Упрощенное гражданство
Депутаты в первом чтении приняли законопроект, упрощающий получение российского гражданства русскоязычными соотечественниками.
За законопроект в первом чтении проголосовало 387 депутатов, против – 55, один - воздержался, сообщает Интерфакс.
Гражданство РФ могут получить люди, являющиеся носителями русского языка, если их родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе и на территории, относившейся к Российской империи и СССР.
Стать гражданином России в упрощенном порядке можно только в том случае, если заявитель откажется от своего иностранного гражданства и переедет в Россию.
Также для получения российского паспорта необходимо пройти в Федеральной миграционной службе собеседование на знание русского языка, после которого в течение трех месяцев будет рассматриваться заявка о предоставлении гражданства.
«Российская газета» приводит слова единоросса Дмитрия Вяткина, который подчеркнул, что отказ от гражданства другого государства и переезд на постоянное место жительства в Россию обязательны. «Мы собираем наших соотечественников здесь, у нас, на нашей Родине», - сказал Вяткин. «Но критерий здесь именно языковой, а не национальный», - сказал председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Для получения гражданства РФ потребуются документы - выписки из органов ЗАГС или из архивов, которые подтверждают наличие родственников по прямой восходящей линии и факт проживания в России. А является ли человек, претендующий на российское гражданство, носителем русского языка, будет устанавливаться в результате собеседования в комиссии. «Комиссия не будет ставить оценку за написание диктанта, - успокоила будущих соискателей российского гражданства Егорова, - основным критерием будет факт свободного владения языком и его использования в повседневной жизни».
Авторы документа считают, что закон облегчит «воссоединение Русского мира».
Однако эсеры опасаются, что новый закон может стать поводом для массовой легализации миллионов мигрантов и спровоцировать межнациональную нестабильность.
«В том режиме и с теми условиями, которые прописаны в законопроекте, все 11 миллионов незаконных мигрантов, находящихся на территории России, в одночасье могут стать гражданами России. Мы считаем, что это приведет к большим демографическим изменениям и изменениям в социально-экономическом положении нашей страны», - цитирует NEWSru.com лидера справедливороссов Сергея Миронова.
Схожую точку зрения озвучил эсер Михаил Емельянов. По его мнению, законопроект в нынешнем виде создает угрозу национальной безопасности страны: «Вы легализуете, фактически, те миллионы мигрантов, которые находятся на территории РФ. Они получат право, в том числе, участвовать в выборах, голосовать. Но они при этом сохраняют лояльность своему государству», - предупредил депутат.
За день до голосования Минрегион подвел итоги за год другой переселенческой инициативы — госпрограммы по переселению соотечественников. За прошлый год в Россию переехали 36,8 тысяч человек. В 2012 году эта цифра была почти в два раза больше — 63 тысячи соотечественников. По данным министерства, больше всего хотят переехать в Россию граждане Узбекистана, Казахстана и Молдавии. Из Армении и Украины в Россию хотят приехать по 8% от общего числа подавших заявки. В общей сложности с момента запуска программы в 2006 году по 2013 год в Россию переселились примерно 162 тысячи человек, хотя изначально планировалось принять 300 тысяч за первые три года. В то же время, как заявлял в конце прошлого года глава ФМС России Константин Ромодановский, России необходим миграционный прирост до 2025 года в 300 тысяч человек ежегодно.
Глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий считает, что принятие законопроекта и реализация программы переселения соотечественников не связаны, но находятся в одной плоскости. Документ, который был принят в первом чтении, дает «российский паспорт как защиту тем, кто твердо решил стать гражданином России», пояснил он РБК.
Правда, правозащитники сетуют, что люди, желающие стать гражданами России, не могут добиться этого статуса годами, и новый закон вряд ли изменит ситуацию. Пессимисты считают, что закон откроет двери многочисленным мигрантам из стран Средней Азии. Оптимисты убеждены, что жители среднеазиатских республик вместо получения гражданства скорее будут работать в России по новой системе патентов, а закон будет способствовать сохранению Русского мира.
Второе чтение законопроекта намечено Госдумой на 4 апреля.
В решении давать российское гражданство по упрощенной схеме ничего плохого не вижу. Упрощенный вариант получения гражданства всегда хорош, другой вопрос – сработают ли предлагаемые механизмы?
Идея прогрессивная. Единственное, что мне кажется некорректным – это необходимость отказываться от прежнего гражданства. На мой взгляд, этого делать не нужно, тем более что в Конституции России двойное законодательство разрешено.
Пусть люди стремятся в Россию, но оставляют паспорт другой страны. Ничего плохого в этом нет, и отрезать им пути не нужно. Если стремление в Россию у них искреннее – пусть будет у них и второе гражданство, а ставить перед выбором – либо вы с нами, либо нет – неправильно.
Реализации этой идеи может помешать бюрократия, она у нас очень агрессивная. Не сомневаюсь, что будет и коррупция. Но это относится к любым направлениям – такова наша особенность. При этом само решение упростить получение российского гражданства представляется мне хорошим и позитивным.
Упрощенное гражданство России для соотечественников - запоздалое, но правильное решение. Люди, которое в силу исторических процессов оказались отторгнуты от родной страны, должны иметь право вернуться туда по своему желанию. Россия должна в этом им помогать.
Возможность получить упрощенное гражданство должна быть равной у всех русских людей, которые оказались вне страны.
Я много раз наблюдала среди знакомых и друзей, как они сами и их родные, оказавшись в разделенных семьях ( в Ташкенте, Риге, Кишиневе и т.д) с огромным трудом возвращались в Россию: уходили годы, чтобы восстановить гражданство, это затрудняло им жизнь.
Мне кажется, что решение предоставить носителям языка гражданство в упрощенном режиме - правильное и разумное.
Другое дело, что нужно к этому вопросу подходить очень внимательно, чтобы не нарушалась процедура и она не стала взяткоемкой.
Важно сохранить баланс: а то мы всегда кидаемся помогать одной группе людей и одновременно наступаем на ногу другим людям. Поэтому сейчас надо просчитать все нюансы.
Надо учитывать, что речь идет об упрощенном порядке предоставления гражданства в первую очередь для носителей русского языка. Кто именно относится к носителям русского языка - решает комиссия либо в посольстве, либо в ФМС.
В принципе, носителем русского языка можно назвать любого трудового мигранта из Средней Азии, который может изъясняться в пределах шестисот рабочих слов. Но, с другой стороны, такому человеку российский паспорт особо не нужен. Он не может в денежном эквиваленте отблагодарить людей, которые признают, что он владеет русским языком на уровне носителя. Он, что называется, «не является игроком на этом рынке».
А те, кто готов дать взятку, чтобы получить гражданство, как правило, хорошо владеют русским языком. У таких людей есть какой-то первоначальный капитал, и для них Россия представляет скорее экономический интерес. Они и сегодня имеют возможность получить российское гражданство, просто для этого нужно полгода, а сейчас можно будет оформить документы за три месяца.
Сейчас исчезает смысл давать взятку, если ты владеешь русским языком. Так что теневому рынку в этой сфере нанесен удар.