Статья
3895 9 июня 2011 11:37

Вопрос экологии

Президент РФ Дмитрий Медведев провел в Дзержинске президиум Госсовета по вопросам экологии.  Основной темой заседания стал вопрос «О мерах  по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба».
 
Суммарный объем опасных отходов, накопленных в России, составляет более 30 млрд тонн, сообщил президент РФ Дмитрий Медведев. «К настоящему времени по стране в целом накоплено более 30 млрд тонн опасных отходов, большинство из них - это промышленные отходы», - сказал Дмитрий Медведев, открывая в четверг в Дзержинске заседание президиума Госсовета по проблемам экологии.
 
«Тема отходов очень большая и сложная. Утилизация их требует больших инвестиций - как государственных, так и частных», - заявил Дмитрий Медведев.

Он подчеркнул, что контроль и участие государства в этом процессе должны быть подкреплены законодательно. Президент признал, что увиденное в Дзержинске, который считается одним из самых «грязных» городов РФ, произвело на него впечатление.

«Это производит впечатление - и масштабы производства, созданного в советские времена, и масштабы запустения и по сути экологического бедствия, которые с этим связаны», - сказал он.

На совещании президент высказал также недовольство тем, что правительство не выполнило его поручения в сфере охраны окружающей среды, данные год назад по итогам президиума Госсовета.

«Большая часть нормативного материала, который должен был быть подготовлен, не подготовлена. Вижу в этом и ответственность правительства, которое не довело до конца целый ряд документов и они не были внесены в Государственную думу, но и, вероятно, ответственность некоторых организаций, которые должны были подготовить эти документы», - сказал Дмитрий Медведев.

Президент напомнил, что в мае прошлого года проводилось заседание президиума Госсовета, по итогам которого им было дано поручение, направленное на совершенствование госрегулирования в сфере охраны окружающей среды.

«Я вчера начал разбираться, когда встречался с руководителями экологических неправительственных организаций, посмотрел в данные - оно практически сорвано», - сказал Дмитрий Медведев.

«Сегодня хочу услышать ответ, когда конкретно это будет сделано», - добавил он.

Глава государства сообщил, что накануне общался с главой Минприроды Юрием Трутневым по этому поводу, после чего дал соответствующие указания администрации президента.

«Часть документов находится в Государственной думе, есть все возможности для ускорения работы», - отметил Дмитрий Медведев.

В ходе заседания выяснилось, что  России не существует официального термина накопленного экологического ущерба.

«Для эффективного решения проблемы по ликвидации накопленного экологического ущерба члены рабочей группы предлагают ввести понятие накопленного экологического ущерба как правового инструмента для определения необходимых механизмов его ликвидации», - сказал на заседании президиума Госсовета губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, выступавший с докладом рабочей группы.

Дмитрий Кобылкин также отметил, что отсутствие в действующем законодательстве нормативно-правовой и методологической базы, а также финансовых ресурсов препятствуют реализации мер по оценке и ликвидации накопленного экологического ущерба. По его словам, «нынешних собственников предприятий заставить убирать за прошлое очень непросто». «Бывших собственников, которые на протяжении десятилетий загрязняли окружающую среду, сегодня просто не найти. Поэтому в этом направлении предстоит очень серьезная работа», - подчеркнул Кобылкин.

Что касается международного регулироания, то Дмитрий Медведев сомневается в возможности заключения нового Киотского протокола.

«Киотский механизм, он заканчивается. И я скажу откровенно: судя по тому, как идут дискуссии в "восьмерке", в "двадцатке", я не уверен, что большинство государств сможет договориться к моменту прекращения действия Киотского протокола», - сказал Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета в Дзержинске.

По мнению главы государства, России необходимо обязательно воспользоваться механизмами, которые заложены в Киотском протоколе. «Мы на себя взяли очень непростые когда-то обязательства. Значительная часть развивающихся экономик их не взяла - ни Китай, ни Индия, ни Бразилия, американцы не взяли», - заметил глава государства.

