Шматко отчитался за бензин
В рамках «правительственного часа» в Госдуме выступил глава Минэнерго Сергей Шматко, которого пригласили в связи со сложившейся ситуацией на рынке топлива.
Оснований для дальнейшего роста цен на топливо нет, заявил он. Как сообщает корреспондент «Актуальных комментариев», Шматко напомнил депутатам, что правительство РФ реализовало ряд мер, направленных на преодоление дефицита топлива.
«Рассчитываем, что эффект от их реализации скажется и на ценах. Могу твердо заявить, что сегодня экономических оснований для дальнейшего роста цен в сегменте переработки нет», - подчеркнул министр.
Он отметил, что для скорейшего разрешения «бензинового кризиса» министерство перешло на ручное управление ценами на топливо. Оснований для дальнейшего роста цен на топливо нет, заявил глава Минэнерго Сергей Шматко, выступая в ГосдумеРежим ручного управления – вынужденная мера, - пояснил Шматко. – Именно сейчас нам необходим способ получения информации с высокой степенью детализации».
По словам министра, нефтегазовый комплекс самый основной инвестор в российскую экономику. Объем инвестиций со стороны нефтяных компаний составляет более чем 2, 5 триллиона рублей в год.
Как известно, в российских регионах с апреля наблюдался дефицит топлива. Ограничения на продажу бензина на заправках зафиксированы, в частности, в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, в Алтайском крае и в других регионах.
Кроме того, начали расти цены на бензин. Генпрокуратура и ФАС пообещали принять меры по противодействию ценовому сговору в сфере производства и торговли бензином и начали масштабную проверку нефтяных компаний.
Президент РФ Дмитрий Медведев не исключил возможность сговора на рынке нефтепродуктов и для стабилизации ситуации предложил ввести ограничительные меры.
На одной из пресс-конференций он высказал мнение, что рост цен на бензин связан с общим ростом цен на нефтепродукты. «Правительство предпринимает усилия, чтобы справится с этим. Где-то это может быть сговор, но в принципе - это отражение тенденций на нефтяном рынке», - сказал Медведев на пресс-конференции.
«Правительство имеет все инструкции от меня, чтобы с этим справиться и сбивать цены на нефтепродукты, на бензин. На время введение жестких пошлин может помочь, но не навсегда», - добавил он.
Между тем, президент отметил, что Россия заинтересована в высоких, но не запредельных ценах на нефть. «Россия заинтересована в том, чтобы цены на нефть были разумно высокими, но не запредельными. Сейчас цены становятся выше и выше. В конечном счете, это может создать обратный эффект», - сказал он.
Президент напомнил, что в 2008 году, когда цены достигали $147 за баррель, мировую экономику постиг глобальный финансовый кризис.
После этого, 19 мая ФАС выдвинула предложения по насыщению рынка автомобильного топлива и снижению цен на бензин.
Руководство Тувы, где кризис ощущался наиболее остро, причины ситуацию видят в зависимость республики от ограниченного количества оптовых поставщиков топлива.
Кроме этого, свою отрицательную роль в ситуации на рынке ГСМ Тувы сыграло закрытие в апреле на ремонт Ачинского нефтеперерабатывающего завода, основного поставщика ГСМ для региона, говорилось в сообщении Минпромэнерго республики.
«Региональные АЗС закупают топливо у четырех сибирских компаний, которые не имеют прямых контактов с нефтеперерабатывающими заводами и являются посредниками второго, а то и третьего уровня. Однако владельцы тувинских АЗС вынуждены работать с ними, поскольку тоже не имеют доступа к прямым сделкам с НПЗ - минимальный объем оптовых продаж с завода начинается от 500 тонн, которые не под силу ни одному из операторов регионального рынка нефтепродуктов», - сказано в сообщении.
Осложняет ситуацию и то, что в перестроечные 90-е годы республика потеряла единственное нефтехранилище, и бензин поступает в Кызыл «с колес». Учитывая, что Тува связана с другими регионами единственной автодорогой М-54, любой форс-мажор на ней вызывает обострение на рынке ГСМ, отмечало министерство.
