Статья
1794 26 сентября 2014 15:48

Требуется переосмысление

В ходе международной информационной кампании против ополченцев Донбасса украинские власти использовали вопрос легитимности возникших на юго-востоке страны народных республик.

Действительно, процессы, произошедшие в марте-мае 2014 года, оставляли пропагандистам Киева и поддерживающему их западному медиасообществу немало возможностей для спекуляций на данной теме. При том что стихийное формирование новых органов власти в Донецкой и Луганской областях изначально было ответом на февральский переворот, осуществленный лидерами Майдана, и, по сути, лежало в русле общих процессов деградации украинской государственности, трудно было надеяться на лишенную двойных стандартов оценку этих событий Европой и США.

Принципы учреждения структур самоуправления на Донбассе трудно назвать в полной мере соответствующими общепринятым демократическим стандартам, что и объяснимо — в момент возникновения кабинетов министров и парламентов ДНР и ЛНР перед их руководителями стояли задачи по мобилизации населения на противодействие украинской армии и Нацгвардии. Попытка играть в демократию в этих условиях неизбежно привела бы силы сопротивления к краху.

В ходе активизации военных действий в рядах ополченцев оказались как граждане России, откликнувшиеся на призыв народных республик о помощи, так и иностранцы, желавшие использовать кризис в регионе в собственных целях. Разумеется, эти обстоятельства, свойственные любому подобному конфликту, были мгновенно использованы Киевом для генерирования новых информационных поводов, мгновенно подхватывавшихся изданиями и телеканалами США, Канады и стран ЕС. Хотя за прошедшее время ополченцы добились серьезных успехов в области устранения, выражаясь по-ленински, «детских болезней» государственности, проблема легитимизации институтов ДНР и ЛНР до сих пор оставалась в повестке дня. Неоднократно указывалось, что даже подписи Александра Захарченко и Игоря Плотницкого под минскими соглашениями были поставлены без указания их должностей. Именно поэтому выборы в народных республиках, назначенные на 2 ноября, сегодня приобретают особую значимость.

Надо отметить, что у Петра Порошенко были немалые шансы хотя бы на предварительном уровне найти общий язык с ополченцами, о чем свидетельствует, в частности, их согласие на обсуждение закона об особом статусе Донбасса. Однако выдвижение Киевом, мягко говоря, половинчатых мер по реформированию местных органов власти, как и отказ от полноценной дискуссии с оппонентами, не оставил донецким и луганским лидерам иных вариантов, кроме объявления о проведении выборов в одностороннем порядке.

Считать это решение фатальным для мирного процесса не стоит — наоборот, вертикализация политической жизни в подконтрольных ополченцам районах Донетчины и Луганщины позволит говорить о том, что визави Киева за переговорным столом будут гарантированно представлять интересы большинства местных жителей. Опять же в окружении Порошенко должны помнить о том, что институционализация Донбасса не исключает, пусть и в отдаленном будущем, возвращения к вопросу о реинтеграции данных районов в украинское государство — в случае если последнее встанет на путь полноценной, а не мнимой децентрализации.

Обращаясь к истории, можно вспомнить, что существование сложившейся иерархии в рядах, к примеру, палестинского сопротивления только способствовало результативному ведению диалога с Израилем в начале 1990-х годов, приведшему к прорывным соглашениям в Осло. В том же ряду стоит и прецедент Гагаузии, самопровозглашенной республики со своими органами исполнительной и законодательной власти, судами и вооруженными силами, мирно вернувшейся в лоно единой Молдавии.

Впрочем, конечно, повторное обретение Киевом доверия со стороны донбасского населения потребует от нынешних украинских элит серьезного пересмотра своего политического мировоззрения. Как показала большая пресс-конференция Петра Порошенко, все еще называющего народные республики «террористическими», этот процесс может оказаться долгим, непростым и даже болезненным для руководителей страны.

Но и ополченцам рано, как говорится, почивать на лаврах — одного объявления даты выборов недостаточно для того, чтобы скептически настроенные страны, равно как и сомневающиеся граждане самой Украины, под другим углом взглянули на желание дончан и луганчан обозначить стремление к самоопределению. Для достижения желаемого эффекта от ЛНР и ДНР требуется коренное переосмысление своего международного позиционирования.

