Статья
2463 4 февраля 2022 11:47

Власти против искусственного интеллекта: как происходит регулирование технологий

Активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ) во всем мире вызывает обеспокоенность по поводу возможных проблем для международного сотрудничества. Системы ИИ могут быть размещены в облаке и доступны удаленно из любого места, где есть подключение к Интернету, что позволяет специалистам совместно разрабатывать модели ИИ, работая в разных странах. Научный сотрудник американского аналитического центра Brookings Institution Алекс Энглер опубликовал доклад, в котором рассмотрены возможные законодательные меры, регулирующие использование ИИ на международном уровне.

Автор доклада объясняет актуальность проблемы тем, что повсеместное распространение ИИ в онлайн-сервисах и физических устройствах означает, что любые новые правила будут иметь важные последствия для глобальных рынков. На законодательном уровне это усложняет управление ИИ. По мнению Энглера, идеальным результатом было бы осуществление государственного надзора за ИИ, одновременно обеспечивая возможность создания глобальных цепочек поставок ИИ. Кроме того, более единый международный подход к управлению ИИ мог бы усилить общий надзор, направить исследования на решение общих проблем и способствовать обмену передовым опытом, кодом и данными.

Автор доклада обращает внимание на заявление Совета по торговле и технологиям об ИИ, сделанное в сентябре прошлого года и опубликованное на сайте Европейской комиссии, в котором говорится о готовности США и ЕС вести совместную работу по созданию законодательства, регулирующего использование ИИ.

В ходе заседания Совета по торговле и технологиям в сентябре 2021 года был предложен закон, который должен создать регулятивный надзор за широким спектром приложений ИИ с высоким уровнем риска как в цифровых услугах (например, программное обеспечение для найма и приема на работу), так и в физических продуктах (например, медицинские устройства).

В то же время Энглер также отмечает, что до сих пор остается много неопределенности в отношении того, как этот закон будет применяться. Дебаты по содержанию закона все еще продолжаются.

Автор также подчеркивает, что после принятия закона может пройти некоторое время, прежде чем новые правила вступят в силу. Энглер приводит в пример случай с Общим регламентом по защите данных (GDPR). Недавние штрафы, наложенные на Amazon (746 млн евро) и WhatsApp (225 млн евро) за нарушение конфиденциальности, демонстрируют готовность ЕС использовать свои регулятивные полномочия, но большинство значительных штрафов были наложены через два года после введения и через четыре года после принятия GDPR.

Что касается Соединенных Штатов, там над включением аспектов ИИ в свои режимы регулирования уже работают такие учреждения, как Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами и Министерство транспорта.

Решения, принятые в администрации Байдена, свидетельствуют о том, что темпы внедрения изменений ускорились, отмечает Энглер. В частности, процесс разработки правил начала Федеральная торговая комиссия (ФТК), а Министерство жилищного строительства и городского развития начало отменять правило администрации Трампа, которое фактически защищало алгоритмы, связанные с жильем, от исков о дискриминации.

Кроме этого, в конце октября прошлого года Комиссия по обеспечению равных возможностей в сфере занятости объявила о том, что она начнет реализацию инициативы по обеспечению защиты систем искусственного интеллекта при приеме на работу и на рабочих местах. Также пять финансовых регуляторов начали расследование практики использования ИИ в финансовых учреждениях, которая может повлиять на управление рисками и справедливое кредитование. Наконец, Национальный институт стандартов и технологий ведет разработку системы управления рисками ИИ. Этот список политических мер начинает напоминать отношение Евросоюза к искусственному интеллекту как к «объекту высокого риска».

Эта тенденция касается не только продуктов и услуг ИИ. Недавнее представление Сенатом Закона о подотчетности и прозрачности платформ свидетельствует о возможности достижения большего консенсуса между США и ЕС.

Также актуальным, хотя и менее специфичным для ИИ, является указ Байдена от июля 2021 года, направленный на повышение конкуренции на рынках США, который содержит много положений, ориентированных на технологии.

Автор доклада приходит к выводу, что в политике США и ЕС наблюдается прогресс в регулировании использования ИИ, однако общие амбиции не гарантируют согласованности. Для примера, анализ 2009 года зафиксировал тысячи случаев расхождений в нормативно-правовом регулировании и нетарифных барьеров в торговле между ЕС и США. То, что последующие усилия по приведению этих политик в соответствие не увенчались успехом, говорит о том, что лучшим подходом может быть предотвращение несогласованности. Правила использования ИИ, которые, вероятно, будут включать множество технических определений и даже конкретных математических формул, несомненно, вызовут множество разногласий, поэтому академическим сообществам ЕС и США следует направить усилия на решение общих проблем, заключает автор доклада.

28 ноября 2023 Колонки
Итоги AI Journey
 Итоги AI Journey Павел Иванов о конференции AI Journey
26 мая 2023 Главное
Регулирование ИИ: обзор западных инициатив
 Регулирование ИИ: обзор западных инициатив Проблемы международного регулирования систем искусственного интеллекта активно обсуждаются в экспертном сообществе. Американские аналитики предупреждают, что «простых ответов о регулировании ИИ нет», однако существует ряд международных форумов, на которых обсуждается сотрудничество в области международного управления ИИ и которые могли бы стать...
17 мая 2023 Главное
Шесть неудобных вопросов о развитии ИИ
 Шесть неудобных вопросов о развитии ИИ Технологии искусственного интеллекта уже сейчас внедряются в самых разных отраслях: от сферы услуг и образования, до медицины и оборонной промышленности. Директор Центра искусственного интеллекта и передовых технологий Вадхвани Грегори Аллен на страницах Центра стратегических и международных исследований (CSIS) рассуждает о том, на какие вопросы должны отвечать инициаторы внедрения ИИ в оборонной сфере. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".