Статья
2637 23 сентября 2009 0:02

Визит Медведева в США

Президент России Дмитрий Медведев находится с визитом в США. В программе пребывания - участие в работе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.  Также запланирована встреча Дмитрия Медведева с президентом США Бараком Обамой.

На "полях" Генассамблеи состоялась встреча президента России Дмитрия Медведвева с председателем КНР Ху Дзиньтао, на которой был подтвержден стратегический характер двусторонних отношений. 

На заседании Генассамблеи президент России в своем выступлении изложит принципиальные оценки мирового развития, остановится на российских приоритетах в контексте повестки дня 64-й сессии, поделится видением того, как сделать современную систему международных отношений более справедливой и сбалансированной. Об этом сообщил "Интерфаксу" источник в Кремле.

Всего, по его словам, в повестке дня нынешней сессии свыше 160 пунктов, "дискуссии по которым призваны сконцентрировать усилия государств-членов на поиски оптимальных путей решения глобальных вызовов и задач, стоящих перед мировым сообществом".

На ассамблее уже выступили ряд руководителей государств. Так президент США Барак Обама с трибуны Генассамблеи признал, что действия американских властей на международной арене носили односторонний характер и не учитывали интересы других, но при этом он отказался извиняться за эти действия.

"Я начал свою работу, когда многие смотрели на Америку со скептицизмом и недоверием. Частично это касается оппозиции конкретной политике и критическим проблемам, где Америка действовала односторонне, не учитывая интересы других", - заявил президент США.

Он отметил при этом: "Моя ответственность действовать в интересах моего государства и моего народа, и я никогда не буду извиняться за защиту этих интересов". Барак Обама заявил, что "пришло время вести мир в новом направлении". "Мы понимаем, что будущее будет формироваться делами, а не словами, одними речами проблем не решишь", - сказал Б.Обама.

При этом он подчеркнул, что "Америка будет жить со своими ценностями и будет лидировать своим примером". В частности, президент США подтвердил намерение вести борьбу с международным терроризмом. "У нас остановлена ясная цель - работать со всеми членами ООН, чтобы победить "Аль-Каиду" и ее союзников, террористическую сеть, которая убила тысячи людей разных вер и национальностей", - сказал Б.Обама.

Он отметил, что США продолжают оказывать в этой связи поддержку властям Афганистана и Пакистана. "Мы помогаем правительствам этих стран над обеспечением безопасности их народов", - сказал Б.Обама.

Кроме того, президент США заявил, что для преодоления мирового экономического кризиса США вместе со странами "большой двадцатки" разрабатывают меры, направленные на то, чтобы отвести глобальную экономику от края пропасти.

Он также заметил, что США активизировали свое взаимодействие с ООН." Мы начали больше работать с ООН. Мы заплатили по нашим счетам. Мы присоединились к совету про правам человека и подписали конвенцию о правах инвалидов", - сказал он.

"Америка намерена выполнять свои обязательства (по Договору о нераспространении ядерного оружия - ИФ). Мы будем стремиться к новым соглашениям с Россией, чтобы существенно сократить наши боеголовки и ракетоносители", - заявил президент США. По его словам необходимо стремиться к миру без ядерного оружия.

"Сейчас распространение растет по сложности и размерам. Если мы не сможем действовать, возникнет ядерное оружие во всех районах мира в таком масштабе, который мы себе не можем представить", - сказал Б.Обама.

По его мнению, Договор о нераспространении ядерного оружия - лишь хрупкий консенсус, который мешает этому. Б.Обама напомнил, что 2010 год будет определяющим для того, чтобы узнать, будет ли этот договор укреплен или медленно размываться".

"Мы будем стремиться к распространению договора о запрещении испытаний ядерного оружия. Мы завершим такую позицию, которая приведет к более глубоким сокращениям ядерного оружия, будем призывать страны начинать переговоры в январе по договору по прекращению производства расщепляющего материала для нужд оружия", - заявил президент Соединенных Штатов.

Он отметил, что в апреле состоится саммит, на котором будет подтверждена возможность стран получать безопасные ядерные материалы."Мы  не должны позволить, чтобы такие материалы попали в руки экстремистов. Мы должны укрепить те институты, которые преграждают путь контрабанде такого оружия", - сказал американский президент.

Что касается переговоров президентов России и США - Дмитрия Медведева и Барака Обамы, то пройдут они на фоне последнего решения США о корректировке подходов к вопросу о противоракетной обороне.

Как отметил в своем заявлении глава российского государства, эта тема обсуждалась в ходе двусторонних встреч в Лондоне и Москве. "При этом мы договорились и зафиксировали в наших договорённостях, в наших совместных заявлениях, что Россия и США будут стремиться к совместной работе по оценке рисков ракетного распространения в мире", - подчеркнул  президент. По его словам, в ходе встречи в Нью-Йорке будет хорошая возможность обменяться мнениями по всем вопросам стратегической стабильности, включая противоракетную оборону.

Президент России выразил готовность продолжать диалог. Он также рассчитывает выйти на поручения соответствующим ведомствам, российским и американским ведомствам, активизировать взаимодействие, в том числе с привлечением европейских и других заинтересованных государств. "Будем сообща разрабатывать эффективные меры в отношении рисков ракетного распространения. Меры, позволяющие учитывать интересы и озабоченности всех сторон и обеспечивать равную безопасность всех государств на европейском пространстве", - заключил президент.

