Санкции: без права на защиту
Одним из максимально спорных аспектов введенных санкций является необоснованное лишение российских лиц (как физических, так и юридических) их права на судебную и арбитражную защиту своих прав и интересов по договорам с лицами из Европы.
По сути, статьей 11 Регламента Совета ЕС, вводящей секторальные санкции, устанавливается, что не подлежат удовлетворению требования российских лиц (а также лиц, действующих в интересах российских лиц) о возмещении убытков (в т.ч. через механизм гарантий или обязательств о возмещении убытков (indemnity)), возникших у них ввиду отрицательного влияния санкций на договоры между ними и европейскими лицами. Таким образом, европейские законодатели защитили своих участников рынка от возможных исков со стороны российских лиц, ведь именно европейские компании рискуют стать нарушителями сделок с российскими контрагентами.
Такие «протекционистские» положения представляются несправедливыми и дискриминационными, поскольку нарушают один из базовых принципов международного и национального права, который является одним из краеугольных камней стабильности международных рыночных отношений - «договоры должны исполняться». Кроме того, нарушаются право на справедливое судебное разбирательство, а также право на справедливую компенсацию убытков, связанных с неисполнением стороной по сделке своих обязательств, а также государством - обязательств по соблюдению правопорядка и недискриминации.
Указанные права в том или ином виде закреплены в основном законе любого государства, претендующего на звание современного и демократического. Право на взыскание убытков, причиненных нарушением договора, закреплено в общепризнанных международно-правовых актах, в частности в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.). Право на справедливое судебное разбирательство закреплено в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Отрицание этих основополагающих прав и принципов, выразившееся в отказе российским лицам в праве на судебную защиту своих экономических прав и интересов, нарушенных введением санкций, свидетельствует о политике двойных стандартов, проводимой Евросоюзом.
Отдельную проблему может представлять слишком широкая формулировка рассматриваемого положения. Оно распространяется на «любые требования в связи с любым контрактом или сделкой, исполнение которых напрямую или косвенно затронуто мерами, принятыми в соответствии с Регламентом». На практике это может привести к тому, что подобной оговоркой воспользуются недобросовестные контрагенты, злоупотребляя предоставленным им правом по Регламенту.
До сих пор на практике (в частности, в английских судах) был распространён подход, согласно которому суды признавали правомерным односторонний отказ от исполнения обязательств по договору, только если такой отказ был прямо вызван невозможностью дальнейшего исполнения контракта в соответствии с применимым правом без нарушения санкционного режима. Такой подход позволял обеспечить сбалансированную оценку всех обстоятельств дела. Теперь же иностранные контрагенты смогут безнаказанно отказываться от исполнения обязательств перед российскими лицами, в случае даже косвенного влияния санкций на сделки с российскими контрагентами вне зависимости от того, влечет ли исполнение обязательств из договора нарушение санкционного режима. При этом бремя доказывания обратного в иностранных судах будет возлагаться именно на российских лиц. Очевидно, что в условиях подобных формулировок доказать свою правоту российским лицам будет чрезвычайно сложно, если возможно в принципе, что фактически предопределяет исход таких разбирательств, к сожалению.
Александр Муранов, управляющий партнер Коллегии адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры» специально для «Актуальных комментариев»