Уголовное наказание для чиновников
Законопроект, вводящий в законодательство определение понятия "нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств", может быть внесен на рассмотрение Госдумы в январе 2014 года.
Максимальное наказание для госслужащих по новому закону может составить до семи лет лишения свободы.
Как рассказал газете «Известия» источник в Государственной думе, этот законопроект будет внесен в Госдуму в январе 2014 года.
Собеседник издания в Белом доме, пояснил, что данный законопроект подготовлен в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина, которое он дал на Госсовете в октябре этого года. Срок исполнения — февраль 2014 года. Пока нормативный акт еще проходит стадию формирования. Скорее всего, документ внесет правительство, так как поручение было сделано премьер-министру Дмитрию Медведеву.
За недобросовестное выполнение госзадач должностные лица будут нести административную и уголовную ответственность. Предварительно штрафы будут составлять до 500 тысяч для должностных лиц и до 1 млн рублей для юридических лиц. При этом должностное лицо попадает под запрет занимать госдолжность сроком до трех лет.
Преступление, совершенное в особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору, будет караться штрафами, принудительными работами, а также тюремным сроком до семи лет.
Руководитель аппарата общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Михаил Змеенков скептически отнесся к введению уголовной ответственности за неэффективное использование средств чиновниками. «Что касается предложения уголовной ответственности за неэффективное использование средств, я считаю, что такое нововведение создаст дополнительный рычаг в борьбе с неугодными политиками и чиновниками», — сказал он.
О возможном эффекте наказания чиновников за нецелевое использование средств «АК» рассказали политологи и эксперты.
Это же повторение того, что существует. Дума любит принимать законы, которые уже есть. У нас же есть статья за превышение должностных полномочий. Нецелевое использование бюджетных средств и есть - превышение должностных полномочий. По этой статье предусмотрены суровые наказания. У нас ее почему-то применяют ее в основном по отношению к полицейским. Зачем еще какой-то новый закон?
Само по себе нецелевое использование бюджетных средств, то есть не предусмотренное изначально в бюджете, преступлением не является. Чиновник мог потратить эти деньги на что-то полезное. Например, крыша прохудилась, надо ее починить, а в бюджете это не предусмотрено. Наказывать именно за нецелевое использование бюджетных средств бессмысленно.
Наказывать надо за превышение должностных полномочий с неблаговидными целями. О чем говорится в статье, которая уже есть в Уголовном Кодексе. Депутатам надо что-то делать, вот и пытаются это изобразить.
Не уверен, что такая инициатива нужна. У нас уже есть большое количество законов, относящихся к коррупционной тематике: есть статья «халатность» и «злоупотребление должностными полномочиями». Неэффективное использование бюджетных средств уже вписывается в существующие статьи УК.
Если говорить в целом о предлагаемом подходе, с концептуальной точки зрения, не уверен, что идея адекватна. При таком подходе можно посадить практически любого чиновника, который имеет хоть какое-то отношение к распределению бюджетных средств. Не думаю, что повысится качество трат. Скорее всего, деньги не будут выделяться вообще ни на что. Тогда от этого хуже станет всем.
Поэтому отношусь к идее сажать чиновников за нецелевые траты скептически. Мне кажется, что связано это с не совсем правильным пониманием того, что представляет собой коррупция, и каким образом с ней эффективно бороться.
Я бы задумался над тем, чтобы изменить схему распределения денег. Государству хорошо бы переосмыслить свою роль в экономической жизни страны. Лучше, чтобы часть функций по распределению финансовых средств, которые сегодня выполняет государство, выполнял бизнес. Но для этого нужно создать нормальные условия, чтобы эта схема не превратилась в коррупционное кормление близких к чиновникам бизнесменов.
Есть большое количество прецедентов, когда за нецелевое или неэффективное расходование средств чиновники и так отправлялись в тюрьму. Зачем нужен специальный закон? Я знаю большое количество примеров, когда чиновники, в том числе мэры городов, на основе действующего законодательства попадают в тюрьму.
Если речь идет об ужесточении законодательства, то это палка о двух концах. Не секрет, что нецелевое расходование средств – одна из основных статей, по которой легко снять неугодного мэра.
Я знаю случай в Краснодарском крае, когда мэр города в условиях ранних морозов принимает решение раньше начать отопительный сезон: закупают солярку, включают отопительную систему.. Но потом человека снимают и сажают за нецелевое расходование средств. Это очень удобная статья, чтобы посадить руководителя. Если будет ужесточение закона в этой сфере, то будет еще легче это сделать.
На борьбе с коррупцией такой закон никак не скажется. Для этого надо применять другие принципы, а не ужесточать закон.