Статья
1053 3 июня 2009 0:03

Визит Путина в Финляндию


Премьер-министр РФ Владимир Путин 3 июня посещает Финляндию с рабочим визитом. В повестке переговоров - вопросы сотрудничества в сфере энергетики, транспорта и лесного комплекса.

Программа визита Владимира Путина в Хельсинки открылась встречей с представителями деловых кругов  России и Финляндии.

В ходе беседы глава российского правительства рассказал об антикризисной программе в России. "Правительством России разработана и реализуется программа антикризисных мер. Объем ее финансирования - 3 трлн рублей (около 90 млрд долларов). В целом же на восстановление экономики пойдут огромные ресурсы - порядка 12% ВВП России", - сказал В.Путин на встрече с представителями деловых кругов.

Говоря о совместных энергетических проектах в Европе,  Путин выразил уверенность, что Финляндия при принятии окончательного решения о возможности прокладки газопровода "Северный поток" по ее территории будет руководствоваться национальными интересами. "Очень рассчитываю, что и правительственные, и общественные структуры Финляндии при принятии окончательного решения будут руководствоваться национальными интересами", - заявил В.Путин на встрече с представителями деловых кругов России и Финляндии.

Он подчеркнул, что Россия и Финляндия могут внести существенный вклад в укрепление энергетической стабильности Европы, а также в диверсификацию транзитных маршрутов поставок газа.

На встрече с представителями деловых кругов России и Финляндии В.Путин напомнил о том, что не так давно финская компания "Фортум" приобрела российскую генерирующую компанию "ТГК-10". Есть, по его словам, и примеры встречных российских инвестиций в финский ТЭК, прежде всего со стороны "Лукойла" и "Газпрома". «Очень надеемся, что и инвесторы, в том числе компания "Фортум", будут реализовывать все, что ими было задумано", - сказал В.Путин.

"Хотел бы обратить внимание на другое обстоятельство - такие существенные, большие инвестиции в российскую экономику, в очень чувствительный сектор - говорят о продолжении российским правительством весьма либеральной рыночной экономической политики", - подчеркнул глава российского правительства.
 
В ходе встречи обсуждались вопросы деревообработки – это традиционная сфера взаимодействия двух стран. Планы России по развитию глубокой переработки древесины на своей территории остаются неизменными, заявил премьер-министр Владимир Путин.

"Мы приняли принципиальное решение - развивать в России производство по глубокой переработке древесины. Эти планы мы объявили давно, наши партнеры об этом знают. По словам В.Путина, важно, чтобы финские компании эффективно использовали предоставленный "тайм-аут" для развертывания предприятий по глубокой переработке лесных ресурсов на территории России.

Как сообщалось, Россия в декабре 2008 года по просьбе финского правительства приняла решение об отсрочке до конца 2009 года очередного повышения экспортных пошлин на круглый лес.

Транспортная тема также нашла отражение в ходе беседы с деловыми кругами. Открытие скоростного железнодорожного сообщения между Петербургом и Хельсинки обойдется примерно в 2,5 млрд долларов, сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин. В том числе более трети ассигнований - это бюджетные средства.

Он отметил, что, несмотря на негативные последствия мирового кризиса, сказавшегося в том числе на российско-финляндских торгово-экономических связях, удалось не допустить свертывания намеченных масштабных проектов.

Кризис не поколебал и стремления России вступить в ВТО и ОЭСР, заявил премьер-министр РФ Владимир Пути, подчеркнув, что правительство Финляндии поддерживает это стремление России "самым активным образом".

В ходе пребывания в Хельсинки Владимир Путин встретится с президентом Финляндии Тарьей Халонен, проведет переговоры с премьер-министром Матти Ванханеном.

 

Комментарии экспертов

На повестке дня переговоров Владимира Путина с финскими коллегами значится строительство «Северного потока», по которому у Финляндии, в отличие от Швеции, политических претензий нет. Есть сугубо экономический мотив, по которому Хельсинки не присоединяется к этому проекту – речь идет о требовании финской стороны снизить пошлины на поставляемую из РФ древесину. И когда в Финляндии ведутся какие-либо дискуссии на эту тему со ссылкой на экологические проблемы, то это, по всей видимости, лишь прикрытие. В данном случае необходимо, прежде всего, делать скидку именно на нерешенный вопрос с поставками древесины из России.

Проблема состоит в том, что мировой кризис повлек за собой снижение спроса на древесину из РФ, а снижение экспортной пошлины призвано стимулировать спрос.  При этом важно отметить, что еще в ноябре 2008 года Владимир Путин договорился Матти Ванханеном о замораживании повышения пошлин на 9-12 месяцев.

Гармонизация транспортных стратегий России и Финляндии – также немаловажный аспект двусторонних отношений, поскольку это позволило бы, во-первых, оптимизировать товаро- и пассажиропотоки через границы двух стран, а во-вторых, еще более сблизить наши государства в экономическом плане. Достичь этого можно было бы за счет повышения качества регионального сотрудничества.

Болезненным вопросом для Москвы остается перспектива вступления Финляндии в НАТО: Хельсинки по-прежнему сохраняет опцию на вступление в альянс. Однако оптимистичным трендом может стать то, что российское направление прописано в плане действий финского правительства.15 апреля правительство Финляндии впервые в своей истории приняло всестороннюю программу действий по России. Этот документ дает общую оценку отношений между Финляндией и Россией и между Россией и ЕС, определяет цели Финляндии в сотрудничестве с РФ и другие важнейшие аспекты.

