Статья
1547 22 июня 2011 17:50

Визит главы ОБСЕ

Генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо посетил Москву с визитом, где был принят главой российского МИД Сергеем Лавровым. Де Бришамбо приехал в Россию незадолго до своего ухода с поста генсекретаря ОБСЕ.

Как говорится в официальном сообщении МИД РФ, Сергей Лавров, отметив постоянный позитивный настрой Марка Перрена де Бришамбо на взаимодействие с российской стороной в период пребывания в указанной должности с 2005 года, выразил уверенность, что его преемник будет придерживаться сбалансированной линии, работать на повышение эффективности ОБСЕ и транспарентности функционирования ее секретариата и других исполнительных структур, преодоление географических диспропорций в программной и кадровой политике организации, на укрепление принципа консенсуса с опорой на баланс интересов всех государств евро-атлантического региона».

Свою позицию по поводу самой организации, а также по ситуации в странах СНГ генсек высказал на пресс-конференции, которая прошла в «Интерфаксе».

Прежде всего, Марк Перрен де Бришамбо отметил, что ОБСЕ пока не готова стать полноценной организацией со своим уставом. «Некоторые страны пока не готовы начать обсуждение подобного документа», - сказал он. Генсек напомнил, что в ОБСЕ действует принцип консенсуса, который делает практически невозможным принятие каких-либо практических решений. По его словам, невозможно даже изменить сам этот принцип. «Чтобы изменить принцип консенсуса нужен консенсус, а это практически невозможно, учитывая существующие между членами ОБСЕ разногласия", - подчеркнул он.

Что касается проблем на постсоветском пространстве, а именно в Белоруссии, то Марк Перрен де Бришамбо считает, что ОБСЕ не сможет принять никаких ограничительных мер в отношении Белоруссии в связи с давлением Минска на местную оппозицию, так как Белоруссия, являясь полноправным членом этой организации, сможет заблокировать любые подобные шаги, заявил генсек организации.

«Я думаю, что нам нужно быть реалистами, в том плане, что Белоруссия является полноправным членом ОБСЕ и сидит за тем же круглым столом в Вене, что и другие страны. Поэтому, Белоруссия может принять любые меры для того, чтобы не принимать какие-то решения, которые противоречат ее интересам», - сказал он на пресс-конференции.

Вместе с тем генсек ОБСЕ отметил, что когда не требуется принятия каких-либо решений на основе консенсуса всех членов этой организации, а речь идет лишь об обмене взглядами, то любой член ОБСЕ может выступать с критикой политики белорусских властей в отношении оппозиции.

«Должен сказать, что вопрос Белоруссии поднимается регулярно, где-то начиная с декабря прошлого года», - сказал де Бришамбо.

Вместе с тем, генеральный секретарь ОБСЕ отметил, что Минск добровольно взял на себя обязательства допустить наблюдателей ОБСЕ на все судебные процессы над белорусскими оппозиционерами и выполняет эти обязательства.

«Должен сказать, к чести Минска, что белорусские власти согласились на присутствие представителей ОБСЕ на всех судебных процессах в отношении руководителей оппозиционных партий», - сказал генсек ОБСЕ.

По его словам, в Белоруссии, «по крайней мере, на первых политических процессах, представители ОБСЕ находились». «Это то обязательство, которое Минск взял на себя, и по которому Минск регулярно отчитывается перед странами-членами ОБСЕ, и этому обязательству Минск скрупулезно следует», - сказал де Бришамбо.

В отношении Приднестровья генсек ОБСЕ заявил, что рассчитывает на возобновление переговоров в формате «5+2».
 «На данный момент ситуация такова, что переговоры не прерваны, а приостановлены. Они могут быть возобновлены через некоторое время в Москве», - сказал генсек ОБСЕ.  «Когда эта встреча пройдет в Москве, она будет более формальной (чем состоявшаяся 21 июня – ред.)», - отметил Перрен де Бришамбо. (В переговорах в формате «пять плюс два» принимают участие Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также Евросоюз и США в качестве наблюдателей).

Еще один конфликт на территории СНГ, где в урегулировании ситуации принимает участие ОБСЕ – это Нагорный Карабах.
Марк Перрен де Бришамбо выразил надежду, что встреча лидеров России, Армении и Азербайджана, намеченная на пятницу, увенчается успехом в процессе нагорно-карабахского урегулирования.

По словам генсека ОБСЕ, в процессе карабахского урегулирования, который идет с 1992 года, были как взлеты, так и падения, близкие к кризисам, однако «очень редко мы наблюдали такие моменты, когда наши надежды на окончательное мирное урегулирование были так велики, как сейчас».

Де Бришамбо также сказал, что тема карабахского урегулирования была одной из ключевых в ходе его беседы с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в среду.
 

Комментарии экспертов

ОБСЕ выполняет в основном гуманитарные функции и мониторинг развития политических систем преимущественно в новых независимых государствах, странах постсоветского пространства, частично в государствах Восточной Европы, таким как страны бывшей Югославии, которые возникли в результате крушения социалистических режимов.

В политическом отношении миссия менее ощутима. Несмотря на то, что в эту организацию входят Соединенные Штаты, они к работе ОБСЕ относятся скептически. Они считают, что в евроатлантическом пространстве есть другие более серьезные межгосударственные структуры, способные выполнять аналогичные функции. В первую очередь, речь идет о Североатлантическом альянсе.

