Статья
1994 2 ноября 2011 16:55

Внимательный ЦИК

К следующим парламентским выборам Центризбирком РФ обещает упростить процедуру приема документов от партий настолько, что возможно будет отправлять их на согласование в комиссию по электронной почте.

Секретарь ЦИК Николай Конкин рассказал корреспонденту «Актуальных комментариев» Яне Кутузовой про это и другие новшества, при помощи которых планируется упростить взаимодействие комиссии и партий, а также о том, с какими проблемами сталкиваются кандидаты в депутаты в этом политическом сезоне и как ЦИК воспитывает в своих сотрудниках либеральное отношение к ошибкам кандидатов.

Я.К.: Насколько мне известно, вы в Центризбиркоме отвечаете за прием документов от кандидатов в депутаты и от политических партий. Очевидно, эти обязанности весьма ответственные. С каким объемом работы вам приходится иметь дело?

Н.К.: На федеральных выборах нам приходится иметь дело с огромным массивом информации, количество кандидатов в списках партий по закону может достигать 600 человек. В списках «Справедливой России» зарегистрировали 584 кандидата, у «Единой России» их 597, у коммунистов – 594, у других партий около 300. И на каждого кандидата предоставляются подробнейшие персональные данные о месте жительства, о месте работы, документы, подтверждающие получение образования, а также сведения об имуществе, куда входят и денежные доходы, и документы о владении недвижимостью: земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, машины, трактора, яхты, денежные средства, находящиеся на счетах в банках, причем, даже в незначительных количествах, сведения об акциях, о долях в предприятия и так далее.

Например, у нас по одному из кандидатов сведения о доходах были представлены на 51 листе, при том, что шрифт, который используется в табличном варианте, 8-го размера. Сведения предоставляются как на бумажном носителе, так и на электронном. Кандидат обязан прописать размеры доходов по каждому виду своей деятельности отдельно. Сотрудники аппарата, которые занимаются сведениями об имуществе кандидатов, складывают все эти цифры, чтобы получить данные об общем доходе кандидата. Центральная избирательная комиссия обязана просмотреть все документы и направить сведения по имуществу, в частности, на соответствующие проверки. Причем, проверки осуществляют различные ведомства.

Я.К.: Часто ли сотрудники Центризбиркома бывают невнимательны? 

Н.К.: Нельзя сказать, что работа ведется вовсе без ошибок. Принимая во внимание огромный объем работы, с которым им необходимо иметь дело, такие неточности объяснимы. Но отмечу, что после проверки в ЦИКе, мы передаем эти документы обратно политическим партиям. И перед размещением данных в СМИ и на сайте ЦИК России они обязаны их повторно перепроверить и заверить их полистно. То есть фактически они должны были удостовериться в правильности данных, которые подлежат размещению. Эта совместная зона ответственности партий и организаторов выборов. И если обнаруживается какая-либо неточность, исправления, если это еще возможно вносятся в документы незамедлительно. 

Я.К.: Да, кстати, насчет документов, поступающих от партий. Как часто кандидаты представляют сведения, так скажем, не совсем объективные? И удается ли им укрыть какие-то данные от острого взгляда Центризбиркома?

Н.К.: Сейчас сведения о доходах по всем кандидатам направлены в соответствующие государственные организации для проверки и подтверждения. Работа по ним еще продолжается. Но даже если проверка обнаружит недостоверность данных, мы не станем сразу вносить исправления на сайте. Мы сначала эти замечания покажем политическим партиям и предложим им представить свои пояснения, почему результаты проверки не соответствуют предоставленным ими сведениям. Бывает, что автомобиль кандидата находится на учете в ГИБДД, а машина давно продана и на руках у кандидата есть договор купли-продажи. Иногда кандидаты искренне не помнят, что у них были такие машины, а они до сих пор на учете числятся, приходится вспомнить. Часто находят недочеты по земельным участкам, размер в документе указан один, а в реестре может числиться совсем другой.

Я.К.: Как вы думаете, вот из года в год Центризбирком регистрирует списки, и каждый раз какие-то досадные промахи обнаруживает в данных кандидатов? Большинство партий, при этом, уже имеют значительный политический опыт, не первый раз и сейчас они готовятся к выборам. Почему столько ошибок в документах?

Н.К.: Я подчас и сам задаюсь этим вопросом. Мне, например, непонятно, как можно ухитриться, представляя документы в Центризбирком, не заверить копии паспортов при том что в законе черным по белому написано, что в ЦИК должны быть представлены копии документов, удостоверяющих личность, заверенные уполномоченным лицом партии? Насколько нужно не хотеть знать законодательство, не хотеть внимательно посмотреть на те документы, которые представляешь? Или, еще пример: забыли принести на двух человек из регионального списка заявление об их согласии на участие в выборах. Вот без этого-то документа регистрироваться идти точно никак нельзя. Потому что нельзя человека включить в список кандидатов, если нет подтверждения его желанию баллотироваться.

