Статья
9569 14 октября 2014 9:27

Только вместе

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым заявил, что Белоруссия не рассматривает себя в отрыве от Российской Федерации. «Мы не рассматриваем себя в отрыве от России, только вместе, - заявил он. - Только в том случае если мы будем вместе противостоять всяким угрозам, мы способны выстоять и выжить», цитирует Президента Белоруссии ТАСС. По его словам, «свидетельством тому являются события в соседней стране». «Кто бы мог подумать, что такое вообще может быть», - отметил Лукашенко. Он подчеркнул, что Белоруссия и Россия будут вместе и основой отношений двух стран является экономика. «Если мы будем нормально продвигаться в торгово-экономической сфере, то никакие бури и ураганы нам не страшны», - сказал Лукашенко.

Президент Белоруссии подчеркнул важность сотрудничества с российскими регионами, которое, по его мнению, является фундаментом отношений с Россией. Он отметил, что были сложные времена в белорусско-российском сотрудничестве, и тогда отношения спасло именно сотрудничество с регионами. «Мы сегодня готовы сотрудничать со Свердловской областью по всем направлениям. Мы заинтересованы как в поставках продукции, так и в создании совместных предприятий. Это хорошее место для создания базы производственной кооперации с белорусскими предприятиями и площадка для продвижения совместной продукции на Урал, в Сибирь и Дальний Восток», - сказал Лукашенко.

Он напомнил, что по итогам минувшего года товарооборот с этим российским регионом превысил $500 млн. Лукашенко указал на то, что произошло его некоторое снижение, что не является нормальным. «Мы готовы поставлять в регион сельскохозяйственную, автомобильную, дорожно-строительную, коммунальную технику», - сказал Лукашенко. Президент отметил, что белорусы готовы поделиться опытом переработки сельскохозяйственной продукции и поставлять в регион продукты питания.

В начале октября, в интервью «Евроньюс» Александр Лукашенко  рассказал о своем плане выхода из кризиса на востоке Украины, который не исключает участие белорусских войск в качестве миротворцев. План этот не был поддержан ни Киевом, ни ополчением. Минск не раз выступал площадкой переговоров по урегулированию ситуации на Дальнем Востоке.

Политологи не раз отмечали, что президент Белоруссии преследует свои мотивы. Так, по словам политолога Сергея Михеева, «Лукашенко старается извлечь выгоду, выступая медиатором». «Он (Лукашенко) понимает, что сейчас можно получить конкретную выгоду, во-первых, на ухудшении отношений между Украиной и Россией». По мнению эксперта, выгода состоит в том, что, «потеряв российский рынок, Украина будет бороться хотя бы за белорусский, несмотря на то, что он несопоставим с российским». «А во-вторых, Лукашенко осознает, что, вводя запреты на европейскую продукцию, Россия открывает очень серьезные перспективы для белорусской сельхозпродукции на своем рынке», - добавил Сергей Михеев.

В начале августа Президент России Владимир Путин, а также лидеры Белоруссии и Казахстана Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев обсудили сотрудничество в сфере санкций РФ. В ходе телефонного разговора стороны обговорили «различные аспекты интеграционного сотрудничества в рамках формируемого Евразийского экономического союза, включая координацию действий в торгово-экономической сфере в свете принятых решений об ограничении ввоза на российскую территорию отдельных видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из ЕС, США и ряда других стран».

Фото: Пресс-служба Президента Белоруссии \ president.gov.by

Комментарии экспертов

Александр Лукашенко выстроил особую социально-экономическую систему, он её поддерживает, в том числе, и с помощью России. Лукашенко блюдёт свой интерес. Украина для Белоруссии — важный торгово-экономический партнёр. А второе — Белоруссия рассчитывает в чём-то заместить Россию на украинском рынке. Сейчас между Россией и Украиной отношения в экономическом плане разрываются. Белоруссия имеет шанс, конечно, далеко не во всём, перетянуть на себя то, что когда-то входило в российско-украинское партнерство. Лукашенко ищет свою выгоду — это правда.

С другой стороны, Белоруссия является нашим стратегическим партнёром. Это нам важно и в военно-политическом смысле, и в экономическом, и в смысле развития наших интеграционных проектов. Мы, конечно, хотели бы, чтобы Белоруссия с нами солидаризировалась по всем вопросам, но жёстко заставлять или принуждать Минск к признанию вхождения Крыма или Южной Осетии, Абхазии не стоит. Жизнь сложнее, чем какие-то чёрно-белые схемы. Кроме того, такая позиция Белоруссии по Крыму — это для нас рычаг воздействия. Мы тоже можем этот вопрос использовать в нашей игре с Лукашенко. Но в целом мы понимаем, что в стратегическом плане наши интересы совпадают, и это важно. На сегодняшний день такая схема отношений вполне приемлема.

