех, у кого они были, потому что линия Саркози на нормализацию отношений между ЕС и Россией после событий в Закавказье возобладала, и мы можем надеяться на то, что в ближайшее время могут возобновиться переговоры о заключении нового соглашения о сотрудничестве между Россией и ЕС. Я не исключаю, что ряд стран всё равно будут пытаться чинить препятствия на этом пути. Если эти переговоры начнутся в скором времени, то, конечно же, эти страны могут пытаться их максимально затянуть. И никто не ждёт, что эти переговоры займут меньше, чем где-то год. Но всё равно можно констатировать факт постепенной нормализации отношений между Россией и ЕС в целом, хотя грузинские события и не сказались отрицательно на двусторонних отношениях России с большинством стран ЕС.
Очередной саммит Россия-ЕС пройдёт в очень непростой обстановке. Главная задача этого саммита – нормализовать отношения между Россией и ЕС после удара, который нанёс по этим отношениям военный конфликт в Южной Осетии и последующие события. В целом нынешняя позиция ЕС и большинства европейских стран адекватна, особенно если сравнивать её с позицией первых нескольких недель, когда наши европейские партнёры не вполне владели информацией о происходящем в Южной Осетии. Сейчас более или менее правильное понимание того, что там реально произошло, сложилось. Отношение к этому у России и ЕС, конечно, неодинаковое, но есть точка соприкосновения и пространство для разговора.
Вряд ли на саммите будет обсуждаться проблемы Южной Осетии, Абхазии и Грузии, поскольку эти вопросы, скорее всего, будут переданы в другие структуры – Совет Европы и это ОБСЕ – и будут рассматриваться на практических переговорах по урегулированию в Женеве (первый раунд которых уже состоялся). Поэтому важнейшие пункты повестки дня – обмен мнениями по поводу финансового кризиса; разговор о существующих торгово-экономических спорных вопросах (в том числе, и в рамках вступления России в ВТО); обмен мнениями по поводу системы европейской безопасности, поскольку и здесь накопилось очень много новостей - начиная от прихода к власти в Чехии партии, которая не поддерживает установку радара, кончая инициативами, озвученными Медведевым в своём президентском послании (о том, как Россия может ответить на физическое развёртывание третьего позиционного района ПРО в Европе).
Но по этим вопросам (финансовый кризис и система европейской безопасности) на саммите, скорее всего произойдёт лишь обмен мнениями и не более того. Для реальных инициатив по системе европейской безопасности ещё слишком рано - этот вопрос ещё обсуждать и обсуждать. По финансовому кризису я абсолютно убеждён, что и на «двадцатке» в Вашингтоне не будет предложено никаких внятных мер. За месяц такие меры не разрабатываются, это пока только обмен мнениями и позициями. Одно из немногих реально значимых решений, которые наверняка будут приняты на саммите - возобновление переговоров по большому соглашению между Россией и ЕС. Это решение де-факто уже принято, о нём будет просто объявлено.
Соответственно, не следует ожидать единого российско-европейского пакета предложений по финансовому кризису. Я бы даже сказал, и 15-го числа в Вашингтоне не стоит ожидать единого ЕС-овского пакета. Если вы посмотрите на то, как предпринимают антикризисные меры сами страны ЕС, вы увидите, что там очень много национальной специфики – не то, чтобы «кто в лес, кто по дрова», но есть серьёзные различия в действиях отдельных стран. Они сами ещё внутри ЕС не сформировали единый пакет мер. Так что перспектив российско-ЕС-овского пакета мер я тем более не вижу.
Мне сложно сказать, какие именно предложения будут сформулированы российской делегацией, тем более, что до их объявления официальные российские представители целенаправленно молчат. Но уже сейчас можно логически предположить, что таковыми будут предложение выйти на ужесточение регулирования финансового сектора, более жёсткий контроль за банками, рейтинговыми и страховыми агентствами и, что самое главное - постановка задачи по координации правил регулирования на международном уровне. То есть, не должно быть отдельных французских, российских или американских правил, а должна общность хотя бы базовых принципов. Это первое.
Второе - необходимо переоценить роль виртуальной экономики и вернуться к тому, что реальная экономика должна стоят во главе, а финансы, банки и всё прочее должны лишь обслуживать реальную экономику. В последние 10 лет банки жили сами по себе, а реальная экономика – сама по себе. Это были абсолютно не сообщающиеся системы.
Третий очень важный аспект – реформа международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк). Они, во-первых, слишком слабы, а, во-вторых - в них не представлены многие развивающиеся страны, ставшие экономически и политически значимыми.