Вопрос экологии
Он подчеркнул, что контроль и участие государства в этом процессе должны быть подкреплены законодательно. Президент признал, что увиденное в Дзержинске, который считается одним из самых «грязных» городов РФ, произвело на него впечатление.
«Это производит впечатление - и масштабы производства, созданного в советские времена, и масштабы запустения и по сути экологического бедствия, которые с этим связаны», - сказал он.
На совещании президент высказал также недовольство тем, что правительство не выполнило его поручения в сфере охраны окружающей среды, данные год назад по итогам президиума Госсовета.
«Большая часть нормативного материала, который должен был быть подготовлен, не подготовлена. Вижу в этом и ответственность правительства, которое не довело до конца целый ряд документов и они не были внесены в Государственную думу, но и, вероятно, ответственность некоторых организаций, которые должны были подготовить эти документы», - сказал Дмитрий Медведев.
Президент напомнил, что в мае прошлого года проводилось заседание президиума Госсовета, по итогам которого им было дано поручение, направленное на совершенствование госрегулирования в сфере охраны окружающей среды.
«Я вчера начал разбираться, когда встречался с руководителями экологических неправительственных организаций, посмотрел в данные - оно практически сорвано», - сказал Дмитрий Медведев.
«Сегодня хочу услышать ответ, когда конкретно это будет сделано», - добавил он.
Глава государства сообщил, что накануне общался с главой Минприроды Юрием Трутневым по этому поводу, после чего дал соответствующие указания администрации президента.
«Часть документов находится в Государственной думе, есть все возможности для ускорения работы», - отметил Дмитрий Медведев.
В ходе заседания выяснилось, что России не существует официального термина накопленного экологического ущерба.
«Для эффективного решения проблемы по ликвидации накопленного экологического ущерба члены рабочей группы предлагают ввести понятие накопленного экологического ущерба как правового инструмента для определения необходимых механизмов его ликвидации», - сказал на заседании президиума Госсовета губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин, выступавший с докладом рабочей группы.
Дмитрий Кобылкин также отметил, что отсутствие в действующем законодательстве нормативно-правовой и методологической базы, а также финансовых ресурсов препятствуют реализации мер по оценке и ликвидации накопленного экологического ущерба. По его словам, «нынешних собственников предприятий заставить убирать за прошлое очень непросто». «Бывших собственников, которые на протяжении десятилетий загрязняли окружающую среду, сегодня просто не найти. Поэтому в этом направлении предстоит очень серьезная работа», - подчеркнул Кобылкин.
Что касается международного регулироания, то Дмитрий Медведев сомневается в возможности заключения нового Киотского протокола.
«Киотский механизм, он заканчивается. И я скажу откровенно: судя по тому, как идут дискуссии в "восьмерке", в "двадцатке", я не уверен, что большинство государств сможет договориться к моменту прекращения действия Киотского протокола», - сказал Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета в Дзержинске.
По мнению главы государства, России необходимо обязательно воспользоваться механизмами, которые заложены в Киотском протоколе. «Мы на себя взяли очень непростые когда-то обязательства. Значительная часть развивающихся экономик их не взяла - ни Китай, ни Индия, ни Бразилия, американцы не взяли», - заметил глава государства.
Россия же это сделала, потому что объемы выбросов в тот момент в РФ стали относительно незначительными. «Нам нужно этим воспользоваться, это значительные средства», - подчеркнул Дмитрий Медведев.
Отметим, что место проведения заседания Госсовета выбрано не случайно. По экологическим показателям промышленный Дзержинск является одним из самых «грязных» городов России.
Не нужно недооценивать моральные меры. У нас за это время господствует идеология цинизма под названием прагматизм, но это ошибочная, вредная идеология. Мы должны понять огромную роль, которую играют нравственные стимулы. В экологии они играют огромную роль. Нам нужно развивать экологическое сознание. Для того, чтобы оно развивалось, необходимо проявление политической воли сверху.
Несколько лет назад, когда только появилась идея строительства туристического кластера на Северном Кавказе, тема экологии была, пожалуй, более актуальна, чем сейчас. С тех пор в проектах строительства объектов для проведения Олимпиады уже многое поменялось.
Был перенесен маршрут горнолыжной трассы после того, как этим в серьез озаботился премьер-министр Владимир Путин, и с тех пор скандальных ситуаций, связанных с экологией на Северном Кавказе, не было. Можно сказать, что сейчас все проекты согласованы, причем, при их согласовании все максимально компромиссные решения были найдены. Остались, конечно, некоторые объективные требования экологов, но полностью, наверное, невозможно было бы без них обойтись.
Экологические проблемы, которые обсуждаются на Госсовете, реально существуют. Главная проблема в том, что они обсуждаются уже три года на высоком уровне, но поручения не выполняются. На мой взгляд, выполняется, наверное, 1-2% из всех поручений в области экологии.
В результате хорошие слова не превращаются в хорошие дела.
Дело в том, что предприятия чувствуют общий антиэкологический настрой и ведут себя соответствующим образом. Когда принимали лесной кодекс, мы протестовали, говорили, что нельзя этого делать. Нас не слышали, и не слышат сейчас, косметическим образом пытаются исправить то, что нельзя исправить таким образом.
То же самое касается предприятий, пока нет экологического контроля, никакие законы, даже ослабленные, не будут работать. За последние 5-10 лет все законы экологические ослаблены, но и они не будут работать, потому что нет реального экологического контроля.
На встрече вчера с президентом говорилось о том, что нужен общественный экологический контроль. Президент вроде бы доброжелательно к этому отнесся. Хотелось бы надеяться, что это будет сделано. Это был бы действительно шаг вперед.
Но пока совершенно непонятно почему убрали экологическую перспективу из обсуждений проектов.
Сейчас предприятия руководствуются тем, что об экологии можно много говорить и, мало делать. Должны работать суды, прокуратора. Всего этого нет. В свое время созданная природоохранная прокуратура сейчас влачит жалкое существование. Даже когда она оформляет дела, суды эти дела не хотят рассматривать.
Что касается предложения ввести штрафные санкции в отношении предприятий, которые нарушают экологи, на мой взгляд, эта схема не будет работать. Всегда есть соблазн заплатить инспектору, прокурору, или кому угодно меньшую суму, чем надо платить за штраф. Штраф надо платить 100 миллионов, предположим, за нанесенный ущерб какому-нибудь озеру или что-то еще, а предприятию гораздо проще заплатить миллион, который пойдет в карман проверяющему или судам. Штрафы при нашей коррумпированной схеме правосудия не принесут результата.
Что касается введения отчетности по экологии для предприятий, это - совершенно реально, но введение такой нормы ничего, по сути, не изменит. То есть, ни одна компания самостоятельно не пишет, что не исполняет экологические нормы. Всегда можно найти обходной путь, чтобы написать, что нормы закона используются, чтобы такие-то и такие мероприятия провести по соответствующим статьям. Отчетность нужна, но никогда такой лобовой подход к обеспечению прозрачности особых результатов не дает.