Транзитные запреты
Российские чиновники рассматривают возможность ограничить или вовсе запретить транзитные полеты европейских авиакомпаний из Европы в Азию через территорию России.
Об этом газете «Ведомости» рассказал человек, близкий к одному из контрагентов крупных европейских авиаперевозчиков, высокопоставленный федеральный чиновник и человек, близкий к участникам обсуждения. По данным последнего, разговоры о возможном ограничении транзита для европейских перевозчиков начались вскоре после первых санкций против России со стороны Евросоюза (ЕС). Но последние события - остановка «Добролета» и штрафы, которые наложила Украина на российские авиакомпании за полеты в Крым (около $8,6 миллионов - «Ведомости»), - требуют ответа, сказал он.
Решение должно принять правительство, сейчас идут консультации на уровне Минтранса и МИДа, говорит собеседник «Ведомостей». Представители обоих министерств отказались от комментариев. Решение еще не принято, подчеркнул высокопоставленный федеральный чиновник. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова отметила, что в аппарат правительства «подобных предложений от ведомств не поступало». Но человек, близкий к МИДу, заверил, что «любые недружественные меры ЕС, в том числе в области воздушных перевозок, будут изучаться и без ответа не останутся».
Напомним, что авиакомпания «Добролет» вынуждена была приостановить выполнение рейсов из-за санкций со стороны Евросоюза. Ей анулированы договоры на лизинг, техническое обслуживание, страхование и навигационную информацию для двух самолетов «Боинг», которые использует российский перевозчик. Санкции введены из-за полетов «Добролета» в Крым.
Надеюсь, дело до запрета транзитных полетов авиакомпаниям ЕС не дойдет. Этот запрет является разрушительным для всех сторон.
Через нас проходят многие-многие сотни рейсов ежедневно и, может быть, даже ежечасно. Территория у нас огромная, и путь из Европы в Азию лежит через нас. Таким образом будет нанесен очень большой ущерб европейским компаниям, потому что теперь придется лететь в обход, удлинять маршрут, удорожать стоимость билетов и проигрывать в конкурентной борьбе азиатским компаниям.
Здесь мало радостного. И не надо забывать, что у них есть возможность нам сильно ответить. Наши маршруты тоже пребывают не в вакууме, а отлажены на территориях многих стран. И, приняв ответные меры, они могут заставить нас терпеть убытки. В общем, это игра на очень опасном инструменте, когда обеим сторонам наносится колоссальный ущерб.
Что касается Европы, при таком раскладе многие европейские компании будут вынуждены уйти с рынка, потому что станут неконкурентоспособными с азиатами.
Получается, что мы подливаем масло в огонь европейского экономического кризиса, о котором так много говорится.
В Европе работают на очень скромной марже, никто 40% не зарабатывает, 3-5% – уже очень хорошо. Но если придется лететь в обход, то уже ни о какой прибыльности говорить не придется.
Такое решение – не ответ на санкции, а просто тупиковый путь, из серии ломать – не строить. Таким образом можно просто стараться по определению вставить палки в колеса европейцам, потому что они ввели санкции.
На мой взгляд, санкции – это тот путь, по которому не надо идти ни нам, ни им. Не искать, куда бы еще ударить, чтобы было побольнее, а вырабатывать такую политику, при которой никуда бить не надо.
Пока, конечно, страдают наши компании. «Добролет» пострадал, потому что его отказались обслуживать и страховать. Если они вообще откажутся нас обслуживать, то у нас очень многие летают и на подержанных аэробусах, и на подержанных «Боингах», и, если их не будут страховать и регулярно обслуживать, то мы на них летать в конце концов не сможем.
В какой-то мере нас тоже загоняют в тупик. Хорошо, что «Добролет» – единичный случай, так как компания осуществляет полеты в Крым. Других компаний, хочу верить, санкции не коснутся. Я у них в кармане денег не считал, поэтому проиллюстрировать конкретными цифрами потери вряд ли смогу. Знаю, что львиную долю аэронавигационного обслуживания (а это сотни миллионов долларов в год) получает «Аэрофлот», по очень небольшой доле получают «Трансавиа» и еще одна наша крупная компания. В случае ответных мер со стороны Европы под ударом в первую очередь может оказаться «Аэрофлот». И, конечно, пассажиры. Цены на билеты взлетят в разы.
Трудно предположить, сколько может стоить билет, если лететь в Голландию через Северный полюс.
Я – сторонник того, чтобы стороны отказались подобных мер. Я вообще предпочитаю строить политику на том, чтобы обеим сторонам создавались наиболее комфортные условия. Надеюсь, что до жестких инструментов – запрета транзитных полетов авиакомпаниям – не дойдет, так как это обоюдоострая мера.