Статья
2252 23 мая 2012 15:00

Цена протеста

Законопроект о повышении штрафов за нарушения на митингах был принят в Госдуме в первом чтении с дополнительными поправками. Совет по правам человека тем не менее  надеется, что президент в итоге наложит на него вето.

Думская оппозиция ранее выступала против этих поправок и грозилась демаршем. Первое слушание этого законопроекта даже пришлось перенести.

Запланировано он было на 18 мая, но в первом чтении законопроект был принят накануне. Обошлось и без демарша оппозиции. В СМИ появилась информация, что «Единая Россия» стремится ускорить принятие поправок в закон о митингах. Мол, закончить обсуждение закона в Госдуме могут уже 25 мая, на этой неделе. А уже 30 числа им займется Совет Федерации, после чего документ уйдет на подпись президенту.

По крайней мере, уже известно, что второе чтение по штрафам за нарушения на митингах пройдет 5 июня. Об этом сообщает «Русская служба новостей».

Как заявил вице-спикер Госдумы Олег Морозов, в этот же день законопроект может быть принят.

При этом велика вероятность, что ко второму чтению тарифы на нарушения будут снижены. Об этом уже говорили спикер Госдумы Сергей Нарышкин и руководитель фракции единороссов Андрей Воробьев.

Он уже отмечал, что в «Единой России» готовы обсуждать размер штрафа за нарушения в ходе организации митингов.

Ранее Воробьев заявил, что единороссы считают принципиально важным законопроект, ужесточающий ответственность за противоправные действия в ходе массовых акций, однако согласны с необходимостью снизить верхнюю планку предложенных штрафов.

«Мы поддерживаем концепцию законопроекта, но что касается штрафов, то уже есть понимание, что они будут значительно ниже предложенных», - сказал Воробьев в пятницу.

Пока предполагается, что организаторы массовых акций будут платить штраф до полутора миллионов рублей, рядовые участники – до одного миллиона.

Мнения экспертов относительно целесообразности этого закона разделились. Одни считают, что ужесточение закона послужит только очередной мотивацией оппозиции для проведения очередной серии митингов. Другие убеждены, что таким образом можно вернуть протестные акции в рамки правового поля.

Так, политолог Павел Данилин в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что организаторов митингов нужно наказывать жестче.

Шестого мая мы стали свидетелями абсолютной безответственности организаторов массовых мероприятий, отметил он.

«Мало того, что неправильно рассчитывается численность участников - организаторы еще и устраивают столкновения с милицией, бросают своих активистов на штурм, устраивая провокации, закидывая милиционеров камнями», - пояснил эксперт.

По мнению Данилина, «подобные жесты  должны караться гораздо более значительно, чем штрафом в одну тысячу рублей». Полтора миллиона, на его взгляд, - «вполне достаточная сумма для того, чтобы наказать организаторов массовых мероприятий, которые не смогли достойно выполнить свою роль».

Контролировать же исполнение закона и разбираться, имела место провокация или нет, как считает Данилин, должен суд. «Штрафуют ли просто за прогулку с белыми ленточками или за коктейль Молотова – должен будет суд», - сказал он.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов придерживается прямо противоположного мнения.

«Я думаю, что идея ужесточения ответственности участников митингов является вредной, так как ее можно расценивать как вызов протестному движению и сигнал для дополнительной мобилизации», - подчеркнул Виноградов в беседе с «АК».

Политолог убежден, что необходимо не ужесточение, а наоборот, либерализация процедур проведения массовых мероприятий. «Другое дело, что сегодня ситуация уже выходит за рамки правового поля. Мы видели это при задержаниях на Чистых прудах и на Баррикадной - правоохранительные органы выполняли команду без особой оглядки на установленную законом процедуру», - добавляет он.

Эксперт отмечает: «Проблема скорее в том, что даже действующий закон игнорируется, причем обеими сторонами». «Но окончательного решения пока не принято, - добавляет он. - Власть еще не определила свою тактику реагирования на нарастание протестной активности в Москве».

Иная позиция у политолога, проректора РЭУ им. Плеханова, члена ОП РФ Сергея Маркова.

Он считает, что необходимо ужесточение наказания за умышленные нарушения правил массовых демонстраций, но нужно и некоторое ослабление наказаний за неумышленное незначительное нарушение.

«Кроме того, необходимо ужесточение урегулирования по-настоящему массовых акций (с участием более десяти тысяч человек), которые, действительно, имеет смысл проводить в отдельных местах». «В то же время нужна либерализация малых акций. Имеет смысл разрешить одиночные пикеты и акции до десяти человек - в том числе и в центре городов», - сказал Марков «Актуальным комментариям».

