Комментарий
1052 11 марта 2025 9:30

Трансформация политического цикла в эпоху ИИ

Виктория Совгирь аналитик Виктория Совгирь

Виктория Совгирь
аналитик Виктория Совгирь
Традиционные модели, основанные на последовательности этапов, в эпоху ИИ уступают место динамическим процессам, в которых анализ данных, прогнозирование и адаптация стратегий происходят в реальном времени. ИИ не только ускоряет процесс управления, но и способствует более точному выявлению общественных запросов и разработке инициатив, что меняет привычные механизмы формирования политики. Поскольку развитие ИИ и эволюция политического цикла идут рука об руку, важно проследить, как эти процессы взаимно влияли друг на друга, определяя новые подходы к реализации политических стратегий в условиях цифровой трансформации.

Переосмысление традиционной модели

Уже в 2016 году исследователи активно  изучали влияние искусственного интеллекта на политический цикл, отмечая его потенциал изменить подходы к принятию решений. Основной идеей было использование больших данных и алгоритмов для более точного определения приоритетных проблем в государственной политике. При этом обсуждения преимущественно касались возможностей аналитики данных и прогнозов относительно будущего развития ИИ, а не реальных достижений на тот момент.

В отличие от традиционных методов, где на формирование повестки влияли элиты и СМИ, анализ данных с цифровых платформ стал важным инструментом для отслеживания общественных настроений в режиме реального времени. Однако уже тогда эксперты отмечали риск смещения акцента на наиболее активных пользователей, что могло исказить реальные предпочтения населения. С внедрением технологий обработки больших данных процесс обсуждения политики стал прозрачнее и инклюзивнее, предоставляя гражданам больше возможностей для участия. Вместе с тем возникла новая сложность — избыток информации, который потребовал усовершенствования методов фильтрации для выявления наиболее значимых данных.

В процессе формирования политики стали развиваться инструменты для прогнозирования последствий различных сценариев, моделирования социально-экономических эффектов и выбора оптимальных стратегий. Тем не менее, несмотря на эти достижения, политический процесс по-прежнему оставался подвержен влиянию различных групп интересов, что несло риск манипуляции данными для оправдания заранее определённых решений. Возросшая зависимость от алгоритмов также породила вопросы о прозрачности их работы и необходимости независимой экспертизы для предотвращения предвзятости и злоупотреблений. На этапе реализации политических решений аналитические модели позволяли более точно распределять ресурсы, выявлять уязвимые регионы и прогнозировать кризисные ситуации. Успешное применение таких технологий требовало преобразований в организационной культуре государственных структур, устранения межведомственных барьеров и повышения цифровой грамотности чиновников. Без этих изменений ИИ оставался бы лишь инструментом для оптимизации отдельных процессов.

Одним из ключевых ожидаемых изменений стала трансформация подходов к оценке эффективности политики. В традиционной модели анализ результатов проводился по завершении программы, тогда как технологии ИИ могли осуществлять постоянный мониторинг и оперативную корректировку решений в реальном времени. Такой подход, известный как «непрерывная оценка», открывал возможность ускорения процесса принятия решений и снижения затрат на их реализацию.

Динамический политический цикл

К 2020 году ИИ существенно трансформировал структуру политического цикла. Если классическая модель предполагала последовательное прохождение этапов, то с использованием ИИ стало возможным параллельное выполнение различных фаз: разработка политики может происходить одновременно с её оценкой, а анализ больших данных позволяет оперативно корректировать стратегию. В связи с этим исследователи предложили концепцию динамичного политического цикла, основанного на принципах адаптивного управления и постоянного совершенствования решений. В отличие от линейного подхода, новая модель представляет собой спиральную систему, где информация, полученная на одном этапе, немедленно влияет на последующие шаги, позволяя политикам быстрее реагировать на запросы общества.

Традиционные методы определения общественных приоритетов часто не успевали выявлять скрытые проблемы, но к 2020 году алгоритмы машинного обучения позволили анализировать огромные объемы данных из социальных сетей, экономических показателей, обращений граждан и цифровых платформ. Например, в Нидерландах внедрили систему, анализирующую полицейские запросы и автоматически определяющую наиболее актуальные угрозы. Подобный метод ускоряет процесс выявления общественных проблем и делает его более объективным, исключая влияние политических факторов. В сфере разработки и принятия решений ИИ сокращает время обсуждения стратегий и повышает точность прогнозирования их последствий. В отличие от традиционных расчетов, требующих значительных временных затрат, алгоритмы способны моделировать события в реальном времени, учитывая множество факторов. Так, в США система AUDREY использует ИИ для поддержки экстренных служб, анализируя текущую обстановку и предлагая оптимальное распределение ресурсов.

