Комментарий
1611 27 сентября 2014 9:00

Цепной пёс Украины

Андрей Никифоров политологАндрей Никифоров

Андрей Никифоров
политологАндрей Никифоров

Татарский вопрос в Крыму обостряется: правоохранительные структуры начали более жесткое давление на национальную организацию крымских татар – Меджлис.

Политолог, доцент кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета Андрей Никифоров рассказал «Актуальным комментариям» о природе крымско-татарского Меджлиса:

«Меджлис – это цепной пёс, выращенный именно Украиной. И многие из его рядов, в том числе оба лидера, - и реальный, который формально сложил свои полномочия, и формальный, который недавно заступил на этот пост,  - Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров - они и есть порождение и хорошо интегрированный элемент украинского политического класса.

Украинская власть на протяжении всей истории своего существования рассматривала Меджлис как орудие, способное противостоять русскому движению в Крыму. Меджлис как организация за 23 года независимости Украины не обрела никакого официального статуса, это не общественная организация, не общественно-политическая организация, это явление, которое в правовом украинском поле никак не было прописано.

Несмотря на это, Меджлис получал у государства ресурсы, обычно находящиеся в распоряжении органов власти, мог заниматься кадровой политикой. Например, имелись определённые квоты в органах республиканской власти, заполнялись они при согласовании с руководством Меджлиса. Для того, чтобы занять какую-то должность, человек должен был получить такое согласование. То есть, он, по сути, должен был быть лояльным, а лучше - чем-то хорошим отличиться для этого Меджлиса. При той коррупционной системе, которая сложилась в рамках украинского независимого государства, вознесение на какое-то хлебное место означало по сути обеспечение разного рода патронов, донов и т.д., к которым обязательно стекались все ресурсы. По сути Меджлис подкармливался через эти схемы.

Республиканский комитет по делам национальностей - структура, которая всегда возглавлялась ставленниками Меджлиса, кроме последних двух лет, когда туда удалось внедрить крымского татарина, но не меджлисовца. В министерстве по делам миграции и национальностей, пока оно существовало, место заместителя министра закреплялось за крымскими татарами. По сути дела, назначалась на эту должность кандидатура именно в Меджлисе и т.д. На уровне городов и районов действовали примерно такие же схемы. Понятно, что такую систему, в принципе, российская власть не предложит, потому что она замешана не только на нелегальном характере всех этих назначений, но ещё и на нелегальном характере распределения ресурсов. Прежние отношения Меджлиса и руководства Украины нельзя просто взять и переместить из одного государства в другое.

Меджлис паразитировал на национальной идее, суть которой сводилась к восстановлению национальной государственности, при этом иногда говорили, что в рамках Украины, а иногда опускали это условие. На самом деле, не этого добивались, а монополизации собственного народа, права представлять народ. К национальному государству крымские татары, благодаря Меджлису, вроде как приближались, но со слабой скоростью, когда-нибудь, - не в этом тысячелетии, так в следующем. Смыслом был не результат, а процесс.

Сейчас эксплуатируется другая идея - идея возвращения Крыма. Крым надо бесконечно возвращать завтра, послезавтра, через 10 лет, но не вернуть. На это можно получить гранты Украины, можно получать какие-то должности, на это создаются какие-то государственные организации, наделяемые какими-то правами и полномочиями. Можно создавать определённый интерес к своим персонам в мировом сообществе, и там тоже неплохо подпитываться разного рода грантами, спонсорской поддержкой. Тема сменилась, а суть осталась прежней. Все те же доноры тем же людям начинают вливать эти же самые средства, но уже на другие цели.

