Статья
10136 5 августа 2011 0:00

Слагаемые устройчивого роста

На заседании Центра социально-консервативной политики 4 августа глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев представил программу устойчивого роста. Как пообещал депутат, Россия возьмет курс на устойчивый рост, если на декабрьских парламентских выборах победят «Народный фронт» и «Единая Россия».

Программа, по словам Андрея Исаева, была подготовлена «при участии крупнейших общественных организаций, трудовых коллективов и миллионов людей». «Это программа развития нашей страны, каждого региона, города и села, - отметил Исаев. - Развитие без застоев и потрясений».

Сама идея, ставшая предметом обсуждения в ЦСКП, принадлежит вовсе не Андрею Исаеву и не кому-либо из современных политиков. Основоположником концепции устойчивого развития, несколько дополненной и перефразированной, был русский ученый Владимир Вернадский. Позднее она была отражена в итоговом документе конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро от 1992 года. Суть «sustainable development» заключалась в том, чтобы мотивировать и стимулировать технический прогресс, одновременно сохраняя благоприятную окружающую среду и человеческий потенциал.

Идея, пришедшая из 19-го века, получит новую жизнь в 21-м. Причем, по словам замсекретаря президиума «Единой России» по креативу и взаимодействию с политклубами партии Юрия Шувалова, еще 20 лет назад страна не была готова к устойчивому росту. «То что сегодня мы можем говорить об общественной стратегии, говорит о том, что период метания и поиска, который мы наблюдали в 90-е годы, закончился, - отметил Шувалов, открывая заседание. - Мы, наконец, более или менее определились с базовыми ценностями, а теперь должны определиться по вопросам развития, понимая, что не потеряем что-то важное для каждого из нас». К базовым ценностям, по словам Шувалова, относятся: борьба с монополизмом в экономике, выполнение требований экологической безопасности и формирования сбалансированного бюджета развития. 

В докладе по концепции, представленным Исаевым, были названы пять целей устойчивого роста, пять врагов и пять слагаемых его успеха.

К пяти целям устойчивого роста Исаев отнес:

1. Повышение благосостояния людей. «За пять лет устойчивого роста мы добьемся улучшения качества жизни. В стране будет высокотехнологичная медицина иправо выбора врача для каждого, доступное качественное образование, в том числе, с использованием интернета независимо от места проживания. Средняя зарплата и пенсия достигнут европейского уровня», - пообещал парламентарий.

2. Быстрое развитие экономики. По словам главы комитета Госдумы, за пять лет доля несырьевых производств в валовом внутреннем продукте превысит 50%, количество людей, занятых в малом бизнесе возрастет в трое, сам ВВП вырастет в полтора раза, а Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира.

3. Общественная стабильность. «Ближайшие пять лет развитие нашего общества будет последовательным, прогнозируемым и понятным для всех, - пообещал депутат. – “Единая Россия” и “Народный Фронт” не допустят необдуманных экспериментов и шоковых реформ». Он отметил также, что все решения власти обязательно предварительно будут обсуждаться с теми, кого они напрямую затрагивают, и россияне смогут наконец планировать свое будущее и будущее своих семей.

4. Мощное государство. Пять лет устойчивого роста, по уверению Андрея Исаева, Россия вновь станет сверхдержавой, мощнейшим государством Евразии с эффективной, хорошо вооруженной армией, системой международных союзов, позволяющих определять мировую политику и сохранять мир.

5. Свобода и безопасность человека. «В течение пяти лет устойчивого роста наши граждане почувствуют себя ещё более свободными и защищенными – как внутри страны, так и за рубежом. Всюду к ним будут относиться, как к представителям великого государства. В стране будет развиваться многопартийность, основные политические свободы, демократия участия», - сказал депутат.

Кроме того, через систему общественных организаций «Народного Фронта» каждому будет предоставлена возможность участвовать в обсуждении и принятии всех интересующих его решений власти. А сильное государство защитит гражданина от преступности и произвола чиновников.

