Комментарий
1577 16 января 2025 9:22

Волюнтаристская политика онлайн-платформ

Глеб Кузнецов политологГлеб Кузнецов

Глеб Кузнецов
политологГлеб Кузнецов
С удивлением узнал, что на русском «Технофеодализм» Варуфакиса так и не издали, хотя обещали. Несколько тезисов из этой важной для понимания нерва момента книжки.

Традиционная капиталистическая экономика рыночной конкуренции и прибыли уступила место новой системе. В этой системе контроль через определение правил экономического обмена сосредоточен у крупных технологических корпораций, таких как Google, Amazon, Microsoft и т.д.. Нет больше никакого «децентрализованного пространства», на котором резвятся «независимые участники» в условиях «конкуренции». Допуск продавца и покупателя, комиссию, таргетирование и т.д. определяет собственник платформы. Вспомним Цукерберга с отказом от «фактчекинга». Сначала произвольно завели фактчекеров в логике «потому что начальство попросило», потом так же произвольно от них отказались, потому что «дядя Дональд против». Правила волюнтаристичны, непрозрачны, меняются, как захочет «феодал».

Основной ресурс — данные. Платформы превращают пользователей в «цифровых крестьян», извлекая из них данные в обмен на доступ. Пользователи при этом не осознают масштаб эксплуатации. Варуфакис сравнивает это с феодальным порядком, где крестьяне отдавали часть своего труда феодалу в обмен на «защиту» и «допуск в общину». При этом доступ к платформам является условием нормальной социальной адаптации для человека и выживания для бизнеса. Так данные превращаются в «новую нефть». Тут за подробностями лучше к Зубофф в «Надзорный капитализм» обратиться, он доступен на русском.

Платформы собирают данные обо всем, что делают пользователи: от покупок до привычек и предпочтений. Они используются для точного таргетинга рекламы, прогнозирования потребительского поведения, влияния на выборы и в принципе — управления любой формой поведения. Более того, ни для чего кроме как управления поведением данные и не нужны. Традиционные рыночные механизмы — частный случай общественных взаимодействий — разрушаются именно через это. Amazon, Apple, Google или Uber не участники рынка, а его архитекторы и модераторы. Они определяют правила игры и получают значительную часть доходов. (Квази) независимый «арбитраж» государственных или общественных регуляторов более невозможен. 

«Экономика слежки». Понимание всех аспектов поведения не только для таргетирования нужно, но для направления пользователя к определенным решениям множеством механизмов — вплоть до полной «отмены» сопротивляющихся. Хрестоматийный пример антироссийская волна на Западе в 2022 году, когда никакая аналитическая позиция относительно конфликта была физически невозможна в паблике. А «осуждение России» входило в пакет обязательных условий нормального функционирования в публичном поле человека или бизнеса.

Платформы концентрируют не только «контроль» в своих руках. Они централизуют ресурсы, забирая в свои «экосистемы» весь процесс от производства до распределения и потребления. Apple управляет не только производством и продажей устройств, но и экосистемой приложений через AppStore. В результате вместо равноправных отношений покупателя и продавца, платформа создает зависимость. Это касается как потребителей, так и бизнесов, работающих через платформу. Это порождает существенные последствия — вспомним отключение разного рода сервисов от монетизации в Instagram до запрета на обновление программ контроля медицинских роботов.

Ну и до кучи. Усиление власти корпораций подрывает общественные институты как таковые. От выборов до непубличных госинститутов — все становится заложником (потенциально) волюнтаристской политики платформ. Корпорации формируют общественное мнение, управляя информационными потоками (как в смысле доступа к ним, так и в смысле их содержания), что ослабляет способность общества и государства к критическому анализу и коллективным действиям. Ковидный кейс это показал во всем великолепии. Особенно на излете, когда авторов научных статей банили в соцсетях, если они расшаривали собственные вышедшие в официальных научных журналах публикации.

У Варуфакиса много и про то, что с этим делать — но это отдельная большая история.

Глеб Кузнецов, политолог

#ГлебКузнецов

Источник
27 октября 2023 Новости  Сравнение российской и украинской информационных кампаний: обзор исследования RAND После начала Россией СВО на Украине многие западные политики и крупные СМИ заявили, что Украина якобы побеждает в информационной войне. Однако реальность может быть более сложной, считают исследователи американского аналитического центра RAND.  28 октября 2022 Новости  Информационное противоборство: как в США видят конкуренцию в этой сфере Какую роль информация играет в деятельности конкурентов и как информационная среда может поддерживать стратегические ответы на их действия? Как США могут лучше организоваться для конкуренции и более эффективно использовать все элементы национальной мощи — дипломатическую, информационную, военную и экономическую? 1 апреля 2020 Колонки  Вирусо-логика страха Елена Кондратьева-Сальгеро о симптомах информационной манипуляции.
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".