На входе доноры те же, на выходе - примерно то же самое. Те, кто проплачивает Меджлису его деятельность, получают практически тот же результат, что и раньше, - результат, который ими заказан. Как все эти годы на выходе была русофобия, так и сейчас на выходе - русофобия.  Сегодня складывается особая структура этого «движения», которое, теперь может работать без крымско-татарского народа. По большому счёту, это шаг вперёд для Меджлиса, потому что народ мешал. Время от времени люди спрашивали о том, какие, собственно, достижения деятельности Меджлиса, как их защитили, какие их права отстояли, что в плане каких-то материально-технических, социально-экономических проблем народа удалось решить? Эти вопросы время от времени звучали из крымско-татарской среды. Сейчас они снимаются одним аргументом - «российской оккупацией».

У Джемилева нет будущего. Будущее принадлежит не Джемилеву. Ему совершенно не случайно, не по его огромному желанию, пришлось уйти с поста председателя Меджлиса крымско-татарского народа. Заметьте, всё это было сделано ещё до событий крымской весны, никак с ними не связано. По тем положениям, которые действовали в Курултае крымско-татарского народа, председателем Меджлиса человек может быть только 10 лет – 2 срока. Джемилев пробыл больше 22 лет.

Ни у кого из его ближайшего окружения нет и близко такой биографии антисоветчика, как у него. Это человек известен в мире как русофоб ещё с доперестроечных времён. Если сравнивать известного в кругах правозащитников политического заключённого не единожды, диссидента, антисоветчика Джамилева, и вполне успешного такого советского чиновника Чубарова, то понятно, в чью сторону накапливалось больше доверия. Никого рядом, кто мог бы иметь такое же реноме, такую же биографию, просто не было.

Уже давно назрел некий кризис Меджлиса. Во-первых, он связан со сменой элит. Джемилев должен был уйти по возрасту, по семейным обстоятельствам, заявлял он о своём уходе несколько раз, а ушёл только в прошлом году, когда у него случилась семейная трагедия. Его сын застрелил одного из работников в их доме, совершил уголовное преступление. И став в это время народным депутатом Украины, формально до сих пор им являясь, Джемилев предпринимал, конечно, определённые усилия, в том числе, и такие, которые обычные люди предпринять не могут, для того, чтобы спасти сына. Это то, что всем известно, что активно комментировалось. После этого Джемилеву надо было немного в сторону отойти.

Лидера внутри Меджлиса, которому можно было взять и передать власть, - нет. Операция «преемник» растянулась на 7 лет. Очень долго, в несколько заходов и попыток передать свои полномочия. Чаще всего среди таких преемников стабильно в этом перечне фигурировал Рефат Чубаров, который, в общем-то, лидером по большому счёту не являлся, и, как показывают все эти события, так и не стал и уже не станет. Это определяют его чисто личностные качества. Кому-то дано быть лидером, кому-то  -не дано.

В силах, альтернативных Меджлису, появились интересные фигуры, достаточно заметные, квалифицированные. Есть довольно много таких людей, которые могли бы претендовать на лидерство среди крымских татар. Но ни один из них пока ещё по степени своего влияния в крымско-татарской среде не бросил Меджлису вызов. Есть ряд выходцев из Меджлиса, которые или сотрудничали или сейчас, в данный момент, сотрудничают с крымской властью. Это Ленур Ислямов, например, который пару месяцев отработал вице-премьером в крымском правительстве. Это - бизнесмен, медиа-магнат в крымских масштабах. Но у него диалог с властью не очень получился.

Сейчас одним из вице-спикеров крымского парламент является Ремзи Ильясов, который также является и членом Меджлиса, избранным Курултаем. Он был одним из главных конкурентов Чубарову в состязании за то, кто будет преемником Мустафы Джемилева. И достаточно сказать, что буквально на 12 голосов, совсем на немного больше, чем Ильясов, получил Чубаров, когда они оба баллотировались вдвоём на этот пост. Сейчас то время, когда те, кто остался в Крыму, - и жёсткие критики Меджлиса, и те его представители, кто выбрал конструктивный путь, - могут создать новую структуру, способную наладить коммуникацию между республиканской властью и крымско-татарским народом. И внутри этой структуры появятся новые лидеры».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".