Россия же это сделала, потому что объемы выбросов в тот момент в РФ стали относительно незначительными. «Нам нужно этим воспользоваться, это значительные средства», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

Отметим, что место проведения заседания Госсовета выбрано не случайно. По экологическим показателям промышленный Дзержинск является одним из самых «грязных» городов России.

Теме экологии руководство страны уделяет внимание не впервые. На этой проблематике акцентировали внимание и президент и премьер страны.
 
Так, в марте  этого года на совещании по улучшению  экологической обстановки в стране Путин отметил, что в России планируется  увеличить штрафы для предприятий, не соблюдающих природоохранное законодательство.
 
В частности, как сообщил премьер, «предлагается ввести увеличенные штрафы для предприятий, не соблюдающих законодательства и нарушающих установленные нормы».
 
Он тогда также отметил, что эффективной мерой, направленной на уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, могут стать экономические стимулы.
 
«Если предприятие активно вкладывает инвестиции в модернизацию, в энергосбережение, в экологически чистые технологии, то оно вправе рассчитывать на преференции», - сказал Путин
 
«Например, затраты на проведение природоохранных мероприятий могут учитываться при определении размера платы за воздействие на окружающую среду», - отметил Путин.
 
Экспертное сообщество поддержало идею введения штрафов за нарушение экологии.
 
Однако по мнению многих специалистов, штрафов не достаточно для того, чтобы производство в стране стало полностью экологичным. Такое мнение высказал «Актуальным комментариям» член Общественной палаты РФ Анатолий Либет.
 
«Экологичное производство и забота об экологии - это главная цель, - пояснил эксперт. - А набор средств для ее достижения должен быть не только наказующий, но и стимулирующий. То есть, не только репрессии должны быть, но и какие-то явные стимулы к тому, чтобы предприятия заботились об экологии».
 
По словам Либета, «штрафование должно быть умным». «Штрафы потом должны быть потрачены на исправление ситуации», - считает эксперт. «Скажем, есть такие в России экологически тяжелые зоны, близ которых стоят зеленые озера с ядовитой водой. Так надо не просто наказать эти предприятия, а сделать так, чтобы деньги были потрачены на фильтры, на специальные технологии, газовыводители. Чтобы был практический выход из этого наказания. А иначе бизнес всегда будет рассуждать об экологии с точки зрения рубля - отдавать копеечные штрафы и дальше продолжать свое черное дело», - заключил эксперт. 
 
Стоит отметить, что по оценкам экспертов, около 15% территории России находятся в бедственном состоянии с точки зрения экологии, дальнейшее бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды.
 
Обращалось внимание и на серьезную проблему так называемого «захламления» почв. По словам премьера, речь идет не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью. «Речь идет о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не во вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, проще сказать, на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии», - сказал Путин.
 
Экологическая проблематика была в центре внимания и накануне. Президент РФ пригласил в Кремль экологов и в ходе встречи рассказал о предстоящем президиуме Госсовета. Так, по мнению Медведева, «проблема накопленного экологического ущерба формировалась десятилетиями, и поэтому задача ее решения - это задача уже не собственников, а государства».
 
«Соответствующие госпрограммы существует, к сожалению, они по объему далеко не такие, как бы мы все хотели, реализуются они десятилетиями, по чайной ложке», - заметил он. Глава государства сообщил, что в 2011 году соответствующие работы ведутся «по трем объектам, общий объем инвестирования 6 млрд рублей».
 
Президент подверг  критике российский кабинет министров, выразив недовольство тем, что экологические законопроекты «застревают в недрах правительства».
 
