Узбекистан выходит из ЕЭС ЦА
Узбекистан 1 декабря 2009 года выходит из Единой энергосистемы (ЕЭС) Центральной Азии, о чем официально предупреждены власти Таджикистана, наиболее зависимого от импорта электроэнергии.
«1 декабря 2009 года все электрические сети Узбекистана переходят в режим автономной работы», - заявил ранее в Душанбе посол Узбекистана в Таджикистане Шоислам Шокасымов, передает агентство «Интерфакс».
Это делается «для обеспечения энергетической безопасности Узбекистана и позволяет ему наладить устойчивое функционирование собственной энергосистемы», - сказал Шокасымов.
По его словам, «созданная еще в советские годы ЕЭС Центральной Азии после распада Союза не могла функционировать в прежнем режиме».
«Отсутствие единого центра привело к бесконтрольному и безнаказанному отбору электроэнергии, что провоцировало конфликтные ситуации, и негативно отразилось на безопасности самой энергетической системы», - отметил посол.
13 ноября пресс-секретарь госэнергокомпании «Барки Точик» («Энергия Таджикистана») Нозир Едгори заявил, что техническая возможность «неконтрактного забора» электроэнергии из ЕЭС Центральной Азии у Таджикистана просто отсутствует, поскольку еще 29 октября Таджикистан вышел из ЕЭС по причине выхода Узбекистана из этой системы.
До этого заявления президент национальной казахстанской компании по управлению электрическими сетями KEGOC Канат Бозумбаев заявил журналистам, что Казахстан выйдет из режима параллельной работы ЕЭС Центральной Азии в случае продолжения Таджикистаном неконтрактного отбора электроэнергии из системы.
Между тем 9 ноября Таджикистан пережил масштабное отключение электроэнергии, когда 70% потребителей Таджикистана на более чем три часа полностью оставались без электроэнергии. Официальные причины аварии так и не были названы, хотя предполагается, что сработала система защиты сразу нескольких крупных ГЭС республики, не выдержавших нагрузки после выхода соседнего Узбекистана из ЕЭС.
В Ташкенте же высказывают мнение, что авария произошла вследствие нарушения технологических режимов. «Авария произошла, по выводам наших экспертов, в результате грубейшего нарушения технологических режимов, когда не сработали ни аварийная автоматика, ни диспетчерские службы», - считает Шокасымов.
«Имеющие место системные нарушения и незаконный отбор электроэнергии (Таджикистаном - ред.) из ЕЭС порождает серьезную угрозу стабильной и надежной работе национальных систем», - заявил узбекский дипломат.
Однако, по его словам, Узбекистан готов продолжить с Таджикистаном сотрудничество в энергетической сфере на основе «двусторонних межправительственных соглашений, как это принято в международной практике».
Таджикистан не только зависит от поставок узбекской электроэнергии в зимний период, но и от услуг транзита через узбекские сети туркменской электроэнергии. Таджикистан испытывает каждую зиму дефицит электроэнергии в объеме 3-4 миллиарда кВт.ч.
С одной стороны, это решение отчасти вызывает удивление, поскольку вопрос энергетики остро стоит особенно для Узбекистана в центрально-азиатском регионе. И Ташкент не раз говорил о том, что намерен более жёстко действовать в этом отношении, намерен проводить самостоятельную политику.
Я думаю, что выход вряд ли будет в интересах Узбекистана. Сейчас идёт конфликт между Узбекистаном с одной стороны и Таджикистаном и отчасти Киргизией с другой по поводу гидроэнергетики, по поводу водных ресурсов. Ташкент не раз заявлял о том, что его не устраивает данная критика со стороны Таджикистана и Киргизии и, более того, его не устраивает поддержка гидроэнергетических проектов Таджикистана со стороны российского руководства. И эта политика как раз была направлена на то, чтобы снизить влияние российского фактора на гидроэнергетику в Таджикистане, поскольку Узбекистан усматривает в этом прежде всего угрозу своей системе жизнеобеспечения, сельскому хозяйству, промышленному производству.
С другой стороны, если мы посмотрим на поведение Узбекистана в интеграционных объединениях, то мы увидим, что Ташкент игнорировал ряд инициатив. Самая громкая - это отказ подписать договор о создании коллективных сил оперативного реагирования по линии ОДКБ. Всё это тоже рассматривалось под предлогом угрозы своим национальным интересам, хотя, наверное, наоборот, страны Центральной Азии как никто другой заинтересованы в том, чтобы в случае какой-то внешней угрозы у них были гарантии военной поддержки.
Я думаю, что, с одной стороны, позиция Ташкента закономерна, поскольку это в целом соответствует внешнеполитической линии Узбекистана на самоотделение, повышение своей роли в процессах на пространстве Центральной Азии. С другой стороны, в условиях, когда вопрос энергетики стоит особенно остро, Узбекистан и любая страна этого региона заинтересована всё-таки в кооперации, а не наоборот.