Статья
1884 8 октября 2020 13:19

Власти США атакуют IT-гигантов

Крупнейшие IT-компании Apple, Amazon, Facebook и Google могут быть поделены в ближайшее время. После 16-месячного расследования Конгресс США опубликовал отчет, в котором обвиняет эти компании в антиконкурентном поведении и организации монополий в ряде сегментов мирового рынка. В докладе, который поддержали законодатели-демократы, содержится призыв к изменениям, которые могут привести к распаду некоторых из крупнейших технологических компаний Америки. Подобный прецедент уже есть — он произошел с оператором AT&T почти 30 лет назад.

«У этих фирм слишком много власти, и эту власть необходимо обуздать», — отметили демократы, работающие над расследованием. Но республиканцы не согласились с рекомендациями. Конгрессмен-республиканец Джим Джордан заявил, что в докладе выдвинуты «радикальные предложения, которые изменят антимонопольное законодательство в глазах крайне левых». Другие утверждали, что поддерживают многие выводы доклада об антиконкурентной тактике фирм, но меры, предлагаемые демократами, заходят слишком далеко. Член палаты представителей Кен Бак подчеркнул, что он поддерживает расследование и его выводы, но продолжает настаивать на двухпартийной антимонопольной реформе.

Согласно отчету, Facebook обладает монопольной властью на рынках онлайн-рекламы и социальных сетей. Кроме того, один неожиданный вывод в ходе расследования был связан с приобретением Facebook Instagram. По словам адвокатов, документы, описывающие прогнозируемый рост Instagram непосредственно перед его приобретением Facebook в 2012 году за $1 миллиард, рисовали картину быстрорастущей компании, а не слабого конкурента, который мог бы потерпеть неудачу без помощи Facebook. Поэтому Facebook купила Instagram лишь с одной целью — поглотить конкурента, который начал демонстрировать гигантские темпы развития и прироста аудитории.

Что касается Amazon, то в отчете сказано, что компания захватила рынок онлайн-торговли и использует свой одноименный интернет-магазин для полного контроля над продавцами. Доля Amazon на рынке розничных онлайн-продаж в США составляет около 50% и более. «Amazon ведет активную антиконкурентную политику в отношении сторонних продавцов», — пишут авторы отчета. Публично Amazon называет сторонних продавцов «партнерами». Но документы показывают, что за закрытыми дверями компания называет их «внутренними конкурентами». Припомнили Amazon и поглощение своих прямых конкурентов, в том числе Zappos, для укрепления своей монополии (прим. Zappos.com — интернет-магазин обуви и одежды. Компания была основана в 1999 году Ником Суинмурном. В июле 2009 года Amazon приобрела Zappos).

В своем заявлении представитель Amazon сказал: «Все крупные организации привлекают внимание регулирующих органов, и мы приветствуем такое пристальное внимание. Но крупные компании не являются доминирующими по определению, и предположение, что успех может быть только результатом антиконкурентного поведения, просто неверно. И все же, несмотря на неопровержимые доказательства обратного, эти заблуждения лежат в основе этой регулятивной нападки на антимонопольное законодательство. Это ошибочное мышление в первую очередь приведет к вытеснению миллионов независимых розничных продавцов из интернет-магазинов, тем самым лишив эти малые предприятия одного из самых быстрых и прибыльных способов связи с покупателями», — отметил представитель.

Apple обладает монопольной властью на рынке распространения программных приложений на устройствах iOS. В отчете говорится, что мобильная экосистема Apple принесла «значительные преимущества» как потребителям, так и разработчикам приложений, но Apple использует контроль над своей операционной системой и магазином приложений «для создания и усиления барьеров для конкуренции, а также для дискриминации и исключения конкурентов, отдавая предпочтение своим собственным предложениям».

В прошлом году Apple столкнулась с растущим числом жалоб от разработчиков приложений, которые упрекнули компанию за высокий процент комиссии. Представители Apple отреагировала на критику в свой адрес, заявив порталу MacRumors, что в корне не согласна с выводами политиков. «Магазин приложений открыл новые рынки, новые услуги и новые продукты, которые невозможно было представить еще десяток лет назад, и разработчики были основными бенефициарами этой экосистемы. В прошлом году только в США App Store получил выручку в сумме $138 млрд. Значительная часть этой суммы, свыше 85%, досталась именно разработчикам. Комиссионные ставки Apple точно соответствуют ставкам, взимаемым другими магазинами приложений и игровыми площадками», — сказали в компании.