Как сообщалось, в начале февраля комитет Государственной  Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии и комитет Совета Федерации  по природным ресурсами и охране окружающей среды одобрили проект «Основ государственной экологической  политики РФ до 2030 года», подготовленный Минприроды. Вместе с тем, у законодателей были замечания к проекту. В частности, они посчитали необходимым определить направления и приоритеты экологической политики на краткосрочную (2011-2017 годы) и долгосрочную (2018-2030 годы) перспективы. В замечаниях отмечается, что баланс интересов экономического развития и экологического благополучия в проекте только декларируется, а механизмы его реального обеспечения отсутствуют. Минприроды планировало к ноябрю 2011 года представить проект документа в правительство.
 
Ранее сообщалось, что эти законопроекты являются единственными из пакета законопроектов об охране окружающей среды, которые не получили согласования со стороны Минфина и Минэкономразвития.
 
На этот раз Медведев акцентировал на этой проблеме внимание Минприроды РФ Юрия Трутнева.
 
«Если мы с вами договариваемся действовать в определенном временном промежутке и если не получается - скажите администрации (президента). У нас есть свои рычаги, в конце концов я подключусь. Если все это застряло, то надо было позвонить мне и сказать, что все это болтается уже несколько месяцев», - обратился президент к Трутневу.
 
Он напомнил Трутневу, что «с момента проведения год назад Госсовета по экологии был принят целый перечень законопроектов на уровне подзаконных актов», подчеркнув, что данная сфера - ответственность главы Минприроды.
 
«К сожалению - по моим данным, ни один документ до конца не принят. Это полное безобразие. Либо не нужно заявляться на какие-то решения, либо, уж если они приняты, они должны исполняться», - заявил Медведев.
 
В то же время на вчерашней встрече с экологами  глава государства подчеркнул, что в решении вопросов экологического контроля основную роль должен играть именно бизнес, государству же следует мотивировать такую деятельность.
 
Медведев выступил против чрезмерно суровых экологических  законов, подчеркнув, что они должны основываться на текущей экономической ситуации и быть исполнимыми. Сейчас, по мнению президента, представители  крупного и среднего бизнеса занимают правильную позицию, требуя от государства «не душить» их и дать возможность развиваться по уже принятым экологическим программам.
 
Медведев отметил, что малый бизнес  «находится в более сложных условиях, потому что с него требуют высокие платежи, в том числе за решение ряда экологических задач, которые он платить не способен».
 
Прозвучали на вчерашней встрече и новые  инициативы. Так,  директор эколого-энергетического агентства «Интерфакс-ЭРА» Александр Мартынов выдвинул инициативу об обязательном включении в отчеты российских публичных компаний информации о соблюдении ими экологических и энергетических требований. Президент поддержал эту идею.
 
На встрече экологи  попросили  Медведева поощрять сотрудничество с НКО. Они пожаловались президенту на высокие ставки страховых взносов и попросили создать условия для введения в стране общественного экологического контроля. 
 
«Ситуация с  увеличением страховых взносов очень больно ударила по таким организациям, и многие просто закрываются», - сказала президенту член Общественной палаты РФ, координатор проекта «Экоответственность» Елена Тополева-Солдунова.
 
Она также от имени Общественной палаты передала президенту ряд предложений от экологических  организаций. В частности, по ее словам, необходим закон об экологии.
 
Также экологи предлагают возродить систему общественных природоохранных инспекций, активизировать работу общественных советов при  органах власти, включив в них  профильные некоммерческие организации.
 
Эксперт также предложила «поощрять экологов». Кроме того, Тополева-Солдунова предложила организовать общественный мониторинг реализации государственными компаниями принятых ими программ устойчивого развития.
 
«Лучших можно тоже поощрять, а в отношении худших Общественная палата готова составить черные списки нарушителей», - пообещала эколог.
 
Президент отметил, что в общественные советы при министерствах и других госструктурах  должны входить люди с сильной  гражданской позицией, не только лояльные власти.
 
На встрече также поднималась проблема экологической защиты Байкала и работы Байкальского ЦБК. Президент выразил мнение, что ситуация «непростая, но там нет катастрофы».
 