Комментарии экспертов

Сокращение ядерных арсеналов, уменьшение производства ядерных материалов для оружия, отказ от ядерного оружия – все эти вопросы являются предметом обсуждения. Но дело в том, что для очень многих стран, в том числе и для России, сегодня одна из главных гарантий сохранения независимости, территориальной целостности, ненападения неважно как их сил на нашу страну – это как раз обладание этим ядерным оружием. Пока ещё недоверие в мире не преодолено, это оружие будет являться слишком серьёзным политическим аргументом, чтобы от него так легко (даже при всех этих благих намерениях) можно было отказаться.

Я здесь быстрых решений не жду, но если две главные ядерные державы – Россия и США – договорятся о чём-то конструктивном, то, возможно, этот уровень доверия будет выше, чем мы к этому привыкли. Но не думаю, что самим американцам так легко отказаться от ядерного оружия, как в определённой степени гаранта их безопасности, потому что, в случае нападения типа 11 сентября на их территорию, спецназ и всё остальное – это одно. А удар ядерным оружием – это совсем другое, и гораздо более отрезвляющее. Так что не думаю, что здесь очень радужные перспективы в ближайшее время.

Что касается высказывания Обамы в ООН, о том, что Америка не собирается извиняться за то, что защищает свои национальные интересы, то я бы сказал следующее. США – великая империя, держава и сверхдержава, Россия – великая империя, держава и сверхдержава, и все империи и сверхдержавы, хуже или лучше защищая свои национальные интересы, неизбежно ущемляют интересы других государств, особенно средних и малых. Иначе история не развивается.

Извиняться?  Неужели  Обаме или нашему президенту нужно, избравшись и приняв присягу,  вставать на колени и до конца срока извиняться за всех предыдущих правителей своей страны? Это, конечно, бессмысленно и неплодотворно. Не делать ошибок, не совершать преступлений, которые совершали твои предшественники на этом посту – вот конструктивная и плодотворная идея. Стать президентом, чтобы извиняться за всех предыдущих президентов или генсеков и царей – это какой-то фарс.

Так что в этом пункте я бы даже поддержал Обаму, хотя понятно, что это та поддержка, которая у средних и малых государств понимания не найдёт.
 

Позицией России является  поддержание высокой роли ООН в мире, потому что Россия считает, что монополизация влияния каким-то одним центром силы (а этим одним центром силы после распада Советского Союза фактически является западная цивилизация) негативно сказывается на всём мировом устройстве. Отсутствие координации движения, отсутствие учёта мнения других стран, отсутствие механизмов консультации на общемировом уровне приводит к тому, что, грубо говоря, Запад что хочет, то и воротит. Поэтому, в принципе, мы заинтересованы в том, чтобы роль ООН была достаточно высокой.

Но объективно надо признать, что после распада Советского Союза авторитет, влияние и роль ООН значительно снизились. Само по себе наличие в период холодной войны биполярной системы и двух лагерей, практически равных по своей силе, стимулировало тот факт, что ООН была главной переговорной площадкой, на которой решались многие международные вопросы, которые касаются не только США и СССР, но и всего мира.

После распада СССР и фактически отказа России от той роли, которую в своё время играл СССР, естественно, авторитет ООН упал, потому что Штаты и их союзники поняли, что им не имеет никакого смысла постоянно консультироваться с какими-то третьими странами, тратить на это время и деньги, а надо решать вопросы напрямую.

Сейчас мы видим, как блок НАТО пытается перерасти из военно-политической организации в политико-военную организацию, фактически подменив собой ООН. То есть некий блок западных стран, ближайших союзников стремится стать альтернативой общему собранию всех стран мира. Авторитет ООН упал, и я считаю, что именно американцы сделали для этого максимально много. В том числе надо учитывать их военные акции, которые они предпринимали без одобрения ООН или при наличии ограниченного мандата ООН и т.д.

 


Тематика переговоров между Медведевым и Обамой будет во много совпадать с повесткой заседания Совбеза ООН. После принятия решения об отсрочке развёртывания третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе, Вашингтон хотел бы получить определённые компенсационные уступки со стороны Москвы. В общем-то, на это во многом было ориентировано его решение, потому что демонстративное заявление о том, что в результате оценок, которые были проделаны, принято решение, что Иран сейчас не в состоянии нанести удар.

Такой шаг следует воспринимать, как прямую демонстрацию необходимости расширения диалога между РФ и США по вопросу определения совместной повестки дня или совместной линии поведения в отношении Тегерана. Я думаю, что нам будет не совсем удобно вести диалог, потому что США хотят односторонней поддержки своей линии в отношении Тегерана. Эта линия заключается в том, чтобы ужесточить санкции в случае, если Иран откажется от свёртывания ядерной программы. Здесь они ждут от нас поддержки резолюции в Совбезе. Во-вторых, это использование российских возможностей для преференциального переговорного процесса с Тегераном. То есть они хотят, чтобы Москва выступила посредником в давлении на иранское руководство.

Ни тот, ни другой сценарий нас не устраивает, потому что с большей долей вероятности он приведёт к свёртыванию текущего формата взаимоотношений с Тегераном, который активно развивается и в энергетической сфере (атомная энергетика), и в военно-политической сфере (экспорт российского вооружения), и в экономической сфере (торгово-экономические отношения). В случае, если Москва примет повестку дня Вашингтона, всё это будет поставлено под вопрос.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".