Статья
726 21 ноября 2008 0:01

Визит Дмитрия Медведева в Португалию

21 ноября Президент РФ Дмитрий Медведев посетил Португалию. Президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Португалии Сократеш обсудили вопросы европейской безопасности, а также состояние двусторонних отношений между государствами. Ранее, в ходе переговоров на уровне министров иностранных дел, португальская сторона поддержала инициативу Дмитрия Медведева о новом договоре по безопасности в Европе.
Комментарии экспертов

Португалия, будучи членом Евросоюза, интересна российской дипломатии с точки зрения продвижения проекта общеевропейской безопасности. После того как Дмитрий Медведев вновь озвучил свое видение архитектуры безопасности перед руководством Европы на последнем саммите в Ницце, он, судя по всему, намерен вести работу на этом направлении с отдельными странами ЕС. Во-первых, это позволит конкретизировать российский план и тем самым повысить его привлекательность в глазах национальной элиты каждого государства, а во-вторых, позволит минимизировать риски контригры (а такой риск с учетом перехода в январе 2009 года поста председателя ЕС к Чехии существует).

Вместе с тем Португалия не входит в орбиту первостепенных интересов России в Европе. Таким образом,  в ходе российско-португальских переговоров на высшем уровне акцент будет сделан на политической составляющей отношений, в то время как экономика будет играть второстепенную роль. В условиях глобального финансового кризиса Португалия, не являясь ведущей экономической державой Европы, столкнулась с ощутимыми трудностями, вызванными, главным образом, снижением объемов экспорта. Поэтому можно предположить, что в ходе визита Дмитрия Медведева Лиссабон предпримет попытки договориться о повышении своего присутствия на российском рынке. Речь идет, прежде всего, о таких отраслях, как текстиль, древесина, продукция химической промышленности.

Визит в Португалию следует рассматривать в контексте общей политики России по отношению к Европе, Европейскому союзу. Россия ищет почву для пострения конструктивных отношений с рядом европейских государств. Нам нужны союзники в самых разных отношениях. Кроме того, двусторонние отношения России со странами ЕС могут строиться на различных основаниях. В этом отношении государства Европы можно условно классифицировать на несколько групп.

Первая группа – страны «старой Европы», такие, как Франция и Германия, которые осознают, что изоляция России и стремление воспользоваться её временным ослаблением – это бесперспективный и даже безумный курс. Вторая группа – страны, пытающиеся усилить свою позицию в европейской политической системе, такие, как Италия и Испания. Третья группа – православные государства, всё ещё сохраняющие историческую память о роли России в их освобождении – такие, как Греция, Болгария и Румыния. Четвёртая группа государств –  «поставстровенгерские», прагматически ориентированные на экономическое сотрудничество с Россией. . Это Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, и, после вхождения в ЕС – Хорватия. Пятая группа – малые страны, зависимые от крупных экономических проектов, как Финляндия или Исландия. И, наконец, группа более самостоятельных малых стран, к которой я бы отнёс и Португалию.

Элита этих государств не больна русофобией и заинтересована в экономических отношениях с Россией. К странам этой же группы я отношу и Бельгию. Напомню, что правительство этой страны выступило категорически против предоставления членства в НАТО Украине и карт-бланша Саакашвили на военные авантюры. Таким образом, с этими государствами можно вести плодотворный диалог, они готовы к отстаиванию самостоятельной позиции в европейских институтах власти. Мы пока не можем создать единый пул таких государств, поскольку их повестка дня различна. Но мы можем развивать двусторонние отношения, в частности, создавая совместные проекты в области промышленности и энергетики.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".