Статья
14788 6 марта 2018 16:47

Северный морской путь может стать одним из лидеров мирового судоходства

Северный морской путь (СМП), морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, — одно из приоритетных направлений транспортного развития страны. О том, что уже сделано и что предстоит сделать, мы спросили старшего преподавателя факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного Университета (СПбГУ), эксперта Российского Совета по Международным делам Дмитрия Тулупова.

— В послании президента одним из приоритетов для власти было обозначено развитие русской Арктики и Северного морского пути, как ключевого проекта для решения этой задачи. Какие первоочередные задачи надо решить, чтобы превратить Северный морской путь в «глобальную транспортную артерию»?

— Перечень этих проблем носит долговременный характер. О них уже неоднократно говорилось. В первую очередь, это модернизация ледокольного флота, ввод в эксплуатацию, как было запланировано, трех (ледоколов — прим. АК) ЛК-60. Они сейчас строятся на Балтийском заводе. И, безусловно, в перспективе до 2030-2040 гг., это ввод в эксплуатацию более мощных ледоколов, таких, как ЛК-110. Обновление ледокольного флота позволит существенно увеличить пропускную способность Северного морского пути.

Второй блок касается развития портовой инфраструктуры вдоль Северного побережья России.

Можно выделить десять, а то и больше стратегически важных точек: Мурманск, Сабетта, Игарка, Тикси и т.д. Они совершенно необходимы в качестве опорных пунктов для судоходства в Арктике. Сейчас они отличаются по степени своего технического состояния. Например, порт Сабетта, благодаря реализации проекта «Ямал СПГ», обустроен во много раз лучше, чем Тикси или Певек. Однако все эти порты играют одинаково важную роль в успешном функционировании СМП, и поэтому развивать их нужно все без исключения.

Третий блок работы — это совершенствование навигационно-гидрографического обеспечения. Это важно, чтобы намечать наиболее оптимальные маршруты следования судов. Вот три самые актуальные задачи, с которыми надо работать.

— Можно ли в ближайшем будущем превратить Арктику не в экзотику, а привычное место для работы людей? Что для этого нужно?

— Когда мы говорим с вами про Арктику, у нас есть соблазн сказать, что вся деятельность, которая там разворачивается в последние годы, носит пионерский характер. На самом деле, если посмотреть на российскую Арктику в ретроспективе, то мы увидим, что там хозяйствование с разной степенью интенсивности, с разным ареалом распространения ведется на серьезном уровне с 20-30 годов прошлого века. Соответственно, модель как хозяйствования, так и проживания, складывается уже десятилетиями. В современных условиях основная задача состоит в том, чтобы создать условия для постоянного проживания там людей, которые хотят работать и нужны там как специалисты. Соответственно, необходима синхронизация задач и приоритетов, которые ставят перед собой различные министерства и ведомства, курирующие Арктику, и соотнесение этого с инфраструктурой на Севере. Понятно, что люди должны делать вклад в развитие конкретных проектов. Их очень много. Программа уже намечена по самым разным отраслям. Но это требует очень тщательной координации. Понятно, что в условиях санкций и ограниченного бюджетного финансирования вопрос денежный стоит очень остро, но лично мне кажется, что значительная часть проблем и трудностей, которые мы видим в Арктике, может решиться именно благодаря лучшей координации расходов и усилий разных ведомств.

— Транспортная проблема — одна из ключевых. Что уже достигнуто? Какие проекты вы бы выделили особенно?

— Работа по развитию транспортной отрасли ведется. Это, в первую очередь, усилия по созданию новых ледоколов. Определенные успехи достигнуты в реализации такого прорывного проекта, как «Ямал-СПГ» и строительство порта Сабетта, через который осуществляется экспорт сжиженного природного газа. Тем не менее, проблемы, конечно, еще остаются. В первую очередь, это вопрос выделения средств либо из бюджета, либо привлечение кредитного финансирования на модернизацию других портов, а также реализацию смежных проектов, примыкающих к Северному морскому пути. Это — тот же самый Белкомур, который обеспечивает грузовую базу Северного морского пути. Этот проект связывает промышленное сердце Урала и Архангельск. Не менее важно строительство Северного широтного хода, который также стоит на повестке дня. Эти проекты надо продвигать с точки зрения сроков реализации. И, безусловно, с точки зрения финансирования. Сейчас, конечно, очень остро стоит проблема поиска средств на реализацию всех этих намеченных проектов. Безусловно, это связано с санкциями. Но это не отменяет необходимости поиска инвесторов. На это сейчас надо бросить основные силы, чтобы эти проекты были реализованы своевременно, чтобы Северный морской путь был обеспечен грузами.

