Человек дня
1866 20 июля 2009 15:28

Татьяна Лиознова

Культовому советскому режиссеру Татьяне Лиозновой исполняется 85 лет. Ее фильмы – отражение современности, однако одна картина выбивается из этого списка.

Речь идет о произведении «Семнадцать мгновений весны», которое так и не смогло затмить по популярности ни одну картину последующего периода. И как «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова под Новый год, так и похождения бравого разведчика Штирлица ко Дню Победы – непременный атрибут всенародного праздника.

Режиссерских работ у Татьяны Михайловны не так уж и много (если сравнивать с маститыми кинопостановщиками), однако у нее нет ни одной проходной картины, преданной забвению. Возможно, повлияла высококлассная школа Герасимова и Макаровой, в мастерской которых студентка постигала азы режиссуры, а возможно, что свой отпечаток наложил жизненный путь будущего режиссера.

Ведь Татьяна Михайловна не планировала идти в искусство, а поступила сначала в Московский авиационный институт, где, правда, не проучилась и курса. Но тяга к авиации все же проявила себя, в картине «Им покоряется небо», где профессия летчика героизирована без лишнего пафоса, присущего тому времени.

Не будучи человеком «от кино», Лиознова с особым трепетом создавала каждое свое произведение, сюжет которого вроде бы и знаком, взят из жизни, но вместе с тем индивидуален и загадочен. Фильмы Лиозновой совершенно не похожи один на другой, но как у большинства режиссеров, в них есть присущая только «перу Лиозновой» изюминка: ее картины либо мужские, брутальные, описывающие мало кому известные подробности из жизни военных, либо «женские», чувственные, трогательные. Одним словом, жизненные.

Комментарии экспертов

Татьяна Лиознова – культовый режиссер для моего поколения. Её фильмы «Евдокия», «Им покоряется небо», были одними из «самых модных» в моем детстве и юности. «Три тополя на Плющихе» - до сих пор непревзойденная жемчужина отечественного кинематографа, а когда показывали «Семнадцать мгновений весны» в СССР пустели улицы, и резко  сокращалась преступность.

Без преувеличения – Штирлиц-Максимов стал первым тиражированным советским разведчиком-интеллектуалом, с которого множество поколений мальчиков «делали жизнь», а много поколений девочек строили образ мужского идеала. Несмотря на великолепные актёрские ансамбли и прекрасную режиссуру меньшим успехом пользовались её фильмы «Карнавал» и «Мы, нижеподписавшиеся…», но, вероятно только от того, что успех и популярность «Семнадцати мгновений весны» перекрыть невозможно - такой лотерейный билет вытаскивает один режиссер из миллиона.

Татьяну Лиознову при всей её красоте и женственности всегда называли самым мужественным режиссером страны. Жаль, что мы редко видим Татьяну Лиознову по телевизору, потому, что её биография – великолепная иллюстрация выдающей женской карьеры в самой тяжелой и затратной области искусства

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".