Статья
2643 1 июня 2023 11:40

Социология хайпа

Социологические опросы занимают особое место в дискурсе современного общества. Сослаться на исследование ФОМ/ВЦИОМ в СМИ или по ходу дискуссии в комментариях — значит придать вес своим словам, даже с учетом некоторого тренда на недоверие социологии. Слово «исследование» как будто добавляет качества к публикациям в медиа. Настолько, что необычными темами стали злоупотреблять как социологические агентства, так и крупные компании, стремящиеся попасть в СМИ. Наткнувшись на очередной громкий инфоповод, спровоцированный социологией на ровном месте, решили проанализировать, какие исследования последнего года вызвали особенный интерес со стороны населения.

Мы сформировали пул компаний, публикующих результаты собственных замеров, в который вошли Ipsos, Russian Field, Superjob, ВЦИОМ, ИНСОМАР, «Левада-центр»*, НАФИ, «Ромир», ФОМ и ЦСП «Платформа». С помощью «Медиалогии» зафиксировали топ-5 инфоповодов, связанных с компаниями, за период с 23 апреля 2022 года по 15 мая 2023 года. Такие рамки обусловлены исключением из выборки первых исследований, связанных с СВО, так как они неизбежно исказили бы результаты.

Вполне закономерно исследования ВЦИОМ оказались самыми заметными в медиа, в среднем имея оценку 42,6 от «Медиалогии». Второе место (тоже вполне закономерно) забрал себе Superjob, материалы которого часто цитируют СМИ. Интересный результат показывают Russian Field (7 место) и «Левада-центр»* (9 позиция).

Несомненно, такой подход имеет свои ограничения, ведь на заметность и количество лайков и репостов влияют и выводы, которые сделал журналист из результатов исследования. 


Суммарные медиа-показатели топ-5 исследований компаний с 23.04.2022 по 15.05.2023


Что касается самых «заметных» исследований, то самым популярным стал опрос ИНСОМАРа об отношении жителей Херсонской и Запорожской областей к вхождению в состав России (заметность — 59,14). На третьем месте — социсследования ВЦИОМ о готовности принять участие в референдумах о присоединении к РФ жителей ДНР и ЛНР (заметность — 48,1). Эти темы представляют собой классические «тепловые ракеты», по общественной реакции на которые власть может принимать и корректировать решения.

Интересно в нашем топе второе место — исследование ВЦИОМ о мифах, в которые верят россияне (заметность — 53,9). Исследователи выяснили, что 35% опрошенных согласны с тем, что Солнце вращается вокруг Земли.

На четвертом месте Superjob и их опрос про достойный размер пенсии (заметность — 42,7). В среднем это 46,4 тысяч рублей, мужчины при этом называют сумму в 47,2 тыс. руб., а женщины — 45,5 тыс. руб. На пятом месте снова ВЦОИМ с исследованием источников средств россиян (заметность — 42,3). Выяснили, что 46% опрошенных в том или ином виде получают поддержку от родственников.

По итогам анализа напрашиваются следующие выводы:

  • Одни из лидеров рейтинга — опросы жителей ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области — несомненно были частью большой кампании по формированию общественного мнения по теме.
  • 3 из 5 наиболее популярных исследований не касались политических вопросов, а 2 политических опроса фактически посвящены одной теме. Но если оценить весь собранный пул, можно прийти к выводу, что политические темы сильно уступают по популярности социальным. Например, теме финансов или отношения к праздникам или памятным датам.
  • Чисто политические темы, в целом, заметно уступают по лайкам и репостам иным вопросам, что может свидетельствовать о повышении скепсиса российской аудитории к политике.
  • Заметную популярность в период наблюдения имели результаты не чисто-социологических агентств, а таких компаний, как, к примеру, Superjob. Их публикации нередко вызывают большой резонанс, так как порождают множество интерпретаций, которые бы объясняли, почему, например, россиянам все еще хочется работать на удаленке. Изменение состава игроков рынка социологии — довольно интересная тенденция, за которой необходимо пристально следить.

* «Аналитический Центр Юрия Левады» («Левада-Центр») включён в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, в соответствии с федеральным законом «О некоммерческих организациях» 05.09.2016

Telegram-канал «Полилог. Экспертиза»
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".