На сегодняшний день в мире есть государства и политические силы, с симпатией смотрящие на донбасские республики, а Южная Осетия даже официально признала их независимость, однако до реального изменения восприятия местных чаяний еще далеко. Проведение открытых и конкурентных выборов при участии наблюдателей из различных регионов планеты может стать первым шагом в этом направлении, равно как и возможностью для ознакомления гостей извне с лидерами донбасского общественного мнения.

Критически важна и информационная составляющая грядущих избирательных кампаний, ведь на сегодняшний день ресурсы ДНР и ЛНР по ее осуществлению развиты крайне слабо. Между тем современное и яркое освещение голосования, которое наверняка поддержали бы сочувствующие СМИ в России и за ее пределами, помогло бы опровергнуть распространяемые Киевом мифы об отсутствии политической инициативы у жителей Донбасса.

Собственно, на самих широких массах местного населения лежит значительная доля ответственности за успех заявленной стратегии. Проведение выборов в Народные советы по пропорциональной системе стимулирует будущих кандидатов в депутаты к учреждению консолидирующих Донетчину и Луганщину политических сил.

В контексте выборов вновь встает и вопрос о целесообразности существования республик в качестве двух отдельных единиц. Ответить на него без учета специфики местных реалий едва ли получится. С одной стороны, параллельное функционирование ДНР и ЛНР является следствием различной динамики борьбы за самоопределение весной и летом этого года; кроме того, оно позволяет точечно, без излишней бюрократизации, подходить к решению конкретных проблем подконтрольных ополченцам районов. С другой — попытки создать некие «надреспубликанские» консолидирующие органы давно предпринимаются отдельными активистами, в частности, Олегом Царевым, и уже успели привести к определенным результатам. Функционирует учрежденный в июле парламент Новороссии, уже обросший рядом необязательных, но потенциально полезных надстроек; продолжается дискуссия об объединении вооруженных сил и правоохранительных подразделений республик.

В идеологическом плане и видении своего будущего у лидеров ДНР и ЛНР нет ощутимых противоречий. Если их предыдущие руководители, например, Валерий Болотов и Александр Бородай, не всегда могли найти общий язык, то Плотницкий и Захарченко демонстрируют высокий уровень взаимопонимания. В сложившейся ситуации, возможно, оптимальным будет вариант завершения запущенной ранее конфедерализации ДНР и ЛНР, которая поможет расширить гражданское представительство в обособленных республиканских органах власти, но в то же время не позволит Киеву пытаться вбить клин между народными республиками и сыграть на противоречиях, которые могут быть и спровоцированы деятельностью СБУ.

Впрочем, все эти сложные институциональные новации под силу лишь государственным образованиям с четкой стратегией развития и осознанием своих долгосрочных целей. Для ДНР и ЛНР время «раскачки» прошло, о чем говорит и начало постепенного переосмысления отдельными международными организациями причин и последствий конфликта. Обнаружение массовых захоронений мирных жителей, открывающее независимым наблюдателям глаза на страшную правду донбасской войны, предоставляет сторонникам самоопределения новые моральные основания для продолжения начатого курса.

Есть у них безусловное право опираться и на широко известные исторические прецеденты. Как известно, провозглашение косовскими албанцами линии на отделении от Югославии во многом оправдывалось так называемой «резней в Рачаке», когда в центре внимания мировой общественности оказалась гибель нескольких десятков местных селян. Даже несмотря на то, что этот случай до сих пор окутан завесой тайны, а многие обвинения в адрес сербов выглядят явно надуманными, именно отталкиваясь от него, страны НАТО начали добиваться выхода Косово из состава единой страны. Сам этот судьбоносный для Югославии инцидент меркнет по сравнению с многочисленными всплывающими фактами этнических чисток и нарушений прав человека на Донбассе, количество жертв которых местным властям еще только предстоит суммировать.

Осмысление наследия войны 2014 года не может не вылиться в серьезную внутреннюю дискуссию, итогом которой будет принятие решения о том, в каком направлении двинутся народные республики. Пока что очевидно одно: делать соответствующие выводы будут лидеры, избранные на демократических выборах большинством дончан и луганчан. И закрывать глаза на результаты волеизъявления восставшего Донбасса Киев при всем желании уже не сможет.

Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»

Фото: РСМД

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".