«Решение должно быть найдено, причем в самой короткой перспективе. Если для этого потребуется возглавить какие-то общественные структуры, не сомневайтесь, мы найдем тех, кто возглавит. Надо будет президенту подключиться - я подключусь», - заверил Медведев. 
Комментарии экспертов
Вопрос экологии актуален не только из-за Олимпиады, и не только в этом регионе. У нас города-миллионники - Москва, Санкт-Петербург и все остальные - практически задыхаются в крайне неблагоприятной экологической ситуации. Москвичи находятся в каком-то химическом растворе воздушном, ущерб от этой плохой экологии чудовищной. Проблема не в отсутствии законов, все у нас есть по экологии, только они не исполняются. Президент просто должен потребовать исполнять эти законы. Нужно, чтобы бизнесмены прекратили давать взятки чиновникам экологическим и вообще государственным, а чиновники прекратили их брать. 
 
Проявление политической воли – вот что нужно в обеспечении экологической ситуации. Ну и плюс изменение общественного сознания, когда граждане увидят, что президент проявляет внимание к этой проблеме, стремится изменить ситуацию к лучшему, то они и экологическое сознание будут проявлять. 
 
Оно в обществе есть, но достаточно латентное. Я, например, вожу студентов МГУ в походы, в горы, в Сочи. Привожу их наверх, и там наверху раздаю им пакеты из под мусора и говорю – вниз пойдем, собирая мусор. Половина группы, как правило, с огромным удовольствием этот мусор собирает. 
 
Наша страна загажена этим мусором, нам надо провести большую генеральную уборку,  и миллионы людей готовы в этом принять участие, готовы чистить Россию от этого мусора.  
 
Что касается ответственности предприятий, они готовы сделать все, что от них готовы потребовать государственные власти. Единственное что нужно – это проявление политической воли. Этого же ждет и население, у которого уровень жизни, уровень самосознания, образования, уже готов полностью к тому, чтобы развивалось экологические нормы.  
 
Экологические группы в этом направлении действуют. Но экологические группы включены во многие экологические проекты, их в качестве давления используют и так далее. Поэтому нам нужно тоже расширять экологическое движение, и его очищать от чрезмерной зависимости от западных грантов. 
 
Что касается системы  поощрений, думаю, это, прежде всего, моральное удовлетворение от того, что люди не загаживают нашу Землю, а делают ее чище. Это - огромная система поощрения, нужно просто ее более энергично выдвинуть. 
 
Что касается предприятий, тема экологии тоже во многом связана с системой нравственности руководства. И нравственная мотивация тоже имеет большое значение. Конечно,  должна также быть отстроена система материального стимулирования. Лучшие экологические предприятия должны получать какие-то премии, освобождение от налогов, получать значки экологически чистой продукции. 
 
Должна быть разработана система, сочетающая материальное и моральное поощрение.  
 

Не нужно недооценивать моральные меры. У нас за это время господствует идеология цинизма под названием прагматизм, но это ошибочная, вредная идеология. Мы должны понять огромную роль, которую играют нравственные стимулы. В экологии они играют огромную роль. Нам нужно развивать экологическое сознание. Для того, чтобы оно развивалось, необходимо проявление политической воли сверху. 

Несколько лет назад, когда только появилась идея строительства туристического кластера на Северном Кавказе, тема экологии была, пожалуй, более актуальна, чем сейчас. С тех пор в проектах строительства объектов для проведения Олимпиады уже многое поменялось.

Был перенесен маршрут горнолыжной трассы после того, как этим в серьез озаботился премьер-министр Владимир Путин, и с тех пор скандальных ситуаций, связанных с экологией на Северном Кавказе, не было. Можно сказать, что сейчас все проекты согласованы, причем, при их согласовании все максимально компромиссные решения были найдены. Остались, конечно, некоторые объективные требования экологов, но полностью, наверное, невозможно было бы без них обойтись. 

Экологические проблемы, которые обсуждаются на Госсовете, реально существуют. Главная проблема в том, что они обсуждаются уже три года на высоком уровне, но поручения не выполняются. На мой взгляд, выполняется, наверное, 1-2% из всех поручений в области экологии.