Google монополизировал поиск и рекламу в Интернете, используя «серию антиконкурентных тактик», в том числе отдавая предпочтение собственному контенту по сравнению с другими веб-сайтами. В отчете утверждается, что, объединяя различные службы с обширными пользовательскими данными, Google может укрепить свое господство. Чтобы предотвратить рост конкуренции, компания предварительно устанавливает свои приложения на устройства Android (почтовый клиент Gmail, браузер Chrome и т. д.). Google также приписывают слежку за конкурентами и глобальный сбор пользовательских данных об используемых браузерах. Согласно заявлению подкомитета, компания использовала эту информацию для разработки стратегии продвижения Chrome.

«Бесплатные продукты Google, такие как Search, Maps и Gmail, помогают миллионам американцев, и мы вложили миллиарды долларов в исследования и разработки, чтобы создавать и улучшать их», — говорится в заявлении представителя Google. «Мы честно конкурируем в быстро развивающейся IT-отрасли. Мы не согласны с сегодняшними отчетами, в которых представлены устаревшие и неточные утверждения коммерческих конкурентов о поиске и других сервисах».

Эксперты отмечают, что конкретные законодательные предложения не появятся до президентских выборов в США. Но теперь совершенно ясно, что и Байден, и Трамп — по-разному — бросают вызовы IT-технологиям. Технический аналитик Дэн Айвс из Wedbush Securities подчеркнул, что конфликт между республиканцами и демократами в отношении антимонопольного законодательства вряд ли приведет к серьёзным шагам в отношении политики компаний. «Отсутствие консенсуса и разногласия между обеими сторонами по вопросам антимонопольного законодательства остается серьезной проблемой для его продвижения. Хотя это может измениться, если демократы получат больше власти на предстоящих выборах в США», — сказал он в интервью BBC News.

Что касается отношений IT-компаний с российскими властями, то, например, Google и Facebook фактически игнорируют российское законодательство в отношении хранения персональных данных, то есть не собираются локализировать хранение персональных данных, и сделать так, чтобы хостинги хранения были на территории России. Требование закона «О персональных данных», который обязывает хранить информацию о российских пользователях на территории России, вступило в силу еще 1 сентября 2015 года. Из-за его несоблюдения ранее была заблокирована социальная сеть профессиональных контактов LinkedIn. У Facebook и Twitter была отсрочка до января 2020 года, однако компании не выполнили требования. В феврале мировой суд в Москве оштрафовал Facebook и Twitter на сумму по 4 млн руб., но социальные сети отказались выплачивать штраф. После этого служба судебных приставов начала в отношении них исполнительное производство летом этого года. Однако сервисы продолжают работать на территории России. Как отметил гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян, Роскомнадзор продолжит и дальше выписывать штрафы иностранным соцсетям, нарушающим требования закона «О персональных данных», но для их блокировки необходимо «политическое решение».

С 2011 года Google реже всего удовлетворял запросы, поступающие от российских правоохранительных органов. Кроме того, есть проблемы и с маленькими размерами штрафов, которые полагаются компаниям за утечки данных пользователей. В России штраф для юридического лица составит от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. В США такие скандалы обойдутся компаниям в $5 млрд, в Европе — от 10 до 40 млн евро.
19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 18 апреля 2024 Новости  Риск экстремизма: эксперты о предвыборной гонке в США Трамп пытается подорвать доверие к избирательному процессу в США, заявляя о массовых нарушениях, связанных с голосованием мигрантов, обращают внимание американские эксперты. Также аналитики указывают на серьезный риск роста экстремизма и насилия во время президентской кампании. «Актуальные комментарии» подготовили обзор статей и докладов на тему президентских выборов в США, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю. 17 апреля 2024 Колонки
Борьба за Капитолий — «в тени» президентской гонки
 Борьба за Капитолий — «в тени» президентской гонки Максим Минаев об электоральном цикле в США
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".