Лукашенко, отмечая на встрече с Кувайшевым, что Белоруссия не рассматривает себя в отрыве от России, как раз и говорил о том, что между Белоруссией и Россией по ряду пунктов у нас есть разногласия. Белоруссия — независимое государство, естественно, наши точки зрения по ряду вопросов могут расходиться, но при этом у нас есть и согласие по огромному количеству других вопросов. Лукашенко отдавать Белоруссию никому не собирается. Он там абсолютный начальник, и ему это очень нравится. Но с другой стороны, он подчёркивает тот факт, что стратегические интересы совпадают. И это принципиальная позиция его лично и современной Белоруссии. Под этим есть масса подводных течений и всяких интрижек, каких-то попыток прощупать ещё какие-то альтернативные направления. Но это правда мира политики. Он неидеален, как и все другое вокруг нас, и вовсе не обязан во всем соответствовать нашим ожиданиям.
 

Лукашенко показывает образец прагматичной внешней политики.

Если говорить об отношениях России и Белоруссии и позиции Минска по Крыму, то вопросы признания-непризнания обсуждались Путиным и Лукашенко вне публичного поля. Это произошло до того, как были проведены официальные переговоры, о которых потом рассказывали пресс-службы президентов, так же, как и о признании Абхазии, Южной Осетии.

Сложившаяся позиция президента Белоруссии расширяет поле для манёвра России. Имея такого партнёра, как Лукашенко, находящегося в Европе, по соседству с Украиной, можно использовать дружественную нам страну в переговорном процессе. Что мы сейчас и делаем — эффективно используем минскую площадку для переговоров. Это нейтральная страна в украинском конфликте, находящаяся в явной экономической зависимости от России и при этом имеющая свою собственную политическую позицию. Белоруссия осознанно сохраняется Россией в таком поле. Если бы нас это не устраивало, то давно бы наступили перемены, мы бы вступили в какую-нибудь экономическую серьёзную войну, и вообще нашли бы пути воздействия на белорусское руководство.

Лукашенко не предпринимает кардинальных шагов, которые противоречили бы интересам России — раз. Второе — действительно ли только экономика лежит в основе дружественных отношений с Россией? В международной политике нет никакой любви и дружбы, есть только экономические интересы. Даже общение народов, туризм или какие-то иные формы поездок — это тоже экономика. Люди едут, оставляют деньги. Государства существуют за счёт экономики, а не за счет дружбы и любви.

Лукашенко очень выгодно и эффективно использует геополитическое положение Белоруссии. Понятно, что белорусская экономика не может существовать иначе, как в некоем симбиозе с экономикой какого-то другого государства или блока государств. У такого положения есть набор объективных причин — геополитическое положение в первую очередь, и набор субъективных причин — это характер экономики, оставшейся Белоруссии в наследство от Советского Союза. Это сборочный цех. Его, конечно, можно перенастроить на сборку другой продукции, но это требует очень серьёзных инвестиций. Поэтому неким образом по инерции Белоруссия ещё продолжает оставаться сборочным цехом Советского Союза, и его правопреемника России.

У Белоруссии есть уникальные вещи, в частности, «Белазы». Всего несколько стран мира делают большегрузные карьерные самосвалы, в частности Белоруссия. Кроме этого, в Белоруссии очень высокие стандарты качества продуктов, в первую очередь потому, что сохранились советские стандарты. Белоруссия в этом плане отличается от России. Там очень серьёзный контроль за качеством продукции.

Лукашенко очень большой националист. И при всей такой якобы периодически всплывающей на международной арене пророссийскости, внутри это жёсткий националист, который смог за 20 с лишним лет создать нацию. Белорусской нации, так же, как и украинской, по большому счёту не было, белорусской государственности не было. Обе эти страны вспоминают о государственности, восходящей к временам великого княжества Литовского, Речи Посполитой. Но во всех этих государственных объединениях они были частью. Сейчас они свою роль в этих государственных проектах прошлого повышают каждый для себя.

В Белоруссии не стали цепляться за какие-то вопросы вроде белорусского языка, понимая, что русский язык открывает более широкие перспективы для граждан Белоруссии. И белорусский и русский государственные языки живут мирно, и люди сами выбирают, на каком им говорить, большинство говорят по-русски. Но в остальном там очень ценят свою историю, там очень ценят свою национальную принадлежность, национальную идентичность. В школах это всё преподаётся. Поэтому в том-то и дело, что белорус без русского вроде бы ничего не может, по словам Лукашенко, но это не отменяет белорусскость и наличие нации. Поэтому Лукашенко в данном случае чётко блюдёт национальные государственные интересы и отстаивает наличие такой нации на пространстве Европы.