«Я думаю, что идея ужесточения ответственности участников митингов является вредной, так как ее можно расценивать как вызов протестному движению и сигнал для дополнительной мобилизации», - подчеркнул, в свою очередь, Виноградов.

Политолог убежден, что необходимо не ужесточение, а наоборот, либерализация процедур проведения массовых мероприятий. «Другое дело, что сегодня ситуация уже выходит за рамки правового поля. Мы видели это при задержаниях на Чистых прудах и на Баррикадной - правоохранительные органы выполняли команду без особой оглядки на установленную законом процедуру», - добавляет он.

Эксперт отмечает: «Проблема скорее в том, что даже действующий закон игнорируется, причем обеими сторонами». «Но окончательного решения пока не принято, - добавляет он. - Власть еще не определила свою тактику реагирования на нарастание протестной активности в Москве».

Главный же редактор издания «ВВП» Сергей Ильин считает, что увеличение штрафов за провоцирование беспорядков на массовых акциях - это как стрельба из пушки по воробьям.

«Да, на сегодняшний день штраф в размере тысячи рублей примерно соответствует штрафу за проезд без билета в общественном транспорте - если не меньше. Но, с другой стороны, полтора миллиона – это цифра большая и несколько несуразная», - отметил эксперт.

«Необходимо также учесть, что, как показывает наша правоприменительная практика, размер штрафа с большой вероятностью будет трактоваться строго в сторону ужесточения», - добавил Ильин.

По его мнению, принятие этого законопроекта приведет, с одной стороны, к снижению количества приходящих на акции протеста, а с другой стороны, к грандиозным скандалам международного масштаба.

«Так что я думаю, что с такими цифрами законопроект не станет законом», - заключил Ильин.

Обретет ли законопроект статус закона – главная интрига сегодняшнего дня.

Как сообщает «Интерфакс», Совет по правам человека будет просить Путина наложить вето на закон о митингах.

«Если закон будет принят обеими палатами парламента, то мы будем предлагать президенту наложить вето. Этот законопроект движется в противоположном направлении от того, что необходимо сегодня в нашем обществе. Если мы хотим существующее сегодня противостояние привести в русло диалога, то это русло надо расширять, а не перегораживать дамбами», – заявил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов.

Он напомнил, что президентский Совет уже занимался законодательством о митингах и демонстрациях.

«Осенью 2010 года мы убедили президента наложить вето на принятый Госдумой закон, и вето было наложено. Могу сказать, что и сегодня мы будем последовательны в своей позиции», – сказал он.

«Принципиально важно, чтобы внесение изменений в законодательство, связанное с митингами и демонстрациями, укрепляло права граждан, а не ущемляло их», - заявил Федотов.

«Дело - не в суммах штрафов. Должны меняться правила проведения митингов и демонстраций. Нужно достаточно серьезно менять федеральное законодательство в этой сфере. Что касается регионального законодательства, то надо помнить, что в регионах законодатель может регулировать только вопросы защиты прав граждан, но не регулировать осуществление этих прав. Это вне компетенции субъектов Федерации. Вводить какие-то ограничения в этой сфере субъекты Федерации не имеют права, это противоречит Конституции», - сообщил Федотов.

Напомним, 6 мая согласованный с московскими властями «Марш миллионов» закончился столкновениями с полицией на Болотной площади. Оппозиция обвинила полицию в препятствовании проведению шествия и митинга. В ответ полиция обвинила оппозицию в намеренной провокации.

С 7 мая оппозиционеры и гражданские активисты проводят «гуляния» по центру Москвы, которые сопровождаются задержаниями. Параллельно проходит дискуссия об ужесточении наказания за нарушение безопасности на митингах.

Комментарии экспертов

Суть законопроекта, ужесточающего наказание за нарушения при проведении митингов, особенно после акций на Чистых прудах и на Баррикадной, заключается вовсе не в размерах штрафов. Здесь имеет место некий отвлекающий маневр.

Дело в том, что протестующие сейчас взяли курс на использование инструментов «цветной революции». И один из таких инструментов - это выведение протестных акций из под формального действия законодательства. То есть раньше с декабря и до начала мая протестующие играли по правилам власти, то есть, они заявляли об акции, эту акцию согласовывали, далее шла борьба, где им пройти, какая будет численность, и так далее.
Сейчас после этой, так называемой «контрольной прогулки», протестующие и их лидеры делают ставку на то, чтобы вывести своих деятелей из под формального действия законодательства. И тогда они вольны будут делать все, что захотят. А власть наоборот пытается протестные акции максимально регламентировать. Именно поэтому появилась информация, что в законопроекте должен появиться термин «несанкционированное сборище», под которое будут подгоняться абсолютно все массовые мероприятия.