Кроме того, к 2020 году ИИ начал активно применяться не только на этапах формирования и обсуждения политики, но и в её реализации. Если в 2016 году основной акцент делался на аналитические возможности ИИ, то теперь автоматизация государственных процессов позволила значительно снизить бюрократическую нагрузку. Например, в Дубае были созданы полностью автоматизированные полицейские участки, а в Индии — предиктивная система для обслуживания железнодорожной инфраструктуры, предотвращающая аварии.

Трансформация затронула и оценку эффективности политики. В 2016 году учёные прогнозировали, что ИИ обеспечит «непрерывную оценку» политических решений, позволяя корректировать их в режиме реального времени, но на практике этот подход только начинал развиваться. В 2020 году подобные механизмы уже внедрялись в государственное управление. Например, в Китае система распознавания лиц анализировала пассажиропотоки в транспорте, помогая регулировать маршруты и адаптировать транспортную политику.

Однако, несмотря на прогресс, вопросы предвзятости алгоритмов и прозрачности решений оставались актуальными. Как и прогнозировали эксперты, модели, обученные на некачественных данных, могли приводить к ошибочным или несправедливым решениям, например, к социальной сегрегации. Кроме того, всё большее вопросов начали вызывать системы, работающие по принципу «чёрного ящика», логика работы которых оставалась непрозрачной даже для разработчиков. Подобные вызовы требовали дальнейшего совершенствования механизмов независимого аудита алгоритмов и внедрения этических норм регулирования ИИ.

Управление на основе доказательных данных

На сегодняшний день подход к принятию решений, основанный на данных и научных исследованиях (Evidence-Informed Decision-Making, EIDM), значительно продвинулся. Если ранее внедрение ИИ позволило перейти от линейной модели политического цикла к динамичной, где этапы могли выполняться параллельно, то к 2025 году политический цикл стал ещё более адаптивным и интегрированным. Теперь на передний план вышли алгоритмы ML и NLP, которые не только анализируют данные в реальном времени, но и мгновенно корректируют стратегию, снижая временные затраты и повышая точность прогнозов. Так, цифровая платформа vTaiwan анализирует общественные дискуссии в социальных сетях и СМИ, позволяя политикам быстро учитывать настроения граждан. 

На этапе разработки политики ИИ использует усовершенствованные модели прогнозирования и управления рисками, что особенно важно в сложных системах с множеством переменных. В отличие от 2020 года, когда анализ больших данных только ускорял выявление проблем, теперь ИИ не просто фиксирует актуальные вызовы, а предсказывает их развитие и предлагает возможные решения. Например, в Канаде алгоритмы, основанные на деревьях решений, анализируют данные о материнском здоровье, формируя персонализированные меры поддержки. При реализации политики ИИ позволяет не только мониторить эффективность, но и автоматически корректировать меры в зависимости от изменений в социальной или экономической среде. Если ранее технологии в основном помогали оптимизировать администрирование и снизить бюрократическую нагрузку, то теперь ИИ-системы охватывают всё больше аспектов государственного управления. Например, эстонская система SATIKAS использует спутниковые снимки для контроля за соблюдением сельскохозяйственных норм, что не только повышает прозрачность, но и делает процесс саморегулируемым.

Несмотря на технологический прогресс, проблемы, связанные с предвзятостью алгоритмов, высокими затратами на внедрение ИИ и его влиянием на окружающую среду, остаются актуальными. К 2025 году сложность алгоритмов возросла, что сделало проблему «чёрного ящика» в ИИ-моделях ещё более заметной. В ответ на это активно развивается XAI, внедряются независимые механизмы аудита алгоритмов, а также большое значение приобретает подход human-in-the-loop, который сочетает автоматизированные решения с экспертной оценкой, способствуя снижению ошибок и минимизации предвзятости.

Виктория Совгирь, аналитик Центра политической конъюнктуры.

#ВикторияСовгирь
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".