Что касается миротворческой и посреднической миссии по решению территориальных споров, здесь ОБСЕ, на мой взгляд, никакими положительными результатами похвастать не может. В большинстве случаев организация наблюдает либо за замороженными конфликтами, либо за ходами тех конфликтов, которые находятся в пассивной стадии.

Что касается участия ОБСЕ в урегулировании карабахской проблемы, то здесь эта организация также ничем похвастать не может, во многом потому, что у нее нет никаких институциональных возможностей для того, чтобы реально решать территориальные споры и межнациональные конфликты в странах, где наблюдается подобный клубок противоречий.

Москве интересна эта организация в первую очередь в том плане, что касается продвижения российской системы создания новой архитектуры безопасности Европы. С 2009 года Москва именно на площадке ОБСЕ продвигает свою инициативу. Я думаю, что серьезных изменений здесь не произойдет - Москва также продолжит дискуссию с руководством ОБСЕ относительно того, как можно продолжать обсуждение проекта с привлечением европейских государств.

В свете назначения нового постоянного представителя России при ОБСЕ, а им стал Андрей Келин, я так понимаю, что Москва, возможно, будет больше внимания уделять миротворчеству по линии ОБСЕ в частности в Закавказье. Потому что Келин курировал в МИДе именно закавказские государства. Здесь всплывает в первую очередь два территориальных спора - отношения между Грузией и ее бывшими автономиями Абхазией и Южной Осетией, и урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорного Карабаха.

Я думаю, что сотрудничество с ОБСЕ будет, скорее всего, неким вторым каналом, по которому Россия будет стараться разрешить существующие проблемы. Первым каналом является для России сегодня ее личные инициативы, которые она проявляет на этом направлении. В переговорах по Нагорному Карабаху основная часть дискуссий проходит трехстороннем формате - Россия, Азербайджан, Армения. Что касается конфликтов и споров между Грузией с Южной Осетией и Абхазией, то тут все проходит в рамках женевских дискуссий, где и также Россия играет одну из ведущих ролей. И я думаю ,что конечно ОБСЕ здесь будет лишь дополнять эти два основных направления, и не более того.

Заявление Бришамбо, что ОБСЕ пока не готова стать полноценной организацией со своим уставом, на мой взгляд, достаточно честное и адекватное. И это уже хорошо, что руководство ОБСЕ понимает, что организация не выполняют в данный момент свои функции. Во-первых, сейчас к системе безопасности в Европе ОБСЕ никакого отношения не имеет. И последние годы ОБСЕ превратилась в некий инструмент политического влияния и решает вопросы, которые практически никакого отношения к системе безопасности в Европе ни имеют вовсе.

Конечно, надо понимать, что действительно в вхождение в ОБСЕ достаточно большого количества государств не позволяет выработать ту или иную согласованную позицию. Так как это соответствует непростой структуре государств, которые, собственно говоря, и входят в организацию, наверное, не стоит попытаться вырабатывать какие-то общие решения по достаточно острым вопросам.

Кризис ОБСЕ во многом связан и с тем, что эта организация расширила географические границы своего влияния и вмешательства во внутренние дела разных стран. То есть, в какой-то момент возникало ощущение, что ОБСЕ готово комментировать любые вопросы, вмешиваться в любые действия, что тоже, безусловно, выхолащивает всю систему организации. Эта позиция ОБСЕ распространялась и на страны постсоветского пространства, и на европейские вопросы.

На мой взгляд, ОБСЕ потеряло свою изначальную цель сосуществования. Безусловно, реформы назрели, думаю, что в любом случае они будут обсуждаться. Здесь, на мой взгляд, России нужно тоже использовать свое влияние. Несмотря на то, что мы в достаточно немалых размерах финансируем ОБСЕ, я считаю, что наше влияние на эту организацию на данный момент недостаточно. Думаю, что возможности совместной работы (России и ОБСЕ) в первую очередь на постсоветском пространстве будут реализовываться более активно.

На данный момент влияние ОБСЕ, к сожалению, не всегда носит позитивный характер, а очень часто соответствует геополитическим интересам тех или иных стран ( или групп стран), которые пытаются реализовывать свои прагматичные цели при помощи этой организации.

К визиту господина Бришамбо можно относиться очень спокойно, потому что ОБСЕ в силу разных обстоятельств, как объективного, так и субъективного характера, не играет сейчас существенной роли в европейской политике.

Есть темы, которые традиционно обсуждаются в рамках ОБСЕ. В частности, это неурегулированные замороженные конфликты и проблема ограничения обычных вооружений в Европе. Но по этим темам давно уже никаких сдвигов нет.

Более того, ОБСЕ формально оставаясь организацией, в рамках которой решаются данные вопросы, фактически особой роли не играет. Соответственно контакты с ОБСЕ приняли протокольно-символический характер. Поэтому ожидать что-либо от визита господина Бришамбо не приходится.

Безусловно, стороны подчеркнут важность продолжения работы. Собственно этим, думаю, все и ограничится. Так как даже в конкретном случае нагорно-карабахского конфликта, где Минская группа ОБСЕ традиционно выступала как главный субъект политических процессов, даже там нет какого-то четкого видения, какую роль эта организация может играть. Попытки урегулирования этого конфликта перешли в формат российских дипломатических усилий и встреч президента Медведева с президентами Азербайджана и Армении. Так что визит особо ничем будет не отмечен. Это некая «галочка». Все понимают, что есть такая организация, никто ее не распустит и не отменит, но ее реальная значимость в последние годы свелась к незначительным величинам.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".