— Какие логистические узлы вы бы выделили в Арктическом бассейне и можно ли создать новые?

— Сейчас вполне конкретно просматривается проект Ямал, где находится эпицентр экономической активности в регионе. Даже с точки зрения географии он тоже символично расположен — практически посередине Арктической зоны РФ. Здесь развитие транспортной инфраструктуры идет синхронно с добычей нефтегазовых ресурсов. Это — первый узел, который на сегодняшний день уже функционирует.

Второй узел — порт Архангельск и связанный с ним проект Белкомур, который предстоит реализовать (возможно, при помощи китайских инвесторов).
Если говорить про перспективные направления, то стоило бы присмотреться к Ненецкому автономном округу (НАО), и, в частности, к порту Индига, а также железной дороге Сосногорск- Индига. Эти два проекта были включены Министерством экономического развития РФ в перечень 146 арктических проектов, который был опубликован в мае 2016 года. Но пока стоит вопрос о привлечении инвестора. Оба проекта немного конкурируют с Белкомуром. Но тем не менее, необходимо признать, их большое стратегическое значение. Фактически, в перспективе они могут стать основными драйверами социально-экономического развития НАО.

Мурманск — тоже очень важный узел. Хотя он юридически не находится в границах акватории Северного пути, тем не менее, было бы несправедливо Мурманск от Северного пути отсекать. Та модернизация железнодорожной инфраструктуры и подъездных путей, которая запланирована в Мурманской области, будет иметь большое значение.

В Восточной Арктике, наверное, пока еще рано говорить о формирование морского логистического узла. Но в перспективе, если будет найден внешний спрос на рудные полезные ископаемые, которые сосредоточены в той же Якутии, можно будет вполне серьезно задуматься и о опережающей модернизации порта Певек и Тикси. Эту работу уже сейчас надо начинать.

Может ли эта транспортная система быть самоокупаемой или потребуются большие вложения? Какие?

— Безусловно, на начальном этапе потребуются очень большие вложения. И государство должно быть к этому готово. Но если правильно поставить эту работу, то в перспективе 10-20 лет экономическая эффективность вполне может быть достигнута. Северный морской путь интересен игрокам из самых различных отраслей.

— В развитии Арктического бассейна задействованы крупные компании. Должно ли государство их поддерживать. Как именно.

— Меры поддержки уже вводятся. Например, снижение ставки на добычу полезных ископаемых. Для судоходных кампаний тоже можно, наверное, предусмотреть какие-то поддерживающие инструменты. Например, совместное страхование рисков. Надо привлекать сюда компании, делать проекты максимально удобными. Очень многие, особенно зарубежные компании боятся, так как этот судоходный маршрут агрессивный в плане условий среды. Соответственно, надо проводить работу по повышению привлекательности, в том числе, и за счет каких-то финансовых бонусов.

— Какова роль атомного флота в развитии Арктики?

— Она является определяющей. Без атомного ледокольного флота говорить об освоении региона невозможно.

— Как изменились морские транспортные пути за последнее десятилетие? Как могут поменяться в перспективе?

— Я уже в принципе все описал. Но я не хочу и сильно преувеличивать возможности Северного морского пути. Понятно, что Суэцкий канал будет оставаться основной артерий международного судоходства. Но Северный морской путь вполне может претендовать на значительную долю на общем рынке глобальных морских перевозок. И повышать эту долю, безусловно, необходимо.

Беседовала Лина Вискушенко
3 октября 2022 Новости  США пытаются не допустить Китай в Арктику: обзор доклада американского эксперта В докладах американских аналитических центров прослеживается озабоченность расширением китайского влияния в Арктике. Ранее «Актуальные комментарии» уже делали обзор экспертного доклада центра The Heritage Foundation, автор которого выражал обеспокоенность китайскими амбициями в Арктике. Новый доклад подготовлен вашингтонским аналитическим центром Rand Corporation. 29 июля 2022 Новости
Американские эксперты обеспокоены китайскими амбициями в Арктике
 Американские эксперты обеспокоены китайскими амбициями в Арктике Конкуренция за господство в Арктике как в перспективном геополитическом регионе возрастает. Старший политический аналитик американского аналитического центра The Heritage Foundation Даниэль Кочис опубликовал доклад, в котором выразил обеспокоенность возрастанием китайского присутствия в регионе.
13 апреля 2022 Главное
Новые проекты и планы: Путин провел совещание по развитию Арктики
 Новые проекты и планы: Путин провел совещание по развитию Арктики В Арктическом регионе сконцентрированы все направления российской безопасности. Об этом заявил Владимир Путин в ходе совещания по развитию Арктики. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".