Поэтому я думаю, что власть пойдет на встречу протестующим, она уже идет. Сумма штрафа, по сравнению с первоначально заявленной суммой полтора миллиона, сокращается. Но при этом ставка будет сделана на максимальную регламентацию мероприятий оппозиции и на то, чтобы подвести любое собрание людей в общественных местах под понятие «массовой акции».

Вот поэтому, я думаю, что демарш Федотова даст некоторые плоды. И хотя здесь Федотов тоже делает себе своеобразный пиар, но при этом власть пойдет ему на встречу в отношении суммы штрафа, но еще более ужесточит нормы, которые регламентирует проведение любых массовых акций, даже тех, которые не подпадают под нынешнее действующее законодательство. Тогда можно будет абсолютно любую протестную активность подавить рублем.

Безусловно, законодательная коррекция, регулирующая общественную активность на улицах, нужна. Разговор об этом, в том числе с участием Михаила Александровича Федотова, начинался еще в декабре, когда все с напряжением и волнением наблюдали за событиями на улицах.

К счастью, до 6 мая эти события происходили хоть и с нарушениями, но не катастрофическими. Видимо, необходимо несколько разбитых в кровь лиц, показанных по телевизору - другого двигателя прогресса в нашей стране, к сожалению, пока не существует.

Закон нужно корректировать, только начинать нужно было с правил допустимого поведения, и уже потом вводить санкции за их нарушение. На улицах сейчас большое многообразие различных форм активности вплоть до «народных гуляний» и встреч с депутатами. И либо мы оградим законом и защитим людей, которые участвуют в этих мероприятиях, от возможно неадекватных действий силовиков, либо получим стихийные столкновения на улицах. Это будет сильно расслаивать общество и может привести к трагическим последствиям.

Что касается заявления Михаила Александровича Федотова о вето - документ прошел только первое чтение. Осталось еще два. Как правило, второе чтение - самое масштабное (можно вносить значительные поправки и коррективы). Поэтому пока говорить о вето смешно. Закон был предложен в еще не доработанном виде, а вето, как мы знаем, накладывают, когда решение уже принято.

Сейчас целесообразно собрать все мнения и предложения и подготовиться ко второму чтению этого документа, чтобы соответствующим образом его скорректировать. Но совершенно очевидно, что необходимо принимать новые правила и законы, регулирующие действия на улице не только граждан, но и полицейских, и обязывающие их к действию в определенных рамках.

В разных странах степень жестокости и ограничения различаются, но они везде существует. В первую очередь ограничения направлены на безопасность граждан, желающих выразить свой публичный протест, и тех граждан, которые в этот момент находятся просто рядом с акцией на соседней улице. То, что мы сейчас наблюдаем, конечно, не является цивилизованным поведением и не приводит ни к каким позитивным последствиям.

Закон, ужесточающий наказание за нарушения при проведении митингов, нуждается в серьезной общественной экспертизе и обсуждении.

То, что нельзя свободу слова, свободу митингов и собраний использовать чрезмерно, именно против демократии, превращая эти акции в хулиганские - это для меня очевидно. Безусловно, в стране очень много проблем сложных, острых, запущенных. И оппозиция должна озвучивать эти проблемы, власть должна слышать оппозицию. Но оппозиционные акции не должны причинять ущерба имуществу граждан, городскому хозяйству, создавать проблемы для жизни городов, поселков.

То, что предлагается повысить штрафы за беспорядки на митингах - это верный шаг. Он находится в русле международного права, поскольку в развитых демократических странах ответственность за беспорядки в ходе оппозиционных, публичных, вообще уличных акций тоже достаточно высокая. За это назначают и высокие штрафы, и реальные сроки заключения. Организаторы и участники массовых акций должны знать, что беспорядки, столкновения, драки и иные хулиганские акции не должны проходить безнаказанно.

В то же время в этом законе есть нечеткие формулировки, есть простор для злоупотреблений со стороны властей, правоохранителей. Я не согласен с нормами относительно запрета на ношение масок и недопущения к организации митингов тех людей, кто ранее нес административную ответственность за подобные беспорядки. Ведь, может быть, эта ответственность налагалась необоснованно, а может быть, человек после наказания осознал свою вину и идет на следующее мероприятие с исключительно добрыми намерениями.

Много проблемных моментов в этом законопроекте. Я считаю, по нему необходимо проводить очень серьезные общественные слушания с привлечением экспертов, политиков для того, чтобы на второе чтение вывести доработанный вариант, не содержащий риски для злоупотреблений.

Но, конечно, власть должна себе отдавать отчет, что оппозиция должна быть, ее акции запрещать нельзя, ужесточать действия против оппозиции тоже не имеет смысла. А самое лучшее лекарство для снижения протестной активности граждан – это проведение реформ в самых разных сферах - политической, экономической и социальной, это снизит протестную волну и протестные настроения.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".