Я.К.: Как Вы думаете, с чем это связаны? А может Центризбиркому стоит какую-то разъяснительную работу по этому поводу с партиями проводить?

Н.К.: Здесь два момента есть. Психологический фактор. Партий стало меньше. И отношение к документам, прямо скажу, стало либеральнее со стороны избирательных комиссий. Ведь если читать дословно законодательство, то там прямо написано: кандидат подлежит исключению из заверенного списка, если на него не представлена копия документа, удостоверяющего его личность, заверенная уполномоченным от партии. Но нельзя лишать человека пассивного права лишь на том основании, что уполномоченный забыл поставить свою подпись на его документе, которую, тем более, он может поставить в любой момент, в том числе и при сдаче документов.

Возьмем нашумевший недавний случай с кандидатами от ЛДПР на региональных выборах в Камчатском крае. Комиссия действовала формально строго по закону: если документ на момент подачи документов в комиссию отсутствует – мы кандидата имеем право исключить из списка. Так как необходимые документы отсутствовали на всех кандидатов – всех и исключили. Вопрос в другом. Центральная избирательная комиссия рассматривала вопрос почему, когда уполномоченный от партии присутствует при сдаче документов, он не может их сразу же и заверить и передать обратно для работы. Рабочая группа ЦИК России именно так и действует: есть огрехи, которые можно исправить – сразу исправляем.

Я.К.: А много бумаг приходится просматривать, чтобы выявить эти огрехи?

Н.К.: Очень много. Вот почему я считаю, что, нам нужно переходить на электронный документооборот. Так чтобы партии, предоставляли документы в ЦИК в электронном виде, в том числе, возможно, через интернет или сайты избирательных комиссий по электронной почте. Например, у нас сейчас закон вышел об электронной подписи. Вполне возможно, в будущем, Центризбирком откажется и от документов по свидетельству о регистрации, в том числе, региональных, территориальных, местных отделений партий. Мы просто можем получать от Минюста эти сведения, вводить в базу данных и не требовать нотариально заверенную копию такого документа. Иные же документы, я полагаю, можно присылать по электронной почте, заверенные электронной подписью. Ведь кроме заявления кандидата, где он собственноручно подпись ставит, все остальные документы от партий предоставляет уполномоченный. Можно на электронных носителях подготовить специальные программы, и я думаю, что ЦИК в ближайшее время займется этим.

Я.К.: Этот разговор о подаче документов через интернет обсуждался Центральной избирательной комиссией? И если да, то, в какие сроки может перейти на электронный документооборот ЦИК?

Н.К.: Этот вопрос впервые был поднят на встрече Президента России с представителями избирательных комиссий в августе. Предложение Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал. Но естественно, вводиться это может только после этих выборов, уже после федеральной кампании. Кроме того, я надеюсь, что к следующим выборам мы сможем подготовить программу, которая будет работать достаточно хорошо и без сбоев по всем уровням выборов. Прежде всего, мы, конечно, сейчас говорим о политических партиях. Политические партии должны иметь возможность представить документы в машиночитаемом виде, в том числе и, возможно, каким-то образом даже дистанционно. Я пока не вижу с этим проблем. Комплект документов может быть направлен по электронной почте, комиссия фиксирует факт их поступления, то есть наличие документов. Пока же нам приходится сверять постоянно бумажный и электронный вариант каждой бумаги. Работа гигантская, и, к сожалению, рабочие группы по приемке документов основную массу времени занимаются именно ей.

Я.К.: Зато, если сто раз перепроверить, то ошибок будет, вероятно, меньше. Ведь сейчас от Центризбиркома утаить правду фактически невозможно?

Н.К.: Если в документах есть какие-то разночтения, мы все равно на них обязательно натыкаемся. В том числе, на несоответствия сведений в области образования, должностей, места жительства. Строгое табу по-прежнему существует на неуказание кандидатом сведений о неснятой либо непогашенной судимости. Также серьезным остается вопрос, связанный с гражданством иностранного государства: по закону лицо с двойным гражданством, либо вообще не гражданин Российской Федерации пассивным избирательным правом не обладают. Но пока на сегодняшний день таких сведений у Центризбиркома нет.

Я.К.: Всегда ли Центризбирком и партии, работая с документами, находят общий язык?

Н.К.: Я вам могу ответственно заявить, что пока на данный момент партии очень конструктивно работают с Центральной избирательной комиссией. Со своей стороны, и Центризбирком, на мой взгляд, делает максимально возможное для того, чтобы обеспечить участие политических партий и кандидатов от этих партий в выборах, если они не нарушают действующее законодательство.

Я.К.: Не было у вас претензий к кандидату номер один в списке «Единой России»?

Н.К.: Документы Дмитрия Анатольевича Медведева уже все проверены. Претензий к документам никаких. Они в полном порядке.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".