Статья
4041 24 мая 2017 18:01

Скандалы и интриги «Гоголь-центра»

Скандал вокруг художественного руководителя театра «Гоголь-центр» Кирилла Серебренникова продолжает набирать обороты, привлекая все большее внимание публики. Однако скандалы и повышенное внимание властей, правоохранителей и прессы преследовали театр, фактически, с самого момента его основания.

Небольшая справка: «Гоголь-центр» — театр нового формата, в котором помимо спектаклей уживаются всевозможные виды искусства от лекций до выставок. Акцент делается на современном искусстве и современном подходе к его показу и обсуждению. Кроме того, в «Гоголь-Центре» работает не одна театральная труппа, а сразу четыре. Среди резидентов театра - Студия «SounDrama», «Седьмая студия», Компания современного танца «Диалог Данс» и непосредственно труппа Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.

Напомним, что изначально Гоголь-центр был создан на базе МДТ им. Н.В. Гоголя, после назначения Кирилла Серебренникова на должность режиссера в 2012 году. Идея реформирования этой самой «базы», была высказана новым художественным руководителем практически сразу.

БУНТ

После радикального изменения формата и отказа от всего прежнего репертуара не заставил себя ждать настоящий бунт. Актеры труппы бывшего театра драмы оказались категорически против назначения Серебренникова. Главная претензия,  опубликованная в открытом письме на сайте театра, заключалась в том, что «назначение художественным руководителем Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр — это мощный толчок к гибели российского театра». Среди прочих претензий оказались отсутствие у нового режиссера специального театрального образования и «незаконность» назначения без проведения конкурса. Серебренников действительно был назначен напрямую бывшим руководителем Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым.

Долгая и запутанная история отношений нового руководства и старой труппы изобиловала разными подробностями, вроде предложения Алексея Малобродского (на тот момент директора театра) актерам написать заявления об уходе по собственному желанию, мотивируя свой поступок «интересами Департамента культуры Москвы».

В итоге все кончилось проведением митинга на Гоголевском бульваре в Москве. Что символично – у памятника писателю. Среди требований фигурировали « необходимость соблюдения российских законов, сохранения театра и назначения нового руководства, как положено, по конкурсу». Однако реакции на данный митинг не последовало, а все заявленные реформы были приведены в жизнь.

СКАНДАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР

Выбор репертуара и проектов, а также авангардный подход режиссера к постановкам неоднократно привлекали внимание властей, правоохранителей  и прессы.

В 2013 году в Гоголь-центре планировался показ фильма Майка Лернера и Максима Поздоровкина про судебный процесс над Pussy Riot. Не сложилось, поскольку бывший глава департамента культуры Москвы Сергей Капков потребовал его отменить.

После премьеры спектакля «Отморозки», который был поставлен по книге «Санькя» Захара Прилепина, на театр обрушились обвинения в экстремизме. Постановка «Человек-подушка» и вовсе вызвала пристальный интерес следственного комитета, который решил проверить спектакль на предмет педофилии, заставив режиссера давать письменные объяснения в прокуратуре касательно ряда сцен.

На этом фоне многочисленные жалобы относительно обнаженных тел на сцене и излишне авангардной трактовки некоторых классических произведений кажутся цветочками. Дальше простых жалоб и анонимок пошел Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева, заявивший в марте 2015 года о начале собственного расследования в отношении спектакля «Мертвые души» Серебренникова. Эксперты планировали «оценить границы интерпретации произведения», чтобы выяснить, насколько готовый спектакль отвечает основной идее произведения, заложенной автором. Примечательно, что результаты расследования так и не были опубликованы.

В том же 2015 году, Гоголь –центр попал в список других столичных театров, которые должны были предоставить в Генпрокуратру  информацию о репертуаре, с целью его проверки на предмет «нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии».

В течении последних нескольких лет театр также перестал попадать в список номинантов престижной театральной премии «Золотая маска».

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Судьба театра, а вернее его дальнейшего развития в условиях сложившейся ситуации, как и судьба самого Серебренникова сейчас находится под вопросом. Если раньше многие вольности театру прощались, то теперь к нему приковано повышенное внимание.  Несмотря на последние новости, пока не поступало никаких известий об отмене спектаклей и иных мероприятий заявленных в афише театра. Сайт «Гоголь-центра», как и сам театр работает в привычном формате. Кроме того, многие деятели культуры поддержали своего коллегу по цеху. Например, Евгений Миронов передал письмо Путину во время награждения. Ранее Евгений Миронов выступил в поддержку Серебренникова. Ведь на самом деле сейчас решается судьба не только «Гоголь-центра», но и всего свободного искусства. Если обкатка технологии пройдет успешно, то подобные дела можно будет ждать и в других «несогласных заведениях».

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".