Роль Белоруссии уникальна для нас сейчас, но это не какой-то политический субъект нового формата. Всегда существуют некие государства-сателлиты. И у всех крупных государств в Европе есть сателлиты, передавшие часть суверенитета, по большому счёту, другим государствам. Это в первую очередь карликовые государства Европы. Тем не менее они сохраняют свою государственность и остаются полноценными государствами, выбирают своих руководителей и т.д. Здесь просто действительно объективная оценка своего места. Если Украина ещё может претендовать на что-то из-за своих размеров, с Белоруссией это было бы странно. Белоруссия обречена определиться изначально.

Белоруссии к сегодняшнему дню не было бы, если бы в своё время Лукашенко не определил, что он тяготеет к России и к будущим интеграционным проектам России. Президент Белоруссии большой государственник, и он понимал, что ждёт экономику Белоруссии, если страна повернет в интеграцию с Европой. Выбором было сохранение экономических связей с Россией. Лукашенко сумел просчитать, что в будущем Россия рано или поздно поднимется с колен, и сделал выбор в сторону интеграционного будущего российского проекта. Сейчас такой проект предложен миру — евразийский интеграционный проект. Поэтому совершенно естественно, что Белоруссия всё это время сохраняла какие-то особые, специфические отношения с Россией.

Лукашенко смог заново создать белорусскую нацию — у граждан Белоруссии есть определённая национальная идея, она соответствует нынешним представлениям Лукашенко о будущем Белоруссии. В случае ухода Лукашенко общество выдвинет лидеров, которые будут продолжать эту политику. У белорусов есть пример. Они довольно активно ездят, взаимодействуют с Литвой, со странами Балтии, с Польшей. Они видят и позитивные моменты, которые те получили от включения в Евросоюз, и видят негативные моменты. Они понимают, что в этих странах легла своя собственная экономика, многие уехали обслуживающим персоналом в европейские государства.

Движение Белоруссии в сторону России — это сохранение государства, сохранение государственности, идентичности и т.д. Но сохранение этого жизненного уровня именно на территории государства, а не как в Украине — что происходит или происходило, пока ничем не заканчивается. Украинцы голосовали за того президента, который даст им возможность сбежать без виз в Европу, настолько нищета достала. Но при этом они даже зарабатывать на визу не хотели, им нужен спокойный выезд, и якобы их там ждёт рай и счастье. В таком положении украинский народ. А белорусский народ мудрее, он думает о будущем.

Оппозиционные настроения в Белоруссии не затрагивают больше 10% населения. И при этом даже западно-белорусские области, которые находятся в том же историческом пространстве, в каком и западно-украинские области, не отличаются проевропейскостью, не в смысле позитивного отношения в Европе, а именно стремления в ту часть геополитического пространства. Да, Лукашенко где-то что-то законсервировал. Но, в принципе, создал общество равных возможностей, может быть, равного среднего, не очень богатого, но достойного уровня жизни.

Отношения России и Белоруссии проходили очень много разных стадий. Мы то любили друг друга, обнимались, целовались, строили какие-то общие планы, то временно охлаждались до такой степени, что казалось, уже идём к разрыву.

В отношениях между нашими странами очень важная экономическая составляющая, в силу которой все те действия, которые в основном исходят от Белоруссии, не ведут ни к разрыву отношений, ни к слиянию в единое государство.

С другой стороны, политически белорусская власть в лице Лукашенко в этом году ситуации с Украиной испугалась. Случившийся на востоке Украины вариант развития событий может быть в какой-то степени переложен на Белоруссию. Президент Белоруссии всячески демонстрирует, что поддерживает территориальную целостность, в том числе, и Украины. И не признаёт переход Крыма в состав России. Лукашенко демонстрирует, что такого рода мероприятия, как присоединение самоопределившейся территории, он не приемлет со стороны России, в том числе, и в отношении Белоруссии. Понять его, безусловно, можно.

Экономические связи Минска и Москвы настолько уже переплетены, Белоруссия настолько завязана на экономику России в своих поставках товаров, что эти политические треволнения белорусского лидера не позволят произойти какому-то разрыву наших взаимоотношений. И то, что Лукашенко ездит по России, по регионам, говорит о его желании непосредственно общаться с региональной властью, с региональными предпринимателями для того, чтобы продвигать белорусские товары, о желании серьезно сотрудничать.

На ситуацию с присоединением Крыма к России среагировали и прибалтийские республики. Там в огромном количестве идут отказы русским, которые хотят попасть на территорию Эстонии, Латвии, Литвы. Это говорит о том, что у стран Прибалтики есть опасения, что русское население тоже может самоопределиться в сторону России. Видимо, такого же рода опасения есть и у белорусской власти. Другой вопрос, насколько зрелые такого рода отношения, настроения в Белоруссии, и когда это может случиться.

Такого рода опасения со стороны белорусского лидера говорят прежде всего о том, что он не хочет до конца интегрироваться, до конца войти в единое государственное образование Белоруссия-Россия, а хочет оставить себе какие-то самостоятельные полномочия. Это в определённой степени эгоизм самого Лукашенко, который реально видит такого рода настроения, но не реагирует на них положительно.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".