Статья
1336
29 января 2015 13:50
Терроризм и трансформация Верховной Рады
27 января Верховная Рада в первом чтении приняла изменения к законам, которые формализовали процедуру признания организации террористической (ранее в украинском законодательстве никакой конкретики по этому поводу не было).По представленному советником главы МВД Антоном Геращенко проекту предполагались две процедуры. Согласно первой СБУ обращается в Генпрокуратуру, та после проверки данных передает дело в Высший административный суд, который за один день принимает решение. По второй, оценку дает СНБОУ (Совет национальной безопасности и обороны Украины), а решение утверждается указом президента.
В ходе заседания, со слов Олега Ляшко, была принята вообще третья формулировка — решение принимает парламент по представлению СНБОУ.
Собственно, принятие этого закона, пусть даже и в первом чтении, говорит о состоянии украинского парламентаризма чуть меньше, чем все.
Вообще история принятия сама по себе феерична. Донецкая народная республика была создана 7 апреля. Руководители государства — Турчинов и Яценюк — тут же определили ее как террористическую организацию.
В день создания ДНР была начата АТО. В мае Генпрокуратура признала ДНР и ЛНР террористическими организациями. С тех самых пор Украина ведет войну с «террористами» и даже с «российскими террористическими войсками», а также периодически упрашивает международное сообщество подтвердить свои фантазии. Однако внести изменение в законодательство депутаты соизволили только через 9 месяцев!
Следующий момент — проголосовав за этот закон, депутаты вообще вывели вопрос о признании организаций террористическими за пределы правового поля.
Основной правового государства является разделение властей. В частности, статья 124 Конституции четко указывает: «Правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве».
Именно на эти нормы и покушается законопроект, который передает право принятия судебных решений органам исполнительной (первоначальный проект) или законодательной (принятый проект) власти. Причем законодатели отлично это понимали, потому что в первоначальном варианте была предусмотрена и юридически корректная процедура, которая, однако, была гневно отвергнута. Словами Ляшко «тайное решение (…) суда» не нужно, «так можно кого угодно, и меня признать террористом» (кстати, оценить, нет ли в его действиях в зоне АТО признаков терроризма, было бы здраво). Жаль, Ляшко не уточнил, не стоит ли вообще упразднить все суды, а их функции передать парламенту.
Уже по причине противоречия законопроекта Конституции следует ожидать, что он либо не будет принят во втором чтении, либо заветирован президентом. Впрочем, допускается и принятие закона именно в такой формулировке…
Ну и наконец, учитывая ключевую роль СНБОУ в принятии решения о признании террористических организаций, стоит вспомнить, что в декабре прошлого года Рада существенно расширила его полномочия вообще и секретаря СНБОУ (сейчас — Александра Турчинова) в частности.
Тогда речь шла о перераспределении полномочий в пользу группы Турчинова-Яценюка (конституционные полномочия президента де-факто урезались). Теперь же «партии войны», которая, по сути, контролирует СНБОУ, передается право делать представление о признании организации террористической, причем он теоретически может сделать это и без согласия президента.
Что характерно, обе партии будут довольны. «Партия войны» создает условия для продолжения войны. «Партия мира» выводит из-под критики президента-миротворца (он хотел, но ему не дали).
Существенно тут, однако, не то, будут ли приняты решения о признании ЛНР и ДНР террористами, а то, что законодательство последовательно превращается из инструмента формирования «правил игры» в инструмент распределения власти между политическими группами.
Политолог, политтехнолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин специально для «Актуальных комментариев»
29 марта 2023
Анонс
Слушания в Конгрессе США по контролю за предоставлением вооружения Украине
29 марта комитет по иностранным делам Палаты
представителей США проведет публичные слушания по контролю за предоставлением вооружения и финансирования Украине.
23 марта 2023
Анонс
Саммит лидеров ЕС по утверждению закупок боеприпасов для Украины
23-24 марта в Брюсселе состоится саммит лидеров
ЕС, на котором будет согласован формат совместных закупок боеприпасов для Украины.
18 марта 2023
Анонс
Окончание срока действия зерновой сделки
18 марта истекает срок действия зерновой
сделки, которая была заключена между Россией и Украиной при посредничестве Турции и ООН в июле прошлого года для обеспечения безопасного вывоза зерна с территории Украины в условиях спецоперации.