Не успела теория устойчивого роста начать воплощаться в жизнь, как у нее уже появились враги. И, как рассказал в своем докладе Андрей Исаев, их также оказалось пять. Это коррупция и бюрократический произвол, безответственный популизм оппозиционных политиков, либеральный авантюризм, классовый эгоизм бизнесменов и национальная и религиозная вражда. «”Единая Россия” и “Народный Фронт” будут жестко пресекать любые попытки разжигания национальной розни, способствовать расцвету культуры, русского и других государствообразующих народов, культуры всех наций и национальностей», - сказал депутат.

Далее Исаев перешел к пяти слагаемым устойчивого роста. Это модернизация, опора на традиции, социальное партнерство, народный контроль и достойный труд.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев сосредоточился на важнейшем, по его мнению, понятии - инновационном человеческом капитале и выступил в поддержку конкуренции. Именно людям, занятым в бизнесе, государственном управлении, других сферах предстоит выработать новые подходы к вопросам развития, считает Артемьев.

«Исходя из этого, становится понятно, что без политической и профессиональной конкуренции, которые порождают нестандартные творческие решения известных проблем, далеко в развитии нам уйти не удастся, - отметил Артемьев. - Мы можем говорить о многих ценностях, но эта мне представляется главной. Конкуренция - это самый дешевый способ повысить производительность труда».

Глава ФАС напомнил, что большинство выдающихся инновационных достижений связано с работой компаний малого и среднего бизнеса. «Между тем в нашей стране по-прежнему прослеживается тенденция создавать монстров, монополистов в различных сферах экономики. Нам принципиально не хватает свободы, в особенности свободы конкуренции. Именно развитие конкуренции приводит к инновационному росту, улучшениям в экономике и социальной сфере», - сказал глава ФАС.

Отдельно Игорь Артемьев затронул тему разработки стратегических инфраструктурных проектов. По его словам, сегодня нет уверенности, что строительство того или иного предприятия завтра не окажется на том месте, где пройдет федеральная трасса.

«Я читал много различных концепций, направленных на решение этой проблемы. И две трети – это выражение надежды в светлое будущее и проработка финансовой стороны вопроса, в которой речь идет о десятках и сотнях триллионов. Это не помогает нам ни в каком смысле».

Решение проблемы Артемьев разглядел в соединении либерального и консервативного начал. «По-моему очевидно, что в молодости ты придерживаешься либеральных ценностей. И также очевидно, что с возрастом человек умнеет и к ценностям консервативным. На мой взгляд, в соединении этих начал кроется ответ на многие вопросы развития. К тому же наша страна не раз демонстрировала, что способна к подобному соединению», - сказал он.

«Сегодня мы имеем такую картину: 83 субъекта Федерации и все отношения между ними и федеральном центре ограничивается только конструкцией “транш туда - транш сюда” и все. Знания о собственной стране, к сожалению, скудны. Мы должны иметь статистику по реальному положению дел в России вплоть до муниципального уровня», считает член

Общественной палаты Вячеслав Глазычев. «Политическая элита должна отдавать отчет в том, что одновременно решить две задачи: модернизация и устойчивое развитие, невозможно», - заключил член ОП.

Заместитель председателя Счетной палаты РФ Валерий Горегляд в свою очередь сделал прогноз на второе десятилетие XXI века, которое, по его мнению, будет резко отличаться от первого, когда был бешенный спрос на энергоресурсы. «Сегодня даже этот фактор уже не дает мощного роста экономики. Это происходит не только у нас, но и в других странах. Второе десятилетие предполагает сложную бюджетную политику, поскольку наши социальные расходы превышают доходы», считает зампредседателя Счетной палаты.