Особый климат во взаимоотношениях, без оттенка исторических комплексов (как это происходит, например, со стороны стран Балтии, Польши и Чехии) сказывается и на внешнеполитической риторике финского руководства. Кроме того, Финляндия редко присоединятся к западноевропейской критике российской политической действительности, особенно в части положения с правами и свободами человека. Вот и сейчас, когда создан в общем-то благоприятный для этого фон (а именно просьба российской журналистки Маглеванной о политическом убежище в Финляндии) вряд ли сколь-нибудь заметным образом повлияет на отношения двух стран. Хельсинки сейчас куда важнее решить проблему с древесиной, а Москве – добиться поддержки со стороны Хельсинки ее политических и энергетических инициатив в ЕС.


 

С момента завершения военного противостояния в 44 году руководство Финляндии всячески демонстрирует желание нивелировать возможные конфликты со своим ближайшим соседом на востоке. Это проявилось в союзническом взаимодействии в период холодной войны, когда Финляндия воспринималась на западе как страна, которая де-факто находилась в сфере советского влияния, хотя и не входила ни в какие объединения СССР, в частности, в Организацию Варшавского договора.

Сейчас эта линия сохраняется. Финляндия для России является страной коридорных возможностей, где наиболее удобно инициировать продвижение предложений по политической повестке взаимодействия с ЕС и поднимать ряд экономических вопросов. Это  подтвердил президент Медведев в Финляндии, когда он актуализировал тему создания новой архитектуры безопасности в Европе. Он поднял также вопрос о перспективах развития газового проекта Северный поток. Оба этих вопроса будут превалировать в повестке дня и переговоров Путина, поскольку последуют за саммитом Россия-ЕС.

И Москва не изменит своему намерению продвигать эти идеи через Финляндию, через другие государства с приоритетным статусом взаимодействия с Россией, как например Италия. Более того, предметные соглашения и договорённости, которые могут быть достигнуты в Хельсинки, должны послужить основанием для реализации более крупных программ, в том числе вопроса энергетического контакта с Европой.

При этом будет учитываться возможность присоединения к ним Германии. Когда  поднимается тема Финляндии, она так или иначе затрагивает соседа Финляндии по Балтийскому морю – ФРГ  а также и других государств Балтики и Северного моря, которые могут быть так или иначе вовлечены в проект Северный поток (речь идёт в том числе о Голландии и Франции). Взаимодействие с этим комплексом государств по данному вопросу может быть в очередной раз актуализировано за счёт визита Путина.

Также нельзя забывать, что в данный момент Финляндия председательствует в ОБСЕ. В 2010 году Казахстан возьмет на себя роль председателя этого объединения. Площадкой для дискуссии относительно новой архитектуры безопасности в Европе как раз был выбран именно ОБСЕ. Здесь в очередной раз существует возможность для поднятия вопроса об этом, хотя мнение европейской комиссии недостаточно благожелательно для России, потому что европейские государства не хотят пересмотра системы взаимодействия и изменения роли НАТО. Их сейчас устраивает сложившаяся с 49-го года система отношений, и они пока не хотят её пересматривать.

Я думаю, если объединять два этих направления, политическое и экономическое, то в большей степени для Путина будет важно, наверное, продвижение экономического пула вопросов, в том числе в энергетической сфере, как наиболее приоритетной. Политическая тематика, с большей долью вероятности, хотя и будет актуализирована, но, скорее всего, отойдёт на второй план, потому что премьер-министр будет решать тот комплекс вопросов, который определяет взаимодействие между двумя правительствами: на повестке дня стоят переговоры именно с премьер-министром Финляндии.

В перспективе интенсивность двусторонних контактов между нами и Хельсинки позволяет предполагать, что до конца этого года, то есть до завершения председательства Финляндии в ОБСЕ, будут ещё переговоры и встречи между руководством двух стран, и большее значения для нас, наверное, приобретёт тема новой архитектуры безопасности, потому что если не будет санкционировано проведение переговоров в рамках ОБСЕ по данной теме, она утратит свою актуальность до конца этого года. А возможность её актуализации в 2010 году при помощи Казахстана, я думаю, уже будет не столь интересна как нам, так и ЕС, как основному контрагенту в этом диалоге.
 

21 марта 2024 Главное
ЦИК подвела итоги выборов президента
 ЦИК подвела итоги выборов президента Путин набрал на выборах президента 87,28% голосов. Официальные итоги голосования объявила глава ЦИК Элла Памфилова. В общей сложности за действующего президента проголосовали 76 млн 277 тыс. 708 избирателей. На втором месте — Харитонов, который набрал 4,31% (3 млн 768 тыс. 470 голосов), на третьем — Даванков (3,85% — 3 млн 362 тыс...
20 марта 2024 Новости
Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил
 Партийный аспект выборов президента: Константин Костин о перспективах политсил КПРФ утрачивает роль главной оппозиционной партии и становится одной из многих. ЛДПР будет испытывать негативные последствия выборов еще несколько лет. Второе место Даванкова в крупных городах свидетельствует, что партия «Новые люди» успешно борется за городской прогрессистский электорат, отметил президент «Фонда развития гражданского общества» Константин Костин в интервью руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову.
19 марта 2024 Новости
Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований
 Прогнозирование поведения избирателей: Валерий Федоров об особенностях социсследований Экзитполы показывают предварительные данные об итогах выборов, но не учитывают тех, кто проголосовал дистанционно, отметил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью политологу, руководителю Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексею Чеснакову. При этом, по словам Федорова, электоральные расчеты ведущих российских социологических центров в преддверии президентских выборов были достаточно точными. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".