Сами россияне-потребители топлива считают, что повышение цен на бензин россияне объясняют, в первую очередь, «неуемными аппетитами бизнесменов» (21%) и сговором нефтяных магнатов (12%). Таковы данные опроса, проведенного ВЦИОМ 14-15 мая в 46 регионах РФ.
Среди других возможных причин - отсутствие контроля над ценами на бензин со стороны государства (11%); влияние инфляции, роста цен на нефть и диктовка цен монополистами (по 4%).
Некоторые респонденты подорожание бензина связывают с коррупцией, повышением спроса (по 3%), а также указывают на безнаказанность владельцев компаний-производителей топлива, на повышение цен самими АЗС или видят связь с экспортом бензина за границу (по 2%).
Что касается мер, предпринятых властями для стабилизации ситуации, то самой эффективной из них россияне считают проверку нефтяных компаний на предмет сговора (65%). На втором месте - введение запрета продажи нефти на бирже подставным фирмам, перекупщикам (59%).
Более скептически респонденты отнеслись к идее повышения экспортных пошлин на бензин (47%) и контроля над выводом нефтеперерабатывающих заводов на ремонт с резервированием нефтепродуктов на этот период (46%),.
Ситуация на топливном рынке страны сейчас не комфортна для потребителя. То, что происходит, называется простым словом монополия. На рынке есть несколько крупных компаний, которые имеют регионы базового присутствия, они имеют соответственно полную структуру, всю цепочку от скважины до нефтебазы и заправки. Все это одна вертикальная компания, и естественно у нее есть все преимущества перед остальными. У нее есть и сырая нефть, и переработка. Наши крупные компании могут манипулировать ценами и в целом эта ситуация не вполне нормальна и не вполне разумна, поэтому я лично убежден, что нам необходимо стимулировать конкуренцию в сегменте нефтепереработки.
У нас нет крупных независимых нефтеперерабатывающих заводов, которым все равно, у кого приобретать нефть. Поэтому нам нужно, чтобы появились независимые заправки в стране, которые бы покупали бензин на общих условиях у нефтеперерабатывающих компаний. Поэтому я поддерживаю любые начинания, связанные с попытками создать независимую переработку. Правда, один завод ситуацию на рынке всей страны вряд ли поменяет. Рассчитывать на мгновенные изменения не приходится, но на самом деле нефтяные компании сейчас пытаются этот кризис нейтрализовать, так что надежда есть.
Сами нефтяные компании в дефиците топлива в регионах не особенно заинтересованы, и они пытаются что-то с этим делать, поэтому я не думаю что будет какой-то чудовищный топливный кризис, но это не означает, что нам нужно сохранять нынешнюю структуру рынка, нужно безусловно ее менять. Но при этом автолюбители и другие граждане должны понимать, что все равно, если нефть на мировом рынке будет дорожать, то бензин в России дешеветь не будет. Не стоит забывать, что у нас половина дохода бюджета идет в нефтегазовый комплекс, и поэтому налоговая политика достаточно жесткая в этой области.
Я абсолютно уверен, что из-за высоких цен на бензин никто не откажется от езды на машине. Посмотрите на ту же самую Европу, где цены на бензин в переводе на наши деньги выше.
Для того, чтобы преодолеть бензиновый кризис, скорее всего, нужно бороться с практикой его продажи. Я думаю, нужно установить законодательный запрет на бесконтрольную торговлю, то есть фактически если есть некое перерабатывающее предприятие, то оно должно выставлять одинаковые ценники на свою продукцию для всех, и должно отпускать продукцию свободно любому покупателю. Иное поведение должно караться очень жестокими санкциями. Нельзя допустить, чтобы монополисты на рынке стали выдавливать мелкие компании, только и всего.
Кроме того, правительство и региональные власти должны создавать некое резервирование нефтепродуктов и по конкурентным ценам их продавать.
Если, допустим, вспомнить рынок зерна, который был до последнего времени не отрегулирован, то там государство скупало зерно по заниженным ценам, а потом в случае каких-то дефицитов выбрасывало зерно на рынок. То же надо сделать и здесь. Надо чтобы государство и компании со значительным участием государства формировали резерв для страны. И в случае возникновения проблем чтобы эти резервы были немедленно выброшены на рынок и в первую очередь проданы отдельным мелким операторам рынка. Подобное решение могло бы серьезным образом повлиять на ситуацию.