В результате хорошие слова не превращаются в хорошие дела.

Дело в том, что предприятия чувствуют общий антиэкологический настрой и ведут себя соответствующим образом. Когда принимали лесной кодекс, мы протестовали, говорили, что нельзя этого делать. Нас не слышали, и не слышат сейчас, косметическим образом пытаются исправить то, что нельзя исправить таким образом.

То же самое касается предприятий, пока нет экологического контроля, никакие законы, даже ослабленные, не будут работать. За последние 5-10 лет все законы экологические ослаблены, но и они не будут работать, потому что нет реального экологического контроля.

На встрече вчера с президентом говорилось о том, что нужен общественный экологический контроль. Президент вроде бы доброжелательно к этому отнесся. Хотелось бы надеяться, что это будет сделано. Это был бы действительно шаг вперед.

Но пока совершенно непонятно почему убрали экологическую перспективу из обсуждений проектов.

Сейчас предприятия руководствуются тем, что об экологии можно много говорить и, мало делать. Должны работать суды, прокуратора. Всего этого нет. В свое время созданная природоохранная прокуратура сейчас влачит жалкое существование. Даже когда она оформляет дела, суды эти дела не хотят рассматривать.

Что касается предложения ввести штрафные санкции в отношении предприятий, которые нарушают экологи, на мой взгляд, эта схема не будет работать. Всегда есть соблазн заплатить инспектору, прокурору, или кому угодно меньшую суму, чем надо платить за штраф. Штраф надо платить 100 миллионов, предположим, за нанесенный ущерб какому-нибудь озеру или что-то еще, а предприятию гораздо проще заплатить миллион, который пойдет в карман проверяющему или судам. Штрафы при нашей коррумпированной схеме правосудия не принесут результата.

В вопросе ответственности бизнеса за экологию, на мой взгляд, речь должна идти, скорее, о строгом следовании букве закона, нежели об изменении законодательства. То есть, проблема не в том, что российские законы плохи, а в том, что они не всегда соблюдаются и не всегда достаточно жестко контролируются, к сожалению.
 
И даже не в жесткости дело, а в неконтролируемости. Необязательность исполнения закона, вот в чем проблема. Одно и то же нарушение в разных  регионах может наказываться как с максимальной жестокостью, доступной по закону,  так и может находится какой-то компромисс. И эта выборочность, на самом деле, в наибольшей степени неудобна и неприятна и бизнесу, и государству. И, соответственно, то, что должно делать государство в этой сфере – не плодить новые законы и новые нормы, а добиться единообразного исполнения норм, которые есть. Эти нормы должны быть абсолютно одинаковы для всех – для малого бизнеса, для среднего, для крупного. В законе написано так – не делаешь – наказание, делаешь – поощрение. Попытка сказать, что там, где крупному бизнесу нужно обязательно вкладываться в экологию, а среднему можно не вкладываться – сделает закон необязательный к исполнению. Если одним можно не делать, то невозможно объяснить остальным, почему они обязаны вкладываться в экологию. 
 
То есть, все должны быть абсолютно равными. Это с точки зрения капиталовложений означает, что средства, вложенные в экологию, должны фиксироваться не в абсолютных цифрах, а в процентах, некоей доли капитала. Соответственно, у малого бизнеса - это малые деньги, у крупного - большие. Но нельзя сделать так, что малому бизнесу можно гадить окружающую среду, потому что он маленький, а крупному- нельзя.
 

Что касается введения отчетности по экологии для предприятий, это - совершенно реально, но введение такой нормы ничего, по сути, не изменит. То есть, ни одна компания самостоятельно не пишет, что не исполняет экологические нормы. Всегда можно найти обходной путь, чтобы написать, что нормы закона используются, чтобы такие-то и такие мероприятия провести по соответствующим статьям. Отчетность нужна, но никогда такой лобовой подход  к обеспечению прозрачности особых результатов не дает. 

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".