Юрий Шувалов после заседания ЦСКП рассказал, что далее «Единая Россия» будет подробно прорабатывать стратегию устойчивого роста. Вырабатывать показатели развития, это после первого рассмотрения стратегии «является наиболее актуальным вопросом». Показатели будут вырабатываться таким образом, что одно направление развития будет непременно влиять на другое – экология будет влиять на экономику, или социальная политика будет отражаться на вопросах экономической политики. «Мы не сможем говорить об экономической политике без учета социальных стандартов и социальных гарантий для граждан, - пояснил Шувалов. - Такой комплексный подход имеет бессчетное число показателей. И такая система должна контролироваться со стороны общества, а точнее, “Народного фронта”, как наиболее мощной на данный момент общественной силы».

Комментарии экспертов

К каждому из представленных тезисов я хотел бы поставить вопрос – как именно это будет осуществляться и кем? Есть задача стабильности, и есть задача модернизации развития, я абсолютно согласен. Но ведь они решаются несколько в разных горизонтах, есть горизонт функционирования – почта должна ходить, зарплата бюджетникам начисляться, это задача социального государства, которая кровь из носу должна быть решена на любой территории российской юрисдикции. И есть задача развития, которая не может одновременно осуществляться во всех точках страны, так не бывает ни в природе, ни в обществе.

Сегодня пока мы имеем до сих пор картинку, в которой, когда-то это было порождено в недрах Минэкономразвития, есть табличка – 83 субъекта. Транш туда, транш сюда.

У нас у большинства очень зыбко знание о собственной стране. И пока мы с вами этот вопрос не решим, разговоры о планах будут все равно оставаться с размытыми, очень размытыми контурами. Четкими будут цифры, а предмет ясности не приобретет.

Если мы понимаем, что развитие неравномерно, то требовать развития от региона, который пока с трудом справляется даже используя средства федерального бюджета не верно. Умри, но дай программу инноваций - риторические фигуры здесь плохо помогают. И мы знаем, мы – экспертноесообщество - где и что сколько стоит.

«Народный фронт» - замечательная площадка, но вопрос ведь стоит об институте роста развития с плюсом, где есть качество, а не только приращение. Когда-то эту функцию худо-бедно исполняли Академия наук и Госплан, шарниром между ними был Совет по производительным силам. От этого осталось не очень много, Академия наук отчасти самоустранилась, отчасти была отодвинута. Значит вопрос стоит о форме института развития. Либо администрация президента отчасти берет на себя эту функцию, либо ведомства.

Что касается конкуренции, то пока мы не откроем сферу дорожного строительства для международных фирм, мы не справимся с этим. Наращивать стоимость услуг ведь можно бесконечно. Мы дошли до смешного положения, дайте волю РЖД они и на Луну проложат рельсы, а вопрос, нужно ли тянуть ветку на Магадан - очень сложный вопрос и простого ответа не имеет, это требует публичного экспертного обсуждения, не популистского, а серьезного разговора.

И наконец, вещь, которая мне кажется абсолютно принципиальной. Это вопрос о самой технике организации управления. Простите, но мы его всерьез ни разу не обсуждали, ни партийно, ни популистски, ни спекулятивным способом. Как осуществляется бюджетное регулирование между центром и регионами? Отношение региона и низовых территорий. И может быть, иногда полезно сделать шаг назад, подумать очень серьезно, не есть ли это все-таки низовая единица государственного управления в чистом виде, ответственная за исполнение государственных обязательств?
 

Когда мы говорим о том, что идеи устойчивого развития известны и последовательно развиваются, причем не только в нашей стране, мы имеем ввиду, что мир в целом является приверженцем идей устойчивого развития. Однако, переход к ним возможен только если мы поймем масштабы тех угроз, которые ожидают мир в условиях нарастания кризиса потребления глобального масштаба. Глобализация как таковая приводит как к появлению новых возможностей, так и к появлению новых угроз.

Преодоление этих угроз - задача общемирового масштаба. Но при этом национальные экономики сегодня, безусловно,должны работать над тем, чтобы оптимизировать расходы, оптимально отнестись к сохранению ресурсов, повысить уровень человеческого капитала и человеческой жизни как таковой. И каждая страна должна взять на себя ответственность за то, чтобы принципы устойчивого развития реализовывались. Это может отодвинуть угрозу различного рода катастроф, с которыми мы можем столкнуться.

Наличие возможности еще раз на это обратить внимание и учесть идеи устойчивого развития в том числе, в предвыборной программе правящей партии, для меня это уникальная возможность, которую я не могу не использовать. Я думаю, что отчасти, обсуждение этой темы войдет в какие-то предвыборные программные документы, может быть не только «Единой России».

Сейчас в «Единой России» уже кое-что делается относительно экологического рейтинга регионов. Но важно договорится о количестве таких параметров и ввести их в законодательство, тогда мы сможем говорить о том, что программа устойчивого развития от идеи, от концепции переходит к реальному этапу реализации. Когда эти критерии устойчивого развития проявятся в качестве оценки эффективности деятельности лиц, отвечающих за те или иные направления, мы добьемся определенного результата. Это должно произойти в течение ближайших пяти лет, но помимо декларации нужны согласованные параметры которые будут взаимно влиять друг на друга.

Одно направление будет влиять на другое – экология будет влиять на экономику, или социальная политика будет отражаться на вопросах экономической политики. Мы не сможем говорить об экономической политике без учета социальных стандартов и социальных гарантий для граждан. Такой комплексный подход имеет бессчетное число показателей. И такая система должна контролироваться со стороны общества, «Народного фронта», как наиболее мощной на данный момент общественной силы. Я думаю, что именно об этом мы и будем говорить, такое направление будем разрабатывать.

Из пяти ключевых проблем устойчивого роста хотелось бы остановиться на некоторых. Первое, все обращают внимание на проблему ценностей, и сегодняшняя ситуация в обществе такова: у нас произошла по сути деградация, и, более того, она и до сих пор продолжается. Общество становится меркантильным, мы воспитываем в молодежи задачу быстро заработать, хапнуть побольше. Не за опытом молодые люди идут на чиновничью службу, а для того, чтобы быстро заработать. Это колоссальная проблема, но не единственная. Также я бы обратил внимание на то, что у нас с вами вместо пропаганды здорового образа жизни, пропаганды труда, пропаганды образования, пропагандируется бюрократия, произвол, бандитизм. Безусловно, нужно ввести на каналах общественный контроль.

И второй момент. Безусловно, финансирование, которое идет из государственного бюджета на поддержку тех или иных проектов в области культуры, должно касаться того, чтобы эти проекты занимались пропагандой традиционных важных ценностей для человека.

Следующий аспект - это вопрос качества жизни. Понятно, что ситуация в здравоохранении и в образовании, к сожалению, не устраивает значительную долю населения. Согласно опросам наших сограждан, проблема не в том, что денег не хватает. Безусловно, по сравнению с развитыми странами, мы тратим недостаточно на это. Но проблема заключается не в размере финансирования, а в необходимости грамотно администрировать эти отрасли.

Третий момент - это вопрос социальной справедливости. Вообще, исходя из того что мы видим, тема справедливости - это вообще чуть ли не высшая ценность для россиянина. Он готов терпеть недостаток чего угодно, но жить в справедливом обществе. В обсуждаемом документе необходимо сделать акцент о том, что наша страна должна стать страной равных возможностей. Это вопрос конкуренции идей и проектов, и мы должны с учетом экономических механизмов, в том числе, влиять на этот разрыв. Согласно статистике, более половины из тех доходов, которые страна получает, находится в руках нескольких процентов населения. Нужно обсудить, как это выровнять, как сократить этот разрыв, как сделать жизнь гражданина комфортнее, помочь ему реализовать себя, добиться успеха, заработать